СВЕТЛАНА ПАУНЬКИНА
Семинар-практикум «Особенности ООД по подготовке к обучению дошкольников элементам грамоты в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности ООД по подготовке к обучению дошкольников элементам грамоты в ДОУ»
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
определить задачи в области подготовки детей к обучению грамоте;
систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
Публикация «Семинар-практикум „Особенности ООД по подготовке к обучению дошкольников элементам грамоты в ДОУ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.
План:
1. Понятие «подготовка к обучению грамоте»
2. Основные термины.
3. Звуковой анализ слов.
4. Структура занятий по подготовке к обучению грамоте.
5. Минивикторина.
1. Понятие «подготовка к обучению грамоте», задачи.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)
Грамота - в Энциклопедическом словаре: Грамота - (от греч. grammata - чтение и письмо) - 1) умение читать и писать.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.
Исходя из этого определения, применительно к ДОУ, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
По утверждению Л. А. Венгера и С. В. Мухиной: «…дети старшего дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладение письменными форматами речи (чтением и письмом).
Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые, сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т. д. Позже дети учатся делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, овладевают послоговым и слитным способами чтения.
При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
Вопрос для обсуждения:
1) Так что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте в ДОУ? (развитие фонематических процессов, обучение первоначальному чтению, печатание букв, работа по развитию связной речи, подготовка руки к письму)
Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:
знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, сопоставлять слова по звуковому составу;
научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих: достаточный уровень развития фонематического слуха и навыка звукового анализа и синтеза (он лежит в основе профилактики дисграфии и дискексии, четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание, знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и прочее.
Педагогам необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, - сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Торопливость на данном этапе не уместна. Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями для ребенка в школе.
Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии детского сада и семьи подготовить ребенка к серьезному последующему обучению навыкам чтения и письма.
2. Основные термины.
При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.
Вопросы для обсуждения:
- Чем отличается звук от буквы?
- Какие звуки называются гласными?
- Сколько гласных звуков? Назовите их.
- Какие звуки называются согласными?
- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?
- Что такое слог? (Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха).
- Что такое предложение? (Предложение - это группа слов, связанных по смыслу)
3. Звуковой анализ слов. При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий (П. Я. Гальперин) :
- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т. д.);
- в речевом плане (проговаривание);
- по представлению - в уме (самое трудное).
Последовательность предъявления слов для звукового анализа:
слова из двух гласных (ау, уа);
слова из двух звуков (ум, ах, ус);
слова из трех звуков (дым, мир);
слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
слова из трех открытых слогов (работа).
Для звукового анализа подбираются слова, написание которых не расходится с их произношением.
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
1. Произнеси слово и послушай его.
До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.
2. Произнеси слово по слогам
3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
6. Третий звук и т. д.
7. Прочитай по фишкам слово целиком.
8. Ответь на вопросы:
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько слогов?
- сколько согласных?
4. Рассмотрим организацию фронтальных занятий по обучению элементам грамоты учителя-логопеда.
1. Организационный момент.
Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Здесь полезно включать элементы психогимнастики, повторять знания о временах года,днях недели и тд. Напр. сядет тот кто назовет день недели и тд.
2. Повторение пройденного материала.
Цель: актуализировать знания детей.
Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т.
3. .Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика
Цель: развитие артикуляционной, мелкой моторики и развитие речевого дыхания. Подготовка для постановки звуков
4. Объявление темы занятия.
Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков. В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.
(Работа с карточками звукоподражания, загадки. игры «4 лишний» и тд.)
5. Акустико-артикуляционный образ звука
Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.
На данном этапе реализуются следующие задачи:
- уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;
- уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий - глухой;
- звуки обозначаются цветными символами. Хоровое и индивидуальное произнесение звука. Наблюдение за артикуляцией перед зеркалом
5. Связь звука и буквы.
Цель: определить связь звука с его графическим образом
Дети рассказывают на что похожа буква. Рассматривание обводка. печатание,выкладывание из палочек и тд.)
6. Развитие фонематического слуха
Игра «Хлопай не зевай»
Или называют выставленные картинки на доске и выбирают с заданным звуком и тд.
7. Физкультминутка.
Целесообразно использование элементов кинезиологических упражнений. Цель: в снятии усталости напряжения;
- во внесении эмоционального заряда;
- в совершенствовании общей моторики;
- в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
8. Закрепление нового материала.
Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.
Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение первого и последнего звука в словах, определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков. Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме
8.1 Закрепление звука в слогах.
проводится звуковой анализ звукосочетаний напр. ау,оа и т. д.)
8.2. Закрепление звука в словах
Цель: совершенствовать навык определения места звука в словах. Игра «Домик» «Звуковая птичка» Деление слов на слоги,выкладывание схемы.
Звуко- буквенный анализ слов
Работа в тетрадях. Печатание.
8.3. Закрепление звука в предложениях
Составление предложений со словами. Работа со схемой предложения
8.4. Закрепление звука в тексте
(повторение чистоговорок за логопедом)
9. Итог. Подводится итог занятия. Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным и т. д.
5. Далее педагогам предлагается минивикторина.
Вопросы:
Задание 1
А
Чем отличается звук от буквы?
Назовите всегда мягкие согласные звуки.
Изобразите руками буквы С, Х, У, Б.
Назовите количество букв в слове деньги.
Поделите слово парикмахерская на слоги.
Измените слово по образцу Один дом- много домов, одно пальто – … .
Назовите родственные слова к слову «игра».
Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.
Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.
Б
Чем отличается согласный звук от гласного.
Назовите всегда твердые согласные звуки.
Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.
Назовите количество звуков в слове якорь.
Сколько слогов в слове электричество?
Продолжите ряд: лев – львенок, бык- ….
Назовите родственные слова к слову «звук».
Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.
Сколько слов в предложении: Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.
Задание 2
Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.
А калина
Б кепка
Задание 3
Выбрать слова, подходящие для звукового анализа.
А мак, мыло, мухи, облако, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.
Б кит, пила, петух, окно, каток, молоко, книга, радуга, луг, бинт.
Литература:
1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников -СПб. : Детство-Пресс,2004
2. Гризик Т. И. ,. Тимощук Л. Е «Развитие речи детей 5-6- лет», Москва «Просвещение» 2006
3. Журова Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду. – Издательство: Вентана-Граф Год издания: 2010 г
4. Кулешова Л. А. «Занятия по обучению грамоте в ДОУ», ТЦ «Учитель», Воронеж 2005
5. Костылева Н. Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 6-7 лет», Москва «АСТ» 2017г.
6. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М. : Просвещение, 2006
7. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 2003.
8. Ушакова О. С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», творческий центр, Москва 2004