Получи документы

Семинар-практикум по руководству сюжетно-ролевой игре с дошкольниками

Сидорова Юля Ильинична
Семинар-практикум по руководству сюжетно-ролевой игре с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум по руководству сюжетно-ролевой игре с дошкольниками

Ведущий: Я рада приветствовать в этом уютном зале вас, уважаемые педагоги, - людей, убежденных в том, что детство – один из лучших периодов человеческой жизни. «Детство – это игра, игра – это детство».

Слайд 2

“Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития ребенка. Игра – это огромное

светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В. А. Сухомлинский.

Слайд 3

Публикация «Семинар-практикум по руководству сюжетно-ролевой игре с дошкольниками» размещена в разделах

Ведущий: «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития. Право на игру признается, но не обеспечивается педагогами и родителями в полной мере.

Слайд 4

Игра влияет на развитие всех сфер личности ребенка

В играх со сверстниками, дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности.

Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность.

Поэтому очень важно использовать в дошкольных учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы.

Слайд 5 Причины непонимания важности игры для дошкольников :

Ведущий: Существуем много причин, которые стоят на пути понимания важности игры 1) непонимание этого самими взрослыми; 2) отсутствие безопасного пространства для игры детей ; 3) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру: 4) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 5) жесткое программирование свободного времени детей; 6) технологизация и коммерциализация детской игры.

Ведущий: Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире

Слайд 6

Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно- ролевой игры являются следующие:

Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.

Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.

Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.

Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.

Учить рассуждать, аргументировать, высказывать свои чувства.

Учить говорить связно и образно.

Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.

Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.

Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и со взрослыми.

Уделять внимание внутреннему миру ребенка и внешнему его поведению.

Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.

Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.

Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Расширять общий кругозор детей

Слайд 7

Для того чтобы проиграть разные сюжетные линии, мы наблюдаем за работой людей разных профессий;

проводим экскурсии, целевые прогулки,

приглашаем родителей для рассказа о своей профессии;

рассматриваем картины, иллюстрации; читаем произведения;

проводим беседы;

разучиваем стихотворения, составляем рассказы;

отгадываем, придумываем загадки;

организуем выставки;

играем в разные дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Угадай по описанию», «Что с начало, что потом», «хорошо-плохо», «Чего не стало», «Дорисуй на что похоже», «Для чего это нужно», «Из чего сделана вещь» и т. д.

Готовим разные атрибуты рисуем, лепим, вырезаем, строим

Слайд 8

Подготовка к ролевой игре выделяет следующие этапы:

подготовка игровой среды (атрибутов);

проведение экскурсии;

На этапе проведения экскурсии закрепляются навыки соблюдения правил и норм коммуникативного процесса, в конкретной ситуации.

С детьми разбирается как нужно вести себя в том или ином учреждении, что нельзя делать и почему.

беседа о впечатлениях от экскурсии;

расширение представлений детей в процессе рассматривания картинок, книг, альбомов; уточнение и активизация необходимого речевого материала.

игра (закрепление знаний детей, в процессе проигрывания сюжетно ролевой игры)

Слайд 9 Виды игры

Ведущий: Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее реальные возможности.

Виды игры.

Кратковременные Длительные

(по воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функции упражнений при воспитании у дошкольников положительных черт поведения)

Функции кратковременной игры в воспитании дошкольника в некоторых случаях ограничены Т. е. после эмоционального подъема наступает спад общего настроения. Это наблюдается в тех случаях, когда у детей не возникло желание в потребности выполнять серьезную деятельность. Такие игры развивают лишь эмоциональную сферу. Выполняют роль эмоционального стимула.

Длительно функционирующая игра, каждый раз открывается с новой стороны. Игровая форма элементов игры при длительном применении выполняют функцию упражнений в организации коллективной деятельности детей, воспитывают у них положительные качества поведения. Во время игр, разговаривая с друг другом монологами, дети развивают диалект и закрепляют навыки нормативного поведения. Например: дети с интересом играют «в больницу», «путешествие», «семью» и др.

СЛАЙД 10

Педагогическая разработка плана игры.

Начальный этап педагогического конструирования

(длительной игры — наметки ее сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием)

Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

(План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий)

Создание воображаемой ситуации.

(Дошкольники всегда начинают сюжетноролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья поезд, кустарники граница, бревно корабль и т. Создание воображаемой ситуации — важнейшая основа начала творческой сюжетно-ролевой игры. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным)

Распределение ролей.

При распределении ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель стремится удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания роле, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

Начало игры.

(чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация)

Сохранение игровой ситуации.

В развернутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами играющие дети.

Завершение игры.

Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку. Во всех случаях необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

СЛАЙД 11 Условия сохранения у детей стойкого интереса к игре

Соблюдение этих условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.

Взрослый организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию

(в военизированных играх четкость и лаконизм команд, требовать ответное:«Есть, товарищ командир!», рапорт о выполненном поручении). Если педагог в длительной игре будет обращаться к детям обычно, называя их по фамилии, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию, а с ней и игру.

2) Для того, чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.

3) Все меры педагогического воздействия на детей — требования, поощрения, наказания педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

4) В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами.

Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.

5) В процессе длительной сюжетно-ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.

Соревнование не только выполняет роль дополнительного стимула, но во многом способствует более эмоциональному протеканию самой игры. Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации.

Ведущий: Для повышения воспитательной эффективности сюжетно ролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.

СЛАЙД 12- Фотографии С/Р игр детей второй младшей группы

(комментирование фотографий игровой деятельности детей).

Планируя свою работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, в первую очередь необходимо пересматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.

Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Ведущий: А сейчас мы с вами немного поиграем.

Ведущий: Все ли оказались на своих местах? Давайте уточним.

Команды: «___»-капитан ….

и «___»- капитан …

1. «Знатоки игры» Объявляю открытым.

Ведущий: А сейчас я объявлю правила конкурса

За каждый правильно данный ответ на вопрос ведущего команда получают 1 балл.

Очередность ответов определяется путем нажатия кнопки.

Вопросы будут задаваться по очереди. В случае затруднения в ответе, право ответить на вопрос переходит команде соперника.

2. «Экспресс опрос»

Ведущий:

1. Творческий характер игры определяется наличием? (замысла)

2. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)

1. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

2. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру (оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)

1. Назовите сюжетно - ролевые игры с производственным сюжетом ("магазин", "поликлиника", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т. д.)

2. Назовите сюжетно - ролевые игры с общественно-политическим сюжетом ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т. д.)

1. Один из принципов организации сюжетно - ролевой игры – это …. (наличие атрибутов)

2. Назовите гигиенические условия организации сюжетно - ролевой игры (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)

3. Определить на скорость

Ведущий: на каком возрастном этапе развития игры находятся дети:

- Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом друг с другом.

- Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.

На каком этапе развития игры находятся дети:

- Ссорятся из-за игрушки, каждый тянет ее к себе.

- С увлечением играют в путешествия

4. Задание на карточках

У каждой команды на карточках представлены вопросы и ответы по сюжетно- ролевой игре. (Раздают карточки с заданием) Ответы в карточках перемешались. Вам необходимо определить правильность ответов. Время выполнения-2 минуты. Время пошло.

Перечислите предпосылки с/р игры (ознакомительная, отобразительная, сюжетно-отобразительная)

Назовите этапы становления с/р игры (воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение)

Назовите наиболее известных авторов - ученых, занимающихся проблемами изучения игры (Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)

Кому принадлежит данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль» (Д. Б. Эльконину)

Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? (внимание, память, мышление)

Назовите компоненты с/р игры (сюжет, содержание, роль)

5. Решение педагогических задач.

1) Максим (4 года)катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

Вариант ответа:

Воспитатель: Как ты интересно придумал! Получилась настоящая снегоуборочная машина. Такая машина все дороги легко расчистит от снега. По дороге машины будут ездить. Людям по тротуарам приятно будет ходить.

Задача педагогического руководства : поощрить ребенка за оригинальную игровую задачу и использование предмета-заместителя.

2) Илья (5лет) повесил через плечо сумку и подошел к воспитателю: «Я вас сфотографирую».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

Вариант ответа:

Воспитатель: Спасибо. Я сейчас схожу за своей дочкой. Подождете меня (берет куклу, специально подходит ближе к играющим девочкам, чтобы они слышали разговор.)

- Дочка, нас сейчас фотограф сфотографирует. Давай я тебя причешу. (Обращается к Илье) А вы спросите, пока я дочку причесываю, может еще кто-то хочет сфотографироваться.

6. Музыкально-ритмическая пауза

Все участники команд засиделись. А воспитатель-это и художник, и поэт, и артист, он должен уметь поддержать игру ребенка в любом виде творчества. Предлагаю выйти всем из-за столов, распределиться по залу и попробовать как можно точнее повторить движения танца, показанные на экране под музыку.

7. Разгадывание кроссвордов

Ведущий: А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда под названием: «И все-таки игра!»

Кроссворд будете разгадывать всей командой.

Чья команда раньше справится с заданием, получит балл за победу в этом конкурсе.

(Включается музыка)

Вопросы для кроссворда команде «___».

