Наталья Миленная
Семинар-практикум «Организация работы по физическому воспитанию в зимний период»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Закрепить знания педагогов о содержании и особенностях организации работы по физическому воспитанию в зимний период. Сформировать навыки планирования этой работы с учётом реализации комплексно-тематического принципа и составления технологических карт по организующим темам. Развить творческий потенциал педагогов.
Публикация «Семинар-практикум „Организация работы по физическому воспитанию в зимний период“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Оборудование. Выставка методической литературы и разработок, жетоны для жеребьевки, карточки с заданиями, листы бумаги, ручки, кроссворды, магнитофон, фонограммы спортивных песен, памятки для воспитателей.
Ход мероприятия.
Вступительное слово.
Уважаемые педагоги, тема нашего сегодняшнего семинара-практикума звучит так : «Организация работы по физическому воспитанию в зимний период». Сегодня мы затронем вопросы физического воспитания в дошкольном учреждении именно в этот сезонный период.
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме.
Действительно, дошкольный возраст специалисты считают самым критическим и наиболее подверженным различным влияниям в жизни ребёнка. В этот период ребё нок особенно чувствителен к формированию различных отклонений: как физических, так и психических. Характерны быстрый рост, ускорение развития, нарастание силы и подвижности нервных процессов, происходят глубинные перестройки в обмене веществ (это связано с максимальной частотой детских инфекций, меняется формула крови (кровь становится похожа на кровь взрослого). Кроме того, в этот период возможны проявление и формирование хронических и аллергических заболеваний. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Поэтому здоровью ребёнка-дошкольника следует уделять большое внимание, и укрепление здоровья идёт в большей степени через физическое воспитание.
Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы интенсивные движения сменялись более спокойными.
Необходимо умело подбирать специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий. Ведь только зимой есть снег, лед, ледяные дорожки! Не упускайте возможности использовать постройки из снега — горки, ледяные дорожки, валы, лыжные трассы и специальный инвентарь для игр со снегом — лопаты, санки с ящиками, листы фанеры и пластика для построек. Нужно следить, чтобы все дети были вовлечены в игру: она не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный зимний день. Для зимних игр и забав необходимы следующие условия:
- в деятельности должны принимать участие все дети;
- не предлагайте игр, в которых нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети не вспотели (для бега следует ограничивать пространство) ;
- в игре не должно быть трудновыполнимых движений (например, прыжков через скакалку, препятствия, в высоту, гимнастических упражнений) ;
- игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий;
- для игр со снегом у детей должны быть непромокаемые варежки;
- зимние игры, забавы, развлечения приводятся на площадке с утрамбо-ванным снегом.
На прогулке можно заняться не только подвижными играми, но и развитием интегративных качеств: внимания, наблюдательности, умения ориентироваться. Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав большим успехом у детей пользуются эстафеты, аттракционы. Такие развлечения помогают педагогам содержательно и весело провести с детьми прогулку, спортивные состязания.
На морозе необходимо постоянно двигаться. Для этого можно использовать разные способы:
- ходьба и бег спинами друг к другу;
- парный бег (взявшись за руки) ;
- быстрая ходьба с подниманием предметов;
- бег спиной вперёд;
- ходьба «след в след» - по следам воспитателя;
- скольжение и ходьба по линиям на скользкой площадке (для старшего дошкольного возраста) .
После активного движения необходим небольшой отдых. В это время можно предложить детям отгадать загадки о зиме, прочитать стихи на зимнюю тему.
Сегодняшняя деловая игра поможет вам систематизировать имеющиеся знания по данной проблеме, и возможно узнать что-то новое для себя.
Практическая часть
Содержание заданий:
Задание 1.
Какие физические упражнения составляют двигательное содержание прогулок в зимний период?
Ответы:
-спортивные упражнения (ходьба на лыжах, катание на санках, ледяных дорожках, коньках);
-спортивные игры (хоккей);
-подвижные игры и игровые упражнения.
Задание 2.
Представители каждой команды получают карточку следующего содержания:
Карточка А. Тонкое хлопчатобумажное бельё, лёгкое хлопчатобумажное платье (рубашка) с короткими рукавами, носки, босоножки.
