ДИНАРА УМЕРОВА
Семинар-практикум «Проектно-исследовательская деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум
«Организация проектной деятельности в рамках реализации социально кммуникативного развития путем интеграции образовательных областей»
Цель: формирование мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовательной деятельности с детьми, родителями.
Задачи:
• Дать краткий анализ теоретическим основам метода проектов.
Публикация «Семинар-практикум „Проектно-исследовательская деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
• Систематизировать представления педагогов о правильной организации проекта с ребёнком – дошкольником.
• Познакомить с организацией проектной деятельности в разных группах ДОУ (презентация проектов)
• Оказать практическую помощь в разработке плана-схемы проекта.
Участники семинара : педагоги ДОУ
Ход семинара – практикума :
1 часть. Организационная.
Уважаемые коллеги! Я приглашаю вас совершить космическое путешествие. Уважаемые космонавты, прошу вас, используя «телепатические» способности выбрать космического напарника. (Тренинговое упражнение «Молчанка». Встать в круг и найти глазами глаза будущего партнера по семинару. Подойти друг к другу.)
*Данная игра позволит быстро сформировать социально активные подгруппы.
Команды готовы - создаем космолеты. (Каждой паре выдается листок бумаги и 1 карандаш. Задача участников молча нарисовать рисунок при помощи 1 пишущего средства. На это отводится 2 минуты).
*Данная игра развивает чувство делового сотрудничества в участниках.
2 часть. Теоретическая (методом коучинга)
Перед запуском на орбиту необходимо пройти инструктаж.
Сегодня инструктаж проводит космонавт первой квалификационной категории Старший воспитатель Арсланова З. Г.
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
В настоящее время воспитателю необходимо развивать качественные стороны личности ребенка. Обучение детей носит комплексно – тематический характер, основой которого является событийность окружающей действительности. Однако для реализации образовательного процесса необходимо соблюсти основные требования: нельзя увеличивать образовательную нагрузку на детей, чтобы не навредить детскому здоровью. Но как же тогда спланировать тематическую деятельность, которая содержит в себе разноплановые направления образования?
Для реализации данной проблемы существует метод проектов.
Итак, давайте составим план. Что мы хотим узнать об организации проектной деятельности в ДОУ в рамках реализации ФГОС?
1. Понятие, что такое проект и проектная деятельность
2. Как в каких пунктах ФГОС отражается проектная деятельность?
3. Классификация проектов
4. Какие существуют типы проектов.
5. Этапы работы над проектом
6. Способы разработки проектов
1. Понятие проект и проектная деятельность
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
2. В ФГОСе Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;
Часть 1 Общие положения
В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)
1. 4 принципы дошкольного образования:
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. сотрудничество Организации с семьёй;
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
2.4. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
Часть 3. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
2. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
3. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
- п. 3.2.5. 5)Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
3. В настоящее время проекты классифицируются :
• по составу участников;
• по целевой установке;
• по тематике;
• по срокам реализации.
4. Типология проектов
Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов :
• Исследовательско -творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)
• Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы
• Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т. п.
• Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.
Другими признаками классификации являются:
• Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)
• Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)
5. Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :
• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – презентация проекта, определение задач для новых проектов.
Этапы работы над проектом
Этапы
проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап
9. Подготовка к презентации.
10. Презентация.
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты : «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
5. Способы разработки проектов :
• Системная паутинка по проекту;
• "Модель трёх вопросов"
• Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
• Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)
Системная паутинка по проекту
Социально-коммуникативное направление
Познавательное направление
Речевое направление
Художественно-эстетическое направление
Тема, название проекта
Физическое направление
Режимные моменты
интеграция разных видов деятельности, формы:
Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами
формы:
"Модель трёх вопросов"
Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
• Мы озабочены. (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
• Мы понимаем. (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
• Мы ожидаем. (дается описание предполагаемых целей - результатов).
• Мы предполагаем. (представляются идеи, гипотезы).
• Мы намереваемся. (контекст действий, планируемых поэтапно).
• Мы готовы. (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
• Мы обращаемся за поддержкой. (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
"Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Последовательность действий по составлению мыслительных карт
1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.
Таким образом
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П» :
• Проблема;
• Проектирование или планирование;
• Поиск информации;
• Продукт;
• Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.
3 часть. Практическая «Парад планет»
А сейчас я предлагаю космическим командам выбрать, на какую планету нашей педагогической галактики вы полетите. Для этого нужно разработать проект работы с детьми и родителями по путешествию на выбранную планету.
