Приложение МААМ

Семинар-практикум «Повышение экологической компетенции педагогов»

Оксана Чуева
Семинар-практикум «Повышение экологической компетенции педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

Активизировать мыслительно – поисковую деятельность воспитателей;

Установить тесное сотрудничество между педагогами детского сада.

Задачи:

Образовательная:

Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии : явления живой и не живой природы, растения, животные;

Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности.

Развивающая:

Развивать познавательный интерес у педагогов.

Воспитывающая:

Публикация «Семинар-практикум „Повышение экологической компетенции педагогов“» размещена в разделах

Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума :

1. Актуальность проблемы.

2. Дискуссия “Что мы знаем об экологии”.

3. Задание «Рассуждай-ка».

4. Творческие задания.

5. Содержание уголка природы

6. Это интересно знать.

Ход семинара

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня у нас с вами семинар-практикум на тему : «Повышение экологической компетенции педагогов».

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего сада.

1. Актуальность проблемы

Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

2. Дискуссия “Что мы знаем об экологии”

1. Что означает термин “Экология”.

Термин “экология” введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

2. Проблемы экологии в мире, стране, городе?

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем городе.

3. Что же такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.

– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.

Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.

4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писали Анатолий Луначарский “маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.

Цель экологического воспитания : формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

5. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

Конкурс № 1 «Предметно – развивающая среда»

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

1. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

( Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т. п.).

2. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? ( Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)

3. Что должно быть на участке детского сада? (Деревья, кустарники, цветники, огород.)

4. Какие методы используются для экологического воспитания детей? (Наглядные, практические, словесные.)

5. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей. (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)

6. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра; элементарные опыты; моделирование.)

7. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.

(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)

8. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)

9. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

Конкурс № 2 «Рассуждай-ка»

1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

2. Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)

3. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

4. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см)

5. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин - млекопитающее)

6. Какая птица не строит гнёзда? (Кукушка)

7. Самая высокая трава? (Бамбук)

8. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)

9. Кто пьёт ногой? (лягушка)

10. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

11. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

12. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)

Конкурс № 3 «Загадки – иллюстрации»

Всю красоту природы помогают воспринимать репродукции картин известных художников. И в этом задании вы сможете проявить свои знания. Предлагаю вам посмотреть репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Вам необходимо определить автора и название произведения.

1. И. И. Шишкин «Рожь»;

2. И. И. Левитан «Золотая осень»;

3. А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;

4. И. И. Левитан «Март»;

5. И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж»;

6. А. И. Куинджи «Берёзовая роща»

7. И. И. Шишкин «Зима»;

8. И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору».

Задание № 4 «Творческое задание»

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждому воспитателю надо нарисовать пословицу так, чтобы другие воспитатели смогли ее “прочитать”.

1. Весна красна цветами, а осень пирогами.

2. Готовь сани летом, а телегу зимой.

3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4. Яблоко от яблони недалеко падает.

Задание № 5 «Народные приметы»

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот – живут поныне.

Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.

- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию.

- Ворона кричит зимой – к метели.

- Лягушки квакают – к дождю.

- Воробьи в пыли купаются – к дождю.

- Около луны звезда народилась – к потеплению.

- Собаки катаются – к пурге.

Задание № 6 «Музыкальный конкурс»

Воспитатели поочередно исполнить отрывок из песен о природе.

("Облака, белогривые лошадки", "Кабы не было зимы", "Кузнечик", "Улыбка", "Вместе весело шагать", "Во поле березка стояла")

Задание № 7 “Черный ящик”

В этом ящике лежит то, из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфору, кормовые дрожжи. Что лежит в черном ящике? (ветки ели, пихты).

5. Содержание уголка природы.

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо создать в своей группе все необходимые условия для проведения системной работы. Это и уголок природы с календарем наблюдений за погодой, и огород на окне, и экспериментально-исследовательская зона и т. д.

«Что должно быть в природном уголке?»

