Сидорова Яна Николаевна
Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды как основы индивидуального подхода к детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Организация развивающей предметно-пространственной среды,
как основы индивидуального подхода к детям»
Разработали:
воспитатель общеразвивающей группы
Сидорова Яна Николаевна
воспитатель группы компенсирующей
направленности для детей с ТНР
Воропаева Лариса Борисовна
План семинара – практикума :
1. Организационный момент
2. Приветствие участников
3. Теоретическая часть
• Цель
• Задачи
• Актуальность
Публикация «Семинар-практикум „Организация развивающей предметно-пространственной среды как основы индивидуального подхода к детям“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- Темочки
• Теоретические аспекты создания РППС в соответствии с ФГОС ДО
4. Практическая часть
• Блиц опрос
• Практические задание для педагогов
5. Подведение итогов семинара.
6. Рефлексия.
1. Организационный момент
При в ходе в зал педагоги объединяются в 3 подгруппы, по возрастным признакам групп, в которых работают воспитатели (2 группа раннего возраста, 1 младшая – 1 стол, 2 младшая, средняя группа – 2 стол; старшая, подготовительная группа – 3 стол).
2. Приветствие участников семинара-практикума
3. Теоретическая часть
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Задачи:
• Обобщать и повышать знания педагогов по организации развивающей предметно-пространственной среды, основываясь на индивидуальном подходе к детям
• Развивать практические умения педагогов по применению принципов ФГОС ДО в моделировании и организации развивающей среды в группах.
Актуальность
Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребё нка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - волевой сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развитиянезависимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
Теоретические аспекты создания РППС в соответствии с ФГОС ДО
Развивающая предметно-пространственная среда – одно из основных средств развития личности ребёнка, источник его знаний и социального опыта,своеобразная форма его самообразования.
Роль педагога – открыть перед детьми весь спектр возможностей среды в целях эффективного развития каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов и уровня активности. Формирование среды – уникальное решение для каждой конкретной образовательной организации.
Для осуществления полноценного образовательного процесса, необходимо сформировать развивающую предметно-пространственную среду детского сада, наполнить ее содержанием, так как она является частью образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающаяпредметно-пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, период обучения и реализуемой педагогами программы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.
РППС должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в МБДОУ;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия.
РППС должна создавать условия для формирования и развития игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами, развития двигательной активности, в том числе развитиекрупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможности самовыражаться.
4. Практическая часть
Блиц-опрос
1. При проектировании предметно- развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие :
• пространство;
• время;
• предметное окружение.
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка.
2. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:
• рабочая
• активная
• спокойная
3. Примерный перечень Центров для организации индивидуального подхода к детям :
• для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей, профессий и пр.);
• для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
• для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
• для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
• для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
• для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
• для отдыха (уединение, общение и пр.).
4. Развивающаяпредметно-пространственная среда группы должна быть :
• содержательно насыщенной
• трансформируемой
• полифункциональной
• вариативной
• доступной
• безопасной
5. В целях содержательного насыщения пространства РППС должна обеспечить работу по пяти основным областям :
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
6. Факторы проектирования РППС:
• индивидуальные социально-психологические особенности ребенка
• особенности эмоционально-личностного развития ребенка
• индивидуальные интересы, склонности, предпочтения, потребности ребенка
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности ребенка
• возрастные и поло-ролевые особенности ребенка
Практические задание для педагогов
Педагогам раздаются листочки с заданиями. Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях организации РППС в группах в соответствии с ФГОС ДО.
1 КОМАНДА (ранний и младший дошкольный возраст)
• Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в …
• Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с … понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
• При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль … деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит … благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Ответы:
• Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.
• Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
• При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
2 КОМАНДА (средний дошкольный возраст)
• Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
• Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей….
• Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного…. дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Ответы:
• Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
• Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами.
• Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
3 КОМАНДА (старший дошкольный возраст)
• В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие … сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя…. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
• Развивающая предметно - пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься… делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование).
• Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие … : развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Ответы:
• В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
• Развивающая предметно - пространственная средаорганизуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование).
• Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
6. Подведение итогов семинара
Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Таким образом, проектирование РППС, создающей основу для реализации индивидуального подхода к ребенку, предполагает соблюдение следующих принципов:
• обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей
• организации «зон приватности»
• предоставления права и свободы выбора
• создания условий для моделирования, поиска и экспериментирования
• полифункциональности использования помещений и оборудования
• возрастной и гендерной адресованности оборудования и материалов
• независимости в оценке результатов деятельности
• учет уровня развития и познавательных возможностей каждого ребенка
7. Рефлексия «Ладошки»