Екатерина Мещерова
Семинар-практикум по адаптации детей «Знающий родитель — легкая адаптация ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации детей к условиям детского сада, обсудить с родителями проблемы адаптационного периода, формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, желание использовать игры адаптационного периода с детьми дома.
План проведения семинара - практикума :
Публикация «Семинар-практикум по адаптации детей „Знающий родитель — легкая адаптация ребенка“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» октябрь 2021
1. Вводная часть: Игра знакомство «Я самая счастливая мама, потому что мой малыш. " 3-5 мин.
2. Информационно-содержательная часть:
- ознакомление родителей с инновационной формой взаимодействия с родителями во время адаптации «Вот так мы и живём» (воспитатель) 2-3 мин.
- беседы с родителями по проблемным моментам во время адаптации (воспитатель) 5 мин.
- практический показ игр с детьми во время адаптации по типу мастер-класса - в роли детей родители 20-25 мин.
3. Заключительная часть: итог семинара-практикума в форме игры «Пирамида» 10 мин.
1. Вводная часть.
Игра знакомство «Я самая счастливая мама, потому что мой малыш…»
Цель: знакомство, сообщение стабильности положительного состояния малышей в период адаптации.
Ход: каждый родитель по кругу передает маленькую куколку, называя свое имя и сообщая о психо-эмоциональном состоянии своих детей в период адаптации.
2. Информационно-содержательная часть.
Воспитатель знакомит родителей с инновационной формой взаимодействия с родителями во время адаптации «Вот так мы и живём», обсуждают, беседуют по проблемным моментам во время адаптации.
Воспитатель знакомит родителей с основными показателями завершения адаптации :
- у ребенка стабильное положительное психо-эмоциональное состояние, то есть ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодейтсвует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
- у него отсутствуют заболевания;
- есть динамика массы тела и психомоторного развития.
Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад.
Нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Негативный или тревожный эмоциональный настрой, даже если вы его хорошо скрываете, обязательно скажется на ребенке. Малыш будет плакать, переживать разлуку еще острее. Поэтому постарайтесь позитивно относиться к посещению детского сада и воспринимать все положительно.
Даже хорошо подготовленный ребенок может хоть раз да заплакать. Ему надо показать родителям, что без них плохо. Старайтесь спокойнее и сдержаннее воспринимать происходящее. Если ребенок часто плачет, стоит обратиться за помощью к педагогу-психологу детского сада.
Маленькие дети испытывают страхи перед незнакомыми и новыми ситуациями общения. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, он чаще болеет, так как стресс истощает силы организма.
Поэтому в период адаптации :
- меньше обращайте внимания на капризы малыша, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т. п.) Берегите нервную систему ребенка!
- создайте в доме максимально спокойную обстановку. Чем меньше посторонних людей окружает малыша, тем лучше;
- не пытайтесь «ломать» ребенка. Не старайтесь во чтобы то ни стало настоять на своем, лучше уступите.
Одним из волнующих вопросов в период адаптации является то, чем занять ребенка дома, ведь малыш в этот период возбудим и раним.
Очень хорошо поиграть с ребенком дома в подвижные игры. Подвижная игра — источник радости, выражение своих эмоций, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Используемые в подвижных играх фольклорные мотивы и яркие образы стимулируют детскую фантазию, создают положительный эмоциональный настрой.
В таких играх с детьми раннего возраста лучше использовать знакомые детям игровые образы (кошечка, собачка, птичка и др.).
Родители выступают в роли детей. В гости «приходит» кошечка, ее рассматривают, гладят, звукоподражают.
Затем участники игры вместе с кошечкой «отправляются» в лес на прогулку, где проводятся подвижные игры:
- «Соберем листочки»;
- «Села птичка на ладошку»;
П/и «Соберем листочки»
Цель: развитие двигательной активности детей, умения собирать листочки в корзинку, сенсорных эталонов: цвет (красный, желтый, размер (большой, маленький, количество (один, много, мелкой мускулатуры рук, создание положительного эмоционального настроя.
Ход: в осеннем лесу нападало много листочков красных, желтых. Воспитатель предлагает детям собрать листочки в корзинку.
П/и «Села птичка на окошко»
Цель: развитие двигательной активности детей, умения ходить по группе стайкой, не наталкиваясь друг на друга, искать спрятанную игрушку, проявление положительных эмоций (радость, восторг) при виде найденной игрушки.
Ход: воспитатель показывает детям птичку, которая села к ней не ладошку:
Села птичка на ладошку,
Посиди у нас немножко,
Посиди не улетай,
Улетела птичка – ай!
Воспитатель прячет птичку в ладошку, и дети ищут птичку. Потом воспитатель снова показывает птичку, игра повторяется 2-3 раза.
После «прогулки» дети (родители) возвращаются из «леса», воспитатель продолжает:
- если ребенок капризничает дома, не бойтесь брать его на руки, гладить – телесный контакт с вами ему необходим в этот период. Можно сделать ребенку расслабляющий массаж: погладить спинку, ручки, ножки, животик, голову;
- можно включить негромко классическую, спокойную музыку на 10-20 минут;
- поиграйте с ребенком с жатой фольгой (мягкой) Фольгу можно сжать в комочки и сложить в бутылочку, затем высыпать и снова сложить;
- предложите полепить из соленого теста. Игры с тестом способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.
Воспитатель проводит игру с родителями «Найди игрушку».
Цель: развитие мелкой моторики рук, речи детей за счет существительных, звукоподражаний, процессов ощущения, расслабления ребенка, снятие эмоционального напряжения.
Ход: в красиво оформленной коробочке с крупой спрятаны игрушки. Воспитатель приглашает к себе родителя и предлагает найти игрушку. Когда игрушка найдена, ее рассматривают, если это животное, то звукоподражают. Используется художественное слово. Например:
-Посмотрите, кого нашла Маша? Кто это?
-Правильно, это собачка.
-Как собачка лает?
-Гав,гав!
-Вот собачка Жучка, хвостик закорючка, с детками играет, очень громко лает: гав, гав!
-Играйте с детьми в игры с водой. Например, налейте в тазик воды, запустите туда водоплавающие игрушки – вылавливаем игрушки из тазика. Можно устроить «фонтан» из бутылочки, «дождь» из губки.
- Можно порисовать пальцем на большом листе. Важен не рисунок, а эмоциональный выплеск ребенка.
- Можно поиграть в пальчиковые игры, они тоже хорошо снимают эмоциональное напряжение.
Воспитатель предлагает родителям поиграть в пальчиковые игры:
«Ладушки»
Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши)
Где были?
У бабушки.
Спали на ладошке (руки кладем на щеку)
Ели колобушки (хлопаем ладонями по коленям)
«Водичка, водичка»
Водичка, водичка, (поглаживание по голове)
Умой мое личико, (поглаживание по лбу)
Чтобы щечки краснели, (гладят щечки)
Чтобы глазки блестели (гладят бровки)
Чтоб смеялся роток, (гладят губы, подбородок)
Чтоб кусался зубок (улыбаются)
- Больше используйте различные потешки, прибаутки из русского фольклора или детских книжек. Не хочется малышу расставаться с мамой или папой – выручит потешка:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ромочка хороший,
Ромочка пригожий…»
Глядишь и пошел малыш в группу без лишних слез.
Не хочется малышу самому кушать или нет аппетита? Опять на помощь приходит потешка. Ребенка завораживает ее мелодичность и ложка сама «потянется» в рот:
«Съешь, сыночек, кашку-
Вкусную, душистую,
Мягкую, пушистую…»
Или:
«А у нас есть ложка,
Волшебная немножко,
Кликнем ложку нашу,
Подберет всю кашу»
С трудом ребенок собирается в детский сад – начинаются слезы, обиды…. И здесь выручит доброта народа:
«Наша Даша маленька,
На ней шубка аленька.
Опушка бобровая,
Даша чернобровая».
Оделась малышка, похвалите ее:
«Это Даша умница,
Умница-разумница.
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко».
А вечером обязательно спойте мелодичную, спокойную колыбельную песенку. Малыш с удовольствием заснет под ласковые слова и спокойный мамин голос:
«Сон дорогу нашел,
К тебе в гости пришел.
Ты его не гони,
Спи, малышка, усни.
Баю-бай…»
С радостью используйте потешки и прибаутки в сочетании с терпением, вниманием и лаской, это позволит ребенку более спокойно и безболезненно привыкнуть к группе и воспитателю!
3. Заключительная часть.
Проводится игра «Пирамида»
Цель: закрепление материала семинара-практикума; определение, что нового почерпнули родители из данного мероприятия, желания использовать те или иные игры с детьми дома.
Ход: родители, воспитатель стоят в кругу. Воспитатель протягивает руку и говорит, что важного она почерпнула из данного семинара-практикума сегодня. Родители по очереди кладут свою руку сверху и сообщают, что важного для себя они почерпнули из данного семинара-практикума.
Использованная литература:
1. Новицкая Н. Ю. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры, 1999г.
2. Приглашает детский сад. Москва. ЛИНКА-ПРЕСС, 2002г.