Карточка Б. Хлопчатобумажное бельё, плотное хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготы для детей 3-4 лет, гольфы, туфли для детей 5-7 лет.
Карточка В. хлопчатобумажное бельё, трикотажная кофта, трикотажное или шерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготы, туфли (тёплые тапочки).
Вариант 1. Как нужно одеть ребёнка, если температура в помещении 23 градуса и выше? (Выберите нужный вариант).
Ответ: Карточка А.
Вариант 2. Как нужно одеть ребёнка, если температура в помещении 18-20 градусов. (Выберите нужный вариант).
Ответ: Карточка Б.
Задание 3.
Вариант 1. Какие оздоровительно-профилактические мероприятия в режиме дня вы можете назвать?
Ответы:
-отвары трав, чайный бальзам и витаминный чай 2 раза в неделю в последовательной очерё дности: утром – на второй завтрак, во второй половине дня – после полдника, по 100грамм в день;
-сезонная профилактика весной и осенью: добавление аскорбиновой кислоты в компот, поливитамины по 1-2 драже в день в течение 2-х недель;
- кислородный коктейль 4 раза в год по 10 процедур;
- фитотерапия во время фронтальных занятий по развитию речи или при проведении малоподвижных игр под руководством медицинской сестры и врача;
- проведение игр и игровых упражнений, физкультурных занятий на воздухе, организация свободной игровой деятельности;
- закаливание.
Вариант 2. Назовите водные закаливающие процедуры.
Ответы:
-утреннее умывание, мытьё рук перед едой, мытьё ног перед сном;
-игры с водой, под душем;
-систематическое полоскание рта и горла кипячёной водой комнатной температуры, промывание носа холодной водой несколько раз в течение дня;
-обливание ног водой с постепенным понижением температуры;
-применение сильного кратковременного холодцового раздражителя (после дневного сна «топтание» в тазу, наполненному водой из-под крана, переступание из тазика в тазик с контрастной водой: тёплой - холодной - тёплой т. д.).
Задание 4.
Вариант 1. Существуют приблизительные нормы двигательной активности для детей в зависимости от возраста. Для старших дошкольников время двигательной активности составляет не менее 50% времени бодрствования.
Какова продолжительность самостоятельной двигательной деятельности детей?
Ответ. Время высчитывается следующим образом. Если ребёнок должен двигаться не менее 50% времени бодрствования, то при 9-ти часовом пребывании в детском саду это должно составить примерно 3-3, 5 ч (9-3ч сна = 6ч; 50% от 6ч=3ч). В организованной деятельности ребёнок двигается примерно 44-56 мин, значит, продолжительность его самостоятельной двигательной деятельности должна составить 1ч 50 мин -2 ч 5 мин.
Вариант 2. Назовите основные задачи, которые решаются в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке.
Ответы:
-расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
-совершенствование навыков в основных движениях путём применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
-развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
-воспитание самостоятельности, активности положительных взаимоотношений со сверстниками.
Задание 5.
Назовите примерную тематику наблюдений во время зимних прогулок. Приведите 1-2 примера. Ответы даются по очереди.
Ответы:
-утром педагог беседует с детьми об одежде. Рассказывает, что она защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться;
-воспитатель беседует с детьми о природных явлениях зимой: о снеге и его свойствах, ветре, вьюге, метели и т. д. вспоминают пословицы, загадки, стихи, рассказы, сказки о зиме;
- педагог рассматривает с детьми птиц, прилетевших к кормушке. Затем предлагает определить, кто из них оставил на снегу следы. Дети приходят к выводу, что на снегу можно найти следы птицы, кошки, собаки, от полозьев санок, отпечаток ледяного легкоступа и т. д.
Тема
«Обучение дошкольников катанию на санках, лыжах»
Задание 6.
Вариант 1. какова максимальная длительность катания детей на санках с горки в старшем дошкольном возрасте?
Ответ:
-продолжительность катания устанавливается в зависимости от погоды, состояния горки, возраста детей;
Вариант 2. Какие условия определяют увеличение длительности катания детей на санках с горки?
Ответ:
-увеличивается постепенно до 20-30 мин.
Задание 7.
Опишите технику торможения при спуске с горы.
Вариант 1. На лыжах.
Ответ
Торможение на лыжах «Плугом». Лыжник наклоняется вперёд, сгибает ноги в коленях, смыкает носки и разводит задники, крепко прижимая колени друг к другу. Лыжи ставятся на внутренние рёбра.
Вариант 2. На санках.
Ответ
Торможение на санках. На склонах детям показывают простейшие способы торможения обеими ногами. Для торможения ноги следует опустить на снег и пятки прижать к земле, руками нужно держаться за шнур и, легко подтянув его к себе, немного отклониться назад.
Задание 8.
Определите, в какой возрастной группе осваиваются следующие навыки. Ответ: Карточка А.
Вариант 1:
-ходить на лыжах скользящим шагом (средняя группа);
-делать повороты переступанием;
-ходить на лыжах по пересечённой местности (старшая группа)
Вариант 2.
-спускаться с горки в низкой стойке (старшая группа);
- раскладывать лыжи на снегу, снимать их (младшая группа);
- подниматься в горку «полуёлочкой» (средняя группа).
Задание 9
Вариант 1. Какие условия необходимо создать на участке для обучения детей ходьбе на лыжах?
Ответ. На территории детского сада прокладывается круговая лыжня. Желательно иметь два круга: малый (дистанция 100м) и большой дистанция 200м). В малом круге дети выполняют различные двигательные задания, а в большом закрепляют навыки передвижения на лыжах.
Вариант 2. какое расстояние могут пройти на лыжах дети старшего дошкольного возраста?
Ответ. Дети шестого года могут пойти на лыжах дистанцию в 600 м и более.
Тема
«Катание на ледяных дорожках».
Задание 10.
Расположите в порядке усложнения.
Вариант 1.
1. скатываться с горки вдвоём;
2. скользить по дорожке, взяв за руку товарища, который скользит по параллельной дорожке;
3. скользить по горизонтальной дорожке после разбега (3-5 шагов).
Ответы: 3-2-1.
Вариант 2:
1. скользить по дорожке, взяв кеглю, которая расположена сбоку;
2. скользить по горизонтальной дорожке после быстрого разбега;
3. скользить с невысокой горки на ногах в глубоком приседе.
Ответы: 3-1-2.
Задание 11.
Как изменяются размеры дорожки в зависимости от возраста детей? Ответ даётся в письменной форме. Жюри объявляет победителя и зачитывает правильный ответ.
Ответ.
ширина дорожки 50-60см, длина 0,5-1м (младшая группа); 2-3 дорожки длиной 1-1,5 м с интервалами для разбега (средняя группа)4 длина дорожки от 3-4 до 8-10м (старшая группа).
Задание 12.
Как можно разнообразить внешний вид дорожек?
Какие материалы и почему используются для украшения ледяных дорожек, снежных фигур?
Продумайте варианты украшения дорожек (2-3).
Ответ.
Ледяные дорожки можно украсить, поместив на уже залитую поверхность фигурки, сюжетные картинки из цветной бумаги, фольги и других материалов, сверху намораживают ещё один-два слоя воды.
Для создания разноцветных дорожек используют естественные экологически безопасные красители: сок свёклы, интенсивный раствор марганцовокислого калия, «бриллиантовую» зелень т. д.
Тематика украшений может быть следующей: «Рыбки в аквариуме», «Разноцветные матрёшки», «Колобок» и другие…», «зимние узоры», «Весёлая арифметика», «Осенний листопад». «У нас олимпиада», и т. д.
Задание 13.
Придумайте 2-3 варианта игровых упражнений на ледяных дорожках, используя дополнительное оборудование.
Вариант 1: снежок, кубик.
Индивидуальное упражнение «Кубик-путешественник». На ледяной дорожке сначала на расстоянии 3-4, а потом 5-6м от её начала кладут цветной кубик. Ребёнок, разбежавшись и скользя по ледяной дорожке, старается наехать на кубик и сдвинуть его с места ногой.
Соревнование «Кубик-путешественник». Каждый следующий ребёнок в команде старается проскользнуть и отодвинуть кубик как можно дальше ит. д. команда, отодвинувшая кубики дальше всех, объявляется победителем.
На прямой дорожке укладывают 4-5 снежков на расстоянии 1-1,5 м друг от друга. Играющие строятся в колонну по одному. По сигналу воспитателя они по очереди делают разбег и скользