Елена Перепечаева
Семинар-практикум «Развитие эмоционального восприятия у детей посредством творческой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Служба ранней помощи.
Конспект семинара-практикума для родителей Службы ранней помощи на тему: «Развитие эмоционального восприятия у детей через творческую деятельность».
Цели:
- Создание условий для повышения педагогической грамотности родителей (законных представителей) об эмоциональном развитии детей, через творческую деятельность.
Публикация «Семинар-практикум „Развитие эмоционального восприятия у детей посредством творческой деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Создание у родителей (законных представителей) предпосылок, для занятий с детьми дома экспериментальной деятельностью с целью развития познавательного интереса к окружающему миру.
Задачи:
1. Представить родителям (законным представителям) актуальность проблемы развития эмоциональной сферы малышей.
2. Познакомить со значением творческой деятельности, для всестороннего развития ребенка.
3. Представить технологии выполнения различных видов творческой деятельности.
4. Привлечь родителей (законных представителей) к занятию творческой деятельностью, для получения практического опыта.
5. Показать на примере экспериментальной деятельности, как можно заинтересовать ребенка и развивать его познавательный интерес.
Предварительная работа: подбор литературы по теме «Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста, через творческую деятельность»; опрос родителей с целью актуализации проблемы и составление плана семинара.
Материалы и оборудование:
- карточки с описанием сказок;
- демонстрационные картинки с примерами детских работ;
- краски, кисточка, нитки;
- формочки для льда;
- замороженные, разноцветные ледяные игрушки (демонстрационный материал готового изделия).
- карточки для теста;
- анкеты для родителей;
- ручки;
Ход мероприятия:
Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем семинаре.
Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - это основа развития эмоциональности. Сказка дарит радость и взрослым, и детям.
Поэтому сейчас я предлагаю поиграть в игру «Сказочный калейдоскоп».
Предлагаю Вам достать карточку с описание сказки и угадать, о каком персонаже и какой сказке идет речь:
- В какой сказке серая личность осуществляет коварный план убийства пожилой женщины и планирует совершить злодеяние над ее родственницей, и только благодаря своевременному вмешательству членов охотоведческого хозяйства все заканчивается хорошо?
(Красная шапочка.)
-Назовите сказку, в которой различные по своему социальному статусу герои занимали поочередно помещение, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы наглый и большой субъект не стал претендовать на часть жилплощади.
(Теремок)
-Назовите сказку, в которой говорится об остывшем герое, который занялся бегом с препятствиями. Талант артиста помогает ему на пути, однако финал - трагический. Проявив слишком большую самоуверенность, - упоенный славой, он погибает.
(Колобок)
- В этой сказке именины. Много созвано гостей. Но негаданно, нежданно,– появляется злодей. Он хотел убить хозяйку, чуть ее не погубил… Но, коварному злодею рыцарь голову срубил.
(Муха-цокотуха)
- В какой сказке престарелому мужчине была оказана помощь в проведении сельскохозяйственных работ по сбору урожая. В работе принимали участие все члены семьи. Основная, неоценимая помощь была оказана серым, маленьким субъектом, нелегально проживающим на частной территории.
(Репка)
- В какой сказке брат не послушал сестру и нарушил санитарно-гигиенические правила. В связи с употреблением не питьевой жидкости, был жестоко наказан обращением в парнокопытного, рогатого героя.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
- В какой сказке житель леса, держал в заложницах любительницу грибов и ягод, которая обманным путем заставила его работать в доставке хлебобулочных изделий, что помогло ей вернуться домой к родственникам.
(Маша и медведь)
Мы с Вами вспомнили любимых героев и улыбнулись. Невольно, каждый из нас мысленно вернулся назад в мир детства. Мир, в котором главное место занимают эмоции.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Взрослому достаточно показать любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным - и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность - предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры.
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к зеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем пятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до 2-х лет никак не реагировали на свои испачканные носы, не относя к себе красные пятна, увиденные в зеркале. А большинство двухлетних детей, увидев свое отражение, дотрагивались пальцами до носа, - следовательно, узнавали себя. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания.
К трем годам появляются личные действия и сознание “я сам” - центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В конце этого периода при приближении к кризису 3-х лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней руками и ногами, что-то выкрикивая. Причиной гнева или плача могут быть, помимо “неподдающихся” вещей, и отсутствие внимания со стороны близких взрослых, занятых своими делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается их вниманием завладеть.
В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением собственного «Я».
Период в жизни ребенка от года до трех лет время, когда ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, мир эмоций и мир творчества.
С раннего возраста дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Родители, должны поощрять любознательность, вовлекая их в различные виды деятельности, способствовать расширению детского опыта эмоционального восприятия. Это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества. В силу физиологических особенностей мышление маленьких детей более свободно, чем мышление взрослых, а воображение обогащает жизнь детей, делает её ярче и интересней.
Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей, им движет удовлетворение своих потребностей в творчестве, что рождает положительные эмоции.
Понаблюдайте за собой: сколько раз за день вы улыбнулись ребенку, похвалили его, обратили внимание на красоту окружающей жизни, красоту отношений между людьми. Уделите своему ребёнку немного свободного времени, творя вместе с ним. Находясь вместе, оцените эти необыкновенные минуты, когда можно посмотреть в глаза друг другу, помечтать, что-то сочинить, помочь малышу поверить в себя, в свои силы, проявить творчество.
Как любое творчество, рисование способно не только раскрыть внутренний мир ребенка, но и повлиять на него. Ребенок фактически рассказывает в рисунке о себе, о том, что его волнует, радует, огорчает. Нужно сохранить у ребёнка желание общаться со взрослыми через рисунок. Это начало более длительного, регулярного, содержательного общения и взаимопонимания.
Но бывает, что ребёнок не проявляет желание рисовать, более того категорически отказывается заниматься этой деятельностью. Если: ребенок отказывается рисовать. В таком случае родителям стоит насторожиться, а не оправдывать его отказы свободой выбора: «Дескать, не надо давить, пусть делает то, что ему нравится». В дошкольном возрасте детям, как правило, нравится то, что дается легко. А то, с чем у них трудности, кажется скучным и вызывает стойкий отказ.
Дети нередко получают эмоциональную травму, не справившись с каким-то заданием или почувствовав неодобрение (например, если речь идет об испорченных обоях или испачканном ковролине).
Хорошими помощниками в формировании положительного эмоционального восприятия навыков рисования могут стать нетрадиционные техники. Нетрадиционные техники рисования позволяют создавать прекрасные образы, учат с раннего возраста быть сосредоточенным и внимательным и – самое главное – развивают желание СОЗДАВАТЬ! Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют даже маленьким детям быстро достичь желаемого результата. Сегодня мы поговорим о некоторых из них и сами попробуем создать что-то необычное.
Рисование пальчиками.
Самый доступный способ вызвать положительный эмоциональный отклик у ребёнка, это развивать творческое начало заинтересовав его рисованием при помощи пальчиков. В процессе творчества у него развивается воображение, образное мышление и вкус. Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение ребёнка использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения, расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром. Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Рисуя, ребёнок учиться строить "причинно-следственная" связи, учится логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нем появляются интересные "загогулины", а если поставить кляксу и "повозюкать" ее ручкой, то получится очень забавное пятно. С помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет. Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.
Рисование ладошками.
Для этого лучше налить слегка разведенные водой краски в пластиковые тарелочки, чтобы маленькому ребенку было удобно окунать ладошку в краску. На бумаге можно делать отпечатки ладони, проводить ладонью разные линии, закрашивать большие поверхности. Если рисуете в альбоме, то под отпечатком ладошки на память можно поставить дату или возраст ребенка. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. С детьми от 2 лет можно усложнят задачу и по-разному поворачивая ручки, дорисовывать к отпечаткам недостающие элементы. Например, отпечатав сомкнутую ладошку можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли. Ладошка, с разведенными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, по полукругу - ежика и опушку из травы.
Рисование ватными палочками.
Внести разнообразие в творческую деятельность малыша можно при помощи обычных ватных палочек. Эта техника рисования очень проста и под силу даже очень маленьким детям. Дети рисуют уже слегка разведенной в воде краской, на листе чистом листе или с трафаретным рисунком любимого персонажа, прикосновением кончика палочки, оставляя на листе отпечаток в виде точки. Смотреть на рисунок, выполненный в такой технике нужно отодвинув его на уровне вытянутой руки. Дети постарше, могут при помощи этой техники разукрашивать сюжетные картинки или пейзажи.
Рисование на песке.
Даже если на улице наступили холода, это не повод отказываться от игры с песком. При помощи заготовленного заранее, промытого и высушенного песка можно заниматься рисованием в домашних условиях создав творческую песочную мастерскую для ребенка. Вам будет необходим коробок прямоугольной формы с низкими бортиками, дно коробка хорошо бы сделать цветным. Распределяем в нём песок тонким слоем. Вот и все. Можно приступать к рисованию. Рисовать можно, как при помощи пальчиков, так и при помощи палочки.
Пластилинография.
Пластилинография является уникальным методом развития творческих способностей детей. Пластилинография – это нетрадиционная техника создания и исполнения замысла в лепной картине, с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. То есть из пластилина, путём пластилинографии, можно рисовать картины. Но маленькому ребёнку надо будет помочь. Сделайте ему заранее заготовки (шарики из пластилина). Нарисуйте или наклейте из цветной бумаги: яблоню без яблок, новогоднюю елочку без елочных шаров, мухомор без белых пятнышек, божью коровку без черных точечек и т. п. Ребенок должен постараться прилепить шарики из пластилина на картинку. С детьми после 2 лет можно сделать картинки используя трафарет персонажа или сюжета. Ребенок должен будет сам скатать шарики или колбаски из пластилина и прилепить их на заготовку.
Рисование при помощи восковой свечи.
Для ребенка от года на чистом листе бумаги нарисуйте свечой, персонажей из сказки, животных и т. п. Предложите ребенку закрасить лист полностью любой краской. После нанесения на листок с воском краска распределиться только в тех местах, где нет воска и проявиться нарисованный персонаж. Ребенку всегда будет интересно узнать, что же скрывает чистый лист бумаги. Для ребенка с двух лет приготовьте кусочек восковой свечи и предложите нарисовать, что-нибудь самостоятельно. Можно нарисовать колечки, овалы, зигзаги и т. п. После предложите ребенку нанести краску на листок. Рассмотрите вместе получившееся изображение, пофантазируйте, что скрывал восковой рисунок.
Ребенок должен получать положительные эмоции. Поэтому немаловажную роль в восприятии окружающего играет творчество. В каждом ребёнке надо развивать творческое начало, благодаря которому он сможет наиболее успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить социально позитивные выходы из сложных ситуаций, стать творцом своего жизненного пути.
Немаловажную роль в эмоциональном развитии играет окружающая среда.
Обычные предметы, которые каждый день окружают нас в быту, могут стать хорошим материалом для экспериментальной деятельности с Вашим ребенком.
Эксперимент со снегом.
Наберите вместе с ребенком в маленькое ведерко снег. Занесите его в теплое место. Заинтересуйте внимание ребенка тем, что скоро снег начнет исчезать. Через некоторое время предложите проверить ведерко со снегом и посмотреть, что изменилось. Предложите ребенку перелить талую снежную воду в прозрачный сосуд и посмотреть на неё. Обратите особое внимание ребенка на то, что именно из снега получилась вода и что она грязная, хотя снежок был белым и чистым. (Так можно отучить ребенка есть снег). Побеседуйте о том, почему снег в ведерке растаял, а на улице нет.
Эксперимент с водой.
Возьмите краски и предложите ребенку окрасить водичку в разные цвета. Окрашивать воду лучше всего в прозрачной ёмкости, для того чтобы ребенок ясно видел цвета окрашиваемой воды. Затем разлейте её в заранее заготовленные формы. Для этого можно использовать одноразовые стаканчики, ячейки от коробки с конфетами, контейнер из под яиц и т. п. Положите в воду в каждую ячейку кончики ниточки так, что бы получилась петелька. Затем предложите найти ребенку самое холодное место в доме. После этого положите формочки с заготовленным содержимым в морозилку холодильника. Через пару часов, проверьте содержимое морозилки. Обратите внимание ребенка на то, что вода превратилась в лед, потому что замерзла. Извлеките получившиеся цветные льдинки из форм за петлю ниточки. Разноцветные игрушки для украшения зимнего двора, готовы!
Подводя итог нашей сегодняшней встречи, хотелось бы обратить особое внимание на 5 правил, которые помогут вам без особых усилий развить эмоциональное восприятие через творческую деятельность у своих детей :
1) Старайтесь не подавлять инициативу ребенка. Остановить ребёнка, когда он чем–то занят – это самый простой способ прервать полет воображения. В этот момент следует задавать ребенку, находящемуся в творческом процессе, интересные вопросы: «Что должно было из этого получиться?», «Что будет, если сделать по другому?».
2) Снабжайте ребёнка необходимыми материалами для творчества : красками, пластилином, безопасными ножницами, цветной бумагой, клеем, карандашами, мелками и т. д. Лучше, если ребенок сам нарисует и раскрасит выдуманную им картинку.
3) Старайтесь не корить ребёнка за неудачи. Неудачи так же неизбежны. Главное для него – это процесс, а не результат. Не давите на ребенка слишком сильно, чтобы из занятий творчеством не исчез элемент игры и увлекательности.
4) Участвуйте в творческой жизни ребёнка.
5).Создайте творческую мастерскую дома ( можно использовать: бросовый и природный материал, крупы, вермишель) и создавайте необычные работы в виде аппликаций или поделок вместе с ребёнком.
В заключение нашей встречи хотелось бы предложить Вам психологический тест. Давайте попробуем проверить, знаете ли Вы себя?
Есть множество вещей, способных дать представление о вашей личности: от ежедневных привычек до языка тела.
Мы привыкли считать, что в любой ситуации существует только два вида решений — правильное и неправильное. Однако наш тест совсем не про это.
Вы не можете выбрать «неправильный» ответ, потому что все они верны.
Предлагаю вам выбрать одно из четырех действий в ситуации, показанной на картинке ниже, и узнать больше о самих себе.
Что бы вы сделали первым? (Все происходит одновременно)
Кипит чайник.
Звонит телефон.
Плачет ребенок.
Собака грызет диван.
1. Выключить кипящий чайник
Если вы выбрали чайник, это может означать, что вы натура горячая и вспыльчивая. Вы быстро и без малейших колебаний принимаете решения, и ничто не способно остановить вас на пути к цели. Вы можете быстро уставать от монотонных занятий. Также вы заботитесь о собственной безопасности и не любите сюрпризов. Вам проще следовать четкому плану, который не предполагает каких-либо неожиданностей.
2. Ответить на телефонный звонок
Выбор этого варианта может говорить о том, что вы сосредоточенный и дипломатичный человек. Вам сложно принимать ошибки других людей. Вас можно охарактеризовать как делового человека, способного управляться с несколькими задачами одновременно.
Вам легко дается общение с людьми. В целом можно сказать, что вам нравится заводить полезные знакомства и находиться в центре внимания.
3. Успокоить плачущего ребенка
Если первым делом вы постараетесь успокоить ребенка, то вы, вероятнее всего, уравновешенная и предприимчивая личность. Вам нравится помогать окружающим, и вы готовы пожертвовать собой во имя других. Вы семейный человек и цените взаимоотношения между людьми.
Одиночество вас пугает, вам важно, чтобы рядом всегда кто-нибудь был. На ваш взгляд, лучше провести вечер дома в кругу семьи, чем на шумной вечеринке в баре.
4. Запретить собаке грызть диван
Если вы решили сначала отогнать собаку от дивана, то можно заключить, что вы не выносите беспорядка в любом смысле: как в доме, так и в жизни. Для вас важно держать все под контролем. Вы не успокоитесь, пока все не встанет на свои места. Вы придаете большое значение материальным ценностям и социальному статусу. Как правило, вы знаете ответы на все вопросы и не теряетесь в любой ситуации.
Насколько точно эти утверждения совпали с вашим представлением о том, какой Вы человек?
Вы улыбнулись, значит, Вы остались довольны тем, что узнали о себе.
Мы были очень рады видеть Вас на нашем семинаре. Хочется надеяться на то, что наши встречи будут частыми и продуктивными. Предлагаем Вам заполнить анкету, которая поможет нам спланировать темы наших дальнейших встреч.
Список используемой литературы:
Гончарова Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. URLhttps://moluch.ru/th/1/archive/99/3446/.
Лаптева Ю. А., Морозова И. С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник КемГУ. 2016. URL :https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-sfery-rebenka-doshkolnogo-vozrasta.
Николаева В. В., Байкенова А. Е., Шевченко В. Е. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2019. URL :https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-emotsionalnoy-sfery-detey-doshkolnogo-vozrasta.
Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. Москва, 1989.