По вертикали:

1. Необходимый компонент игры – без чего не начнешь игру? (замысел)

3. Современный легкий детский конструктор. (лего)

5. Спутник жизни детей. (игрушка)

7. Любимая самостоятельная деятельность детей. (игра)

По горизонтали:

2. Первая игрушка малыша. (погремушка)

4. Место покупок в быту и в игре. (магазин)

6. Что распределяют между собой участники игры? (роль)

8. Пособия для организации сюжетно-ролевой игры. (атрибуты) .

Вопросы для кроссворда команде «___».

По вертикали: …. 1. Одна из характерных черт в сюжетно-ролевых играх (самостоятельность).

4. Кому принадлежит особая роль в сюжетно-ролевых играх (воспитатель).

6. Предмет, предназначенный для игр (игрушка).

7. Вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе (игра).

По горизонтали:…. По горизонтали.

8. Разговор, беседа, между двумя и более детьми (диалог).

9. Игра-головоломка из множества фрагментов рисунка различной формы (пазл).

11. Действительность отражаемая в детских играх (сюжет).

12. Как иначе назвать - ход игры (содержание)

Ведущий: Сейчас мы с вами определим составляющие сюжетно-ролевой игры. Я задаю вопрос – вы отвечаете.

Вопросы:

- Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер? (это умение ребенка действовать в воображаемом плане, что ведет к построению воображаемой ситуации; это умение ребенка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры)

- Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры? (соответствующая предметно-развивающая предметно-игровая среда; определенные знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности; совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога; создание игровой ситуации) .

- Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть дети младшего и среднего возраста? ( В младшей группе дети играют в: «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Магазин», «Автобус», «Пароход», в средней группе добавляются «Кукольный театр», «Столовая».)

-. Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? («Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Библиотека», «Мы строители», «Космонавты», «Военные»)

- На какие группы делятся приемы руководства сюжетно-ролевой игрой? (прямые и косвенные)

- Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры? (соответствующая предметно-развивающая предметно-игровая среда; определенные знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности; совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога; создание игровой ситуации) .

Обыгрывание сюжетно ролевой игры.

Ведущий: Итог обсуждения: люди играют в любом возрасте. Для дошкольника (отчасти младшего школьника) игра — это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Играющие дети предпочитают не допускать (или допускать с оговорками и ограничениями) «посторонних» в свой мир. Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и многим другим важным умениям.

В воспитании всё дело в том, кто воспитатель! Д. Писарев

Ведущий: Я благодарю всех за участие в работе, и примите от меня эти памятки по руководству сюжетно-ролевой игрой в детском саду. Спасибо всем за внимание!

Публикации по теме:

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Чаепитие»Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Чаепитие» Хочу поделиться нашим мастерством. С 8 по 12 февраля у нас в МАДОУ прошла неделя педагогического мастерства. Каждая группа готовила атрибуты.

Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Больница»Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Больница» Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница» Задачи: Образовательные: Учить создавать игровую обстановку,.

Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Дом моды»Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Дом моды» Программное содержание: - Закрепить знания о профессиях: модельер, стилист, визажист, портной, модель. - Развивать у детей творческие.

Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Навестим больную куклу»Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Навестим больную куклу» Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Особое место среди игр дошкольников занимают сюжетно-ролевые игры. Самостоятельная сюжетно-ролевая.

Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Больница» в старшей группеФотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Больница» в старшей группе Цель: Расширять у детей представления о труде работников больницы; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей.

Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Мы — пешеходы»Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Мы — пешеходы» Фотоотчёт по сюжетно - ролевой игре «Мы - пешеходы» Цель: - Расширять знания детей о правилах дорожного движения. Закрепить знания детей.

Атрибуты «Десерт» к сюжетно-ролевой игре «Угощение»Атрибуты «Десерт» к сюжетно-ролевой игре «Угощение» Приветствую коллег и гостей странички! Всем хорошего настроения в этот прекрасный весенний день! Сегодня я хочу завершить тему изготовления.

Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Кафе»Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Кафе» За столик любой можно смело присесть, Хотите отдельно? VIP зал тоже есть! Развитие детей любого возраста должно быть гармоничным и затрагивать.

Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Магазин «Золотко»Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Магазин «Золотко» Цель: Побуждать детей более широко использовать в игре знания о труде ювелира. Помочь ребенку усвоить важность данной профессии. Задачи:.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Почта»Мастер-класс по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Почта» Цель игры: продолжать знакомить с работой почты, почтальона, закреплять умения правильно пользоваться некоторыми атрибутами сюжетно –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум по руководству сюжетно-ролевой игре с дошкольниками
Опубликовано: 18 мая 2021 в 08:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум по руководству сюжетно-ролевой игре с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Сидорова Юля Ильинична в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД