Любовь Четверикова
Семинар-практикум «Проектная деятельность в ДОУ»
Цель: Создание системы работы по внедрению технологии - "метод проек-тов".
1. Настрой на работу.
Упражнение "Ассоциации".
Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое-то слово, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум.
Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово - ассоциацию, и т. д.
В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.
Публикация «Семинар-практикум „Проектная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус - час-пик - толкучка - джинсы - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло - :
Начинать игру нужно по очереди, по кругу.
2. Притча «Рискнуть попробовать»
"Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».
Вывод.
"Часто бывает так, что человек воспринимает ситуацию, полагаясь на свои ощущения. Однако часто бывает так, что чувства обманывают людей и тогда они не в состоянии сделать правильных логических выводов. Как же тогда быть? Ответ простой - нужно попробовать проверить свои ощущения и правильность выводов. Философское определение «Практика - критерий истины».
Для работы нам необходимо разделиться на команды, сделаем мы это с помощью игры «Колечки»
Игра «Колечки»
Все педагоги выходят в центр зала. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», — педагоги образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам — кто быстрее!
После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь коллектив.
После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе) — ведущий хлопает так, чтобы число педагогов в колечках соответствовало бы групповой работе, объединив во вре-мя пятого кона игрового задания весь коллектив в колечки-шестерки, ведущий объявляет: «СТОП! Каждое колечко — рабочая группа.
3. Теоретическая часть. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Мы с Вами уже хорошо знакомы с технологией проектирования, осталось только закрепить эти знания.
Вопросы:
1. По каким признакам классифицируются проекты? (по тематике, по составу участников, по срокам реализации)
2. Назовите виды проектов? (творческие, исследовательские, игровые, ин-формационные, комплексные, межгрупповые, групповые, индивидуальные)
3. Назовите основные этапы проекта? (цель, разработка, выполнение, подведение итогов)
4. Что может быть результатом проекта? (рисунки, доклады, поделки, концерты, праздники, спектакли, аппликации, альбомы и т. д.)
5. На что ориентировано проектирование? (на совместную деятельность участников образовательного процесса).
6. Какие способы разработки проектов вы знаете?
Тест на определение «Знатоков проектного метода»:
Что такое педагогическое проектирование?
• Дань моде
• Догма профессиональной деятельности
• Вид педагогической деятельности
Что такое гипотеза?
• Короткая аннотация проекта
• Опасение педагога о неудачной реализации проекта
• Предположение, требующее объяснения и подтверждения
Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?
• Коллективный
• Исследовательский
• Долгосрочный
Кто является основоположником проектного метода?
• Американский педагог демократ Джон Дьюи
• Великий русский педагог К. Д. Ушинский
• Французский психолог Ж. Пиаже
Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?
• Реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями
• Выдвижение гипотезы
• Открытый показ деятельности по теме
Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно-регулировочного) этапа проекта?
• Сопоставление цели и результата проекта
• Рефлексивная оценка
• Выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу
По срокам реализации проект может быть?
• Краткосрочным
• Срочный
• Долговременный
• Длительный
Краткосрочный проект это…
• Одно или несколько занятий
• Один месяц
• Один год
• Один час
Презентуя проект, педагог должен:
• Показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблеме
• Проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам
• Привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике своей работы
4. Практическая часть
Игра «Продолжи фразу»
Мы начнем фразу, а вы, продолжите эту фразу.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета, то какая?
Упражнение «Расшифруй фразу»
Вам необходимо расшифровать слово, которое имеет прямое отношение к проектному методу «Без этого не может быть самого проекта» (проблема)
Игра «Подбери слово»
На каждую букву названия нашего детского сада в течение 3 минут необходимо подобрать слова, которые имеют отношение к проектной деятельности.
Задание «Поймай бабочку»
С помощью этого задания вы должны практически показать понятие «Интеграции».
В течение 5 минут придумайте, как через разные виды деятельности можно внедрить сказки «Три поросенка», «Дюймовочка», «Золушка» в различные образовательные области (социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, познавательное, физическое). Предлагаю каждой команде по 5 бабочек, на каждой из них прописана одна образовательная область, под каждой областью Вы прописываете вид деятельности.
Задание «Божьи коровки»
Как Вы знаете уважаемые педагоги, работа над проектом происходит в не-сколько этапов. В следующем задании предлагаем Вам расположить этапы в правильной последовательности (они прописаны на цветах). На божьих коровках прописаны действия, Вам необходимо соотнести этапы с действиями, т. е. посадить божью коровку на цветок.
I этап – организационно-подготовительный:
• подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
• изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
• пополнение предметно-развивающей среды;
• подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
• анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
• выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
• формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
II этап - практический:
• коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
• определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
• реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, ак-тивное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
• обобщение и распространение опыта работы.
III этап - заключительный:
• анализ достижения целей и полученных результатов;
• определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в образовательном процессе ДОУ.
Составление плана – «Паутинки»
Предлагаю Вам составить план «Паутинку». Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.
Педагоги выбирают листочки с названием темы проекта.
«В мире диких животных», средняя группа;
«Животные крайнего севера», старший дошкольный возраст;
«Морские обитатели», старший дошкольный возраст;
Презентация проектов
Педагоги представляют разработанные проекты.
Рефлексия. Упражнение «Мишень».
Подведение итогов семинара.
Вручение педагогам свидетельств «Знатоки проектного метода»