Возрастная группа выбирается по желанию.
Способ разработки проекта – модель трех вопросов (мл. гр., системная паутинка (ср. гр., метод мыслительных карт (ст. д/в.)
• первое творческое задание командам:
1. «Выбор темы проекта. .
Разработка примерного плана работы воспитателя над проектом». Памятка №1.
2. Формулирование цели проекта («погружение в проект»). Памятка №2
3. Разработка проекта способом «Модель трех вопросов», «Системная паутинка», «Мыслительных карт» Памятка №3
(для работы понадобятся магнитные передвижные доски, маркеры).
4. Подготовка презентации проекта по плану. Памятка №4.
Время на выполнение задания 15-20 мин.
• второе творческое задание командам:
Уважаемые космические путешественники! Из нашего Центра управления полетов видно как сияют необычные планеты! Пригласите нас к себе в гости!
Презентация своего проекта
После презентации педагогами продукта своей деятельности, другими группами даются советы воспитателям по работе.
4 часть. Рефлексия.
Уважаемые открыватели новых планет! Посмотрите, как засияло СОЛНЦЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСПЕХОВ! Как вы думаете, почему?
Тренинговое упражнение «Солнце светит МНЕ потому, что.»
На доске изображен круг (солнце без лучей). Задача каждого участника семинара назвать, что нового для себя он освоил (узнал, приобрел) на семинаре и нарисовать мелом (маркером) солнечный луч; по второму кругу назвать, что еще бы хотел узнать (научиться, освоить.). Участник говорит: «Солнце светит мне потому, что сегодня я ….». Игру стоит продолжать до тех пор, пока сохраняется оживление и интерес группы.
*Данная игра позволит выявить эффективность семинара практикума затруднения педагогов
Старший воспитатель: «Солнце светит мне потому, что сегодня я вижу, что мы все готовы, хотим, знаем как применять проектный метод в педагогической деятельности. Я на память дарю вам карандаши, с пожеланием оттачивания мастерства. В составлении проекта он вам необходим. Карандаш оставляет след. Вы тоже можете оставить след своим старанием в жизни детей, родителей, коллег, придумывая интересные проекты.
Литература:
• Материалы семинара – практикуму для начинающих воспитателей МБДОУ «Проекты, как форма интеграции содержания образовательной деятельности с детьми в детском саду» А. Г. Фунтовой.
• Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.
• Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. //Управление дошкольным образовательным учреждением. №4, 2004
• Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.
• Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.
• ФГОС ДО
• Интернет- ресурсы: zagadki-pro-kosmos-dlya-detej ; doshvozrast.ru ; smayls.ru/animashki-kosmos.html ; ns-portal.
Памятка №1 для воспитателя по выбору темы проекта.
• В младших группах выбор темы проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
• В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
Памятка №2 для воспитателя по выбору цели проекта :
• в младших группах - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом, родителями) ;
• для старших групп – это развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Памятка №3 по разработке проекта с использованием
способа
«Модель трех вопросов»
Третий этап - на котором происходит совместное исследование проекта тема за темой, день за днём. Ежедневно во время утренней встречи или утреннего круга воспитатель спрашивает детей о том, что они вчера узнали. Что им запомнилось и понравилось. Однако окончательное заполнение рубрики произойдёт только после завершения темы или блока.
Окончание проекта происходит в процессе итогового мероприятия (выпуск газеты, развлечение,) на котором выявляется новая ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕМА НОВОГО ПРОЕКТА.
Памятка № 4 по подготовке презентации проекта
-Название проекта.
-Цель и задачи. Под целью понимается конечный результат. Под задачами – способы реализации и достижения результата.
-Возраст детей, для которых он предназначен.
-Погружение в проект с помощью технологии
-Разработка схемы проекта. Презентация проекта.
-Возможные результаты. Ожидания.
-Перспектива проекта
Памятка №3 по разработке проекта с использованием
способа «Системная паутинка по проекту»
Социально-коммуникативное направление
Познавательное направление
Речевое направление
Художественно-эстетическое направление
Тема, название пректа
Физическое направление
Режимные моменты
интеграция разных видов деятельности, формы:
Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами
формы:
Советы воспитателю по работе над проектом
• Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
• Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
• При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
• Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
• Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей.
• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
• Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
• Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
• В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.