Игрушки (аналоги животных)

Ведро детское (1-2 л) 3

Лейка детская (1-2 л) 3-5

Лопатки-рыхлители, палочки 5-7

Ветошь 5-7

Губки 3-5

Опрыскиватель 1-3

Щеточки, широкие кисточки 2-3

Фартуки клеенчатые/ тканевые 5/5

Земля

Песок

Уголь древесный

Совки для мусора 2-3

Календарь наблюдений за неживой природой

Набор картинок: животные, птицы, насекомые, цветы (растения, овощи, фрукты, времена года

Макеты

Оборудование для игр с водой

Детские работы соответствующей тематики

Детская литература

Муляжи

Секаторы или ножницы 1

Гербарий

Содержание уголка природы

1-я младшая группа

Комнатные растения 4-5 видов, по 2-3 экземпляра: бальзамин, фикус, хлорофитум, бегония, аспарагус.

Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко)

Календарь погоды

Наглядный иллюстративный материал (домашние животные, книги с иллюстрациями животных)

Материал для проведения элементарных опытов (песок, формочки)

Лейки, деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки.

2-я младшая группа

Комнатные растения 4-5 видов, по 2-3 экземпляра: бальзамин, фикус, примула, колеус, бегония.

Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, капуста, яблоко)

Осенние листья, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде

Календарь погоды

Наглядный иллюстративный материал с изображением диких и домашних животных, птиц (курица, утка, голубь, воробей, синица, снегирь, книги с иллюстрациями животных и птиц.

Альбомы «Времена года»

Дидактические игры

Материал для проведения элементарных опытов (песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега и льда)

Материал для развития трудовых навыков: шишки, веточки, желуди, флакончики, крышки

Инвентарь: лейка, деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки.

Средняя группа

Комнатные растения 5-6 видов: бальзамин, фикус, хлорофитум, бегония, примула, традесканция, зефирантес.

Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, капуста, яблоко)

Осенние листья, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде

Календари погоды и природы

Наглядный иллюстративный материал: времена года, наборы по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка природы» и др.

Дидактические игры

Материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, мерные стаканчики, глина, песок)

Материал для развития трудовых навыков: природный (шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки) и бросовый материал (флакончики, крышки, коробочки)

Инвентарь: лейки, тазики для воды, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады.

Старшая и подготовительные группы

Комнатные растения 7-8 видов по 2-3 экземпляра: аспидистра, фикус, кливия, бегония, примула, традесканция, аспарагус, колеус, фиалка.

Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, лук, картофель, свекла, морковь, капуста, репа, болгарский перец; яблоко, груша, слива).

Осенние листья, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде

Календарь погоды

Наглядный иллюстративный материал: времена года, наборы по темам: «Животные», «Птицы», «Растения», «Животные жарких стран» и др, альбомы, рисунки и поделки детей)

Дидактические игры

Материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, мерные стаканчики, лупа, глина, песок, земля).

Материал для развития трудовых навыков: природный: шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки, семена растений) и бросовый (флакончики, крышки, баночки, коробочки).

Инвентарь: лейки, тазики для воды, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, ножницы для обрезки растений ящики и стаканчики для посадки рассады.

6. Это интересно знать

Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы. Они звучат так:

Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии (1908) П. Эрлих сформулировал пять законов охраны природы:

Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.

Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.

Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.

Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.

Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.

Бумага, оставленная в лесу, разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.

Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.

Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.

Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия – 21 марта, когда ночь и день делят сутки пополам.

Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.

Заключение

А в заключении музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь).

Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры. Я хочу подарить вам лебедей, будем вместе повышать экологическую культуру!

Друзья, учитесь верности у Лебедей!

Любите так, как любят эти птицы!

Ведь если взять вселенную, ни с чем.

Любовь такая не сравнится.

Они не люди, но какая стать,

Какая нежность, преданность друг другу.

Их чувство невозможно передать,

Оно подобно истинному чуду!

Ну как не чудо? Ведь всегда вдвоём,

Крылом к крылу! В красивом оперенье

Они скользят по чистому пруду.

Божественны! Остановись мгновенье!

А преданность? Ведь если роковой

Наступит час - один погибнет,

То жить не станет и другой!

Он тоже этот мир покинет.

Вот так плывут по жизни, по воде

Два нежные, творенья!

Учитесь верности у лебедей!

Храните жизни чудные мгновенья!. .

Публикации по теме:

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организацийСеминар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций Цель. Информирование педагогов с эффективными методами запоминания у детей старшего дошкольного возраста на основе цветового гнозиса. Задачи. •.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Повышение экологической компетенции педагогов»
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 16:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Повышение экологической компетенции педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Чуева (УИ 792453) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД