Макеева Оксана Сергеевна
Семинар-практикум «Практики становления детской субъективности»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
для педагогов
«Практики становления детской субъективности»
Цель семинара-практикума: Развитие субъектности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Создать условия для максимальной реализации личности как субъекта деятельности.
Способствовать формированию у детей образа «Я».
Развивать умение дошкольников производить осознанный выбор.
Совершенствовать навыки общения, планирования и прогнозирования.
Добрый день коллеги!
Публикация «Семинар-практикум „Практики становления детской субъективности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Современные тенденции дошкольного образования и нормативные изменения, выраженные в принятии ФГОС, требуют от педагога построения воспитательного и образовательного процесса, основываясь на принципе индивидуализации, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом.
Как же формировать у детей субъектные проявления? В этом нам помогут такие технологии, как:
- «Виды театров. Пальчиковый театр из синельной проволоки»;
- «Лепбук как личностно ориентированная технология становления детской субъективности»;
- «Событийный календарь дошкольника как эффективная технология в становлении детской субъективности»;
- «Развитие детской субъективности в логико-математической деятельности»;
- «Нетрадиционная техника рисования «Эбру», как средство воспитания субъективности детей старшего дошкольного возраста» и другие.
С этими технологиями вы уже знакомы и которые вы уже применяли в своей работе с дошкольниками. Но существуют и другие технологии, может вы слышали о них, но не знаете, как их применять в своей работе. Сейчас познакомлю вас с ними и раскрою их сущность. Начнём с такой технологии как:
1)«Интеллект карта - как инструмент для развития субъектности у детей»
Понятие «Интеллект – карта» (mind map)ввёл психолог из Великобритании Тони Бьюзен. Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук Валентина Михайловна Акименко.
Интеллект - карта – это творческий инструмент развития памяти и мышления, графическое выражение процессов восприятия, обработки и запоминания информации.
Карта представляет собой наглядно-графическую древовидную схему, в центре которой в виде названия, символа или рисунка размещается главная идея (тема) карты и отходящие от нее линии (ветви, отражают содержание этой темы.
Особенности построения метальных карт:
1. Для создания карты используются белые листы бумаги формата А4 или А3, которые располагаются горизонтально.
2. Используются разные цвета. Это помогает целостному и структурированному восприятию. Цвета стимулируют память и творческий порыв.
3. Главная тема, помещается в центре листа.
4. На каждой линии пишется, печатными буквами, только одно ключевое слово.
5. Используются рисунки и символы для обеспечения лучшего раскрытия идей.
6. Слово можно преобразовать в образ.
7. Используются ассоциации.
8. Используют стрелки.
9. Можно кодировать информацию. Кодами могут быть галочки, крестики, кружки, треугольники.
С помощью интеллект карты дети могут самостоятельно планировать свою деятельность.
Интеллект карта помогает не только запланировать мероприятие, но и увидеть все этапы его прохождения.
При планировании своей деятельности с помощью интеллект карты у детей появляется опыт в проявлении и развитии своих интересов, отстаивания своего мнения, умения делать выбор, совершенствуются навыки общения, планирования и прогнозирования.
Преимущественный метод интеллект-карт достигается: Наглядностью, вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Привлекательностью, хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Запоминаемостью, благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. Творчеством, интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Применять интеллект — карты можно по двум направлениям:
• закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально
• развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.
Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.
Что же такое интеллект-карта на практике. Рассмотрим схему.
Позволяет, учит, способствует, развивает
Можно составлять интеллект карту во время беседы, в этом случае готовая карта потом используется много раз. Во время совместного с детьми создания интеллект карты обсуждение идет и проговаривание. Готовую интеллект -карту можно прикрепить на видное место и использовать не один раз. С опорой на карту ребенок легко может составить рассказ по теме. Карту можно дополнять и расширять.
2) «Сказочные опыты»
Сказка в жизни ребёнка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Внедрение опытов по сказке, рассказу в экспериментальной деятельности детям очень нравится.
Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды опытов с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.
Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам. Думаю, что педагоги, использующие опыты в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Можно в игровой форме на основе сказки предложить детям некоторые виды опытов с разными материалами.
Что бы попасть в волшебную страну нам надо стать волшебниками.
