Ольга Райкова
Семинар-практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
Лучшее лекарство - профилактика. Это действительно так!
Психологический тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания педагогов».
Цель: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.
Задачи:
1. развитие навыков рефлексии
2. пробуждение творческих ресурсов воображения
3. повышение уверенности в себе и ответственности за свои действия
4. снятие напряжения и негативных эмоций
5. накопление эмоционально-положительного опыта
Публикация «Семинар-практикум „Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
6. формирование навыков совместной деятельности.
Основные формы проведения занятий:
• Игровые (творческого, подражательно-поискового характера, релаксационные и т. д.).
• Обучающие (саморегуляция, аутотренинг).
• Творческие (арт-терапия и т. д.).
• Моделирование и анализ заданных ситуаций.
• Беседы, дискуссии.
Ожидаемые результаты: овладение умениями и навыками психической саморегуляции.
Ход проведения.
1. Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения:
руки скрещены на груди,
руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и
руки сжаты в кулаки.
По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий ведущего
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
2. Упражнение «Сквозь кольцо»
Задача: Создание положительного эмоционального настроя, умения координировать совместные действия, проявлять сплоченность, уверенность.
Описание упражнения:
Участникам встать в шеренгу, взяться за руки; крайнему дается гимнастический обруч. Задача участников – не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном счете оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него.
Обсуждение:
Что помогало выполнить упражнение, а что, наоборот, препятствовало? Было ли задание выполнено в соответствии с выдвинутым кем-то планом или каждый действовал по собственной инициативе? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча? (поднять руки вверх…
3. Упражнение «Таможня».
Задача: тренировка уверенного поведения в ситуациях, когда нужно убедить других людей в своей искренности. Для «таможенников» - тренировка наблюдательности, проницательности.
Описание упражнения:
3-4 добровольца берут на себя роли «таможенников». Их задача – выявить среди остальных участников путем расспросов и наблюдения тех, кто транспортирует «запрещенные предметы». Последние (спичечные коробки) даются некоторым участникам тайком, чтобы «таможенники» не видели, кому они достались. После этого каждый участник поочередно подходит к «таможне», там ему могут задать любые вопросы для выяснения того, имеется ли у него «запрещенный груз» (обыск не производится, «контрабандисты» выявляются только путем расспросов). Когда все участники пройдут, «таможенники» совещаются и выносят свой вердикт – кто с их точки зрения, «контрабандист». После этого участники, у которых на самом деле был запрещенный груз, демонстрируют его, что позволяет оценить точность предположений «таможенников».
Обсуждение:
- На основании чего «таможенники» делали свои предположения?
- Если произошли ошибки, чем они вызваны?
- В чем различия между удачливыми и неудачливыми «контрабандистами»? (уверенность, спокойствие, выдержка)
- Если кто-то оказался «невинной жертвой», то какими особенностями поведения это было спровоцировано, насколько для этого человека характерна позиция «невинной жертвы» в других жизненных ситуациях и как ее можно избежать?
4. Упражнение «Шары».
Задача: научить разнообразным безопасным способам выражения агрессии.
Описание упражнения:
Я предлагаю Вам надуть шар.
- Представьте, будто надутый шарик — это тело человека, а находящийся в нем воздух — чувства раздражения и гнева.
- А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?
- Что случится с шаром, когда чувство гнева и раздражения переполнят? (лопнет - это скорее всего у детей, так как они еще не могут справляться со своими эмоциями: могут ударить кого-либо, крикнуть, биться об пол)
- Взрослые могут контролировать эмоции, но тоже до какого-то предела. И когда наступает предел всем нашим возможностям (отпустите шары и проследите за ними, мы начинаем что делать? (метаться, искать выход из ситуации, впадать в бешенство, у кого-то, в худшем случае, все закончится депрессией).
- Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему?
- Надуйте шар еще раз, держите крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.
- Вы помните, шар — это человек, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева.
- Когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда.
- А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите. Вы заметили, что шарик уменьшился?
- Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?
- Вспомните и назовите собственные методы и приемы снятия нервного напряжения.
5. Упражнение коллажи “Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе”. (Включить спокойную музыку)
Задача: активизировать групповые взаимодействия, определить условия, которые помогают обеспечить эмоциональный комфорт педагога дома и на работе.
Материалы: фото, журналы, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, карандаши.
- Мы с вами уже ознакомились с основными причинами и признаками “синдрома эмоционального выгорания”. А теперь я предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта как дома, так и на работе.
Разделитесь на две группы. Первая группа будет создавать коллаж на тему “Условия эмоционального комфорта педагога на работе”, а вторая – “Условия эмоционального комфорта педагога дома после работы”.
По окончании команды защищают свои проекты.
6. Релаксация под музыку с использованием фото.
Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения.
Материалы: ноутбук, проектор, проекционный экран.
Музыка – это тоже психотерапия. Предлагаю Вас сесть удобнее, расслабиться, посмотреть на экран и послушать музыку. (просмотр презентации "Осенняя пора")
Успехов Вам и внутреннего равновесия!