«Вокруг себя вы повернитесь
И волшебниками окажитесь». (Кружатся)
Я приветствую вас в «Волшебной стране опытов» и приглашаю в сказку.
В одной большой мышиной семье жил любопытный мышонок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за пределами их мышиной норки. Вылез мышонок из норки и отправился по тропинке, и вдруг он заметил, что неподалеку течет молочная река, в кисельных берегах. Он подошёл поближе и увидел, что река была сказочно - разноцветной. Именно такое сказочное молочное озерцо можно создать прямо в тарелке.
Опыт № 1. «Таинственное озеро»
Оборудование: тарелка, молоко, пищевые красители, моющее средство, ватная палочка.
Налейте молоко. Пипетками добавьте несколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь это делать аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните её в моющее средство и прикоснитесь ей в центр тарелки. Что произошло?
Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваются.
Вывод: Давайте попробуем объяснить, почему это происходит? Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. А красители делают чудо красочнее.
Полюбовался мышонок и припевая пошёл путешествовать дальше, неподалёку он увидел обмелевшее озеро. Вокруг которого лежали разноцветные камушки. Он хотел подойти к озеру поближе. но на его пути оказался овраг - через который он не мог перейти. Что же делать, как быть? Как помочь мышонку перейти овраг?
Опыт № 2 «Мостик из гармошки»
Оборудование: два листа бумаги, 3 стакана, солома (сухая трава).
Из чего мы можем сделать мостик? Попробуем из соломы. Что происходит? Ломается
Построим бумажный мост. Бумага прогибается. Что делать?Попробуйте сложить бумагу так, чтобы она не прогибалась. Какую ассоциацию у вас производит слово гармошка. Попробуем сложить листок «гармошкой». Он держится!
Вывод: Мост стал прочным благодаря гармошке, потому что вес теперь распределяется по обоим стаканам.
Мышонок перешёл через овраг и вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки и пошёл дождь. Мышонок увидел, как озеро стало наполняться водой. Возьмите леечки и покажите мышонку как дождь заполняет озеро. Мышонок стал думать, как и откуда идет дождь? Ему было очень интересно! Давайте поможем Мышонку понять - как идет дождь?
Опыт № 3 «Дождевые облака»
Оборудование: пена для бритья, пипетка, разноцветные красители, банка с водой.
В баночках на 2/3 налита вода. Выдавим пену прямо на поверхность воды, чтобы она была похожа на кучевые облака. Теперь пипеткой на пену накапайте окрашенную воду. Что мы видим?
Цветная вода проходит сквозь облака и продолжит свое путешествие
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Капельки воды накапливается в облаках, а потом проливается на землю.
Подойдя близко к озеру, мышонок увидел такую картину. Что увидел мышонок, как вы думаете?
Опыт № 4 «Разноцветная радуга»
Оборудование: тёплая вода, на тарелке по кругу 1разложены пачка конфет «Скитлс».
Что происходит в озере? Появляются разноцветные полоски. Вода растворяет конфеты и получается радуга.
Вывод: Вода-растворитель. А в конфетах содержится краситель вредный для здоровья.
Мышонок долго любовался и восхищался прекрасной сказочной радугой. И вдруг он увидел незнакомые ему предметы, которые были очень красивые и перелетали с цветка на цветок.
Опыт № 5 «Магнитные бабочки»
Оборудование: бабочки, зелёная картонка, цветы наклеенные, скрепка,
магнит.
Как вы думаете, что или кто управляет бабочками? Это я привожу в движение бабочку с помощью магнита. Может кто догадался и расскажет, как это происходит? Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлическую скрепку, прикрепленную к бабочке и приводит в движение бабочку. Попробуйте провести этот эксперимент сами.
Вывод: Какой вывод мы сделаем? Сила магнита действует через картон и бумагу.
Мышонок путешествовал бы и дальше, но наступил вечер, и пора было возвращаться домой. Возвратившись домой, мышонок уже снова мечтал, как отправиться в путешествие. Ему очень понравилось гулять и познавать этот огромный, интересный мир.
3) «Три дня без игрушек»
Эта технология помогает воспитателям, у которых есть проблемы с игровой деятельностью в группе, – она погружает их в партнерское взаимодействие с детьми. Педагог становится субъектом и позволяет быть субъектом ребенку.
Наблюдения показывают, что в первый день дети начинают баловаться, проверять границы, исследовать пространство и материалы. В конце первого и в начале второго дня дошкольники начинают изготавливать атрибуты для игр, и только потом мы наблюдаем сюжеты.
Несмотря на то, что игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, дети устают только играть. Ведь это требует от них инициативы и самостоятельности, постоянного выбора. Поэтому рекомендуется использовать эту технологию именно три дня. Этого времени достаточно для диагностики, чтобы увидеть проблему, обострить ее.
Перед началом применения технологии «Три дня без игрушек» необходимо спрятать игрушки. Делаем это заранее, чтобы дети не видели. А возвращаем игрушки в группу потом вместе с детьми! Но и в этом процессе есть еще один важный момент, когда предлагаем дошкольникам вернуть в группу не все игрушки сразу, а только нужные им. То есть сам педагог не решает, какие игрушки нужны, а договаривается именно с детьми. Так у детей будет больше шансов придумывать что-то свое, использовать предметы-заместители вместо готовых купленных игрушек. В этом случае выбор в пользу тех или иных игрушек тоже должен быть за детьми.
Практика показывает, что никаких правил детям объяснять не нужно. Наоборот, период этих трех дней – возможность проверить, работают ли ваши групповые правила или нет. Это очень хорошо видно с первого дня. В первый день дети понимают, что у них появилась свобода, значит, надо пощупать ее границы. Они пробуют границы дозволенности. Потом дети сами начинают вводить правила.
Воспитатель обсуждает с детьми, что «мы не приносим в детский сад игрушки, а будем пробовать их придумывать и делать самостоятельно». Важно, донести до воспитанников, что это не запрет, а возможность.
Нужно дать детям время исследовать пространство, поскучать, побаловаться. Да, ребенку может быть скучно. Первое, что обычно делают педагоги, – бегут на выручку: «Надо спасать ситуацию, ребенок не играет». Но не нужно его спасать! Если ребенок ПОДЗАВИС и ЗАСКУЧАЛ, это ни хорошо и ни плохо. Это его темп. Возможно, в данный момент он не играет, потому что придумывает свой сюжет или наблюдает, как развивается игра у других ребят.
Педагогам сложно принять право на свободу в игре. Еще сложнее выбрать роль – кем я буду. Все зависит от того, какую цель вы себе ставите, когда организуете три дня без игрушек. Если вы хотите разобраться с собой и дать воспитанникам возможность жить в свободе, это одна ситуация. Если ваша цель разобраться с игрой, усилить ее в детском саду, в этом случае воспитатель выступает в роли наблюдателя. Причем объектом его наблюдения будут не только воспитанники.
Необходимо создать избыточную разнообразную среду, заранее все подготовить. Тогда каждый ребенок чем-нибудь да заинтересуется, найдет что-то для себя и начнет с этим предметом или материалом взаимодействовать. Но напомню, что у каждого ребенка свой темп, поэтому никого не надо торопить.
Важно предварительно рассказать родителям о применяемой технологии и попросить, чтобы они разговаривали вечером с детьми и обеспечивали обратную связь с педагогом.
4) ««Модель трёх вопросов»: практика планирования»
Это эффективная методика и заключается она в следующем.
Накануне новой лексической темы педагог начинает обсуждение с детьми. Что они знают и что хотят узнать по этой теме? Педагог просто ведет разговор в виде познавательной беседы. Все вместе дети отвечают на 3 основных вопроса:
1. Что мы знаем про это?
2. Что хотим узнать?
3. Что надо сделать, чтобы это узнать?
Все ответы, идеи детей педагог фиксирует наглядно, записывает печатными буквами на доске (отлично, если некоторые дети уже умеют читать) или фиксирует идеи детей схематично, знаками (для не читающих). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора (имя ребенка). Получается своего рода наглядный план работы над темой.
Заполненная таким образом, «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжат разговор с детьми дома — будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким простым образом взрослые будут включены в образовательный процесс.
В заключении хочу сказать, что при формировании детской субъективности невозможно применять только традиционные подходы и методы. Залог успеха современного педагога – личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, владение современными инновационными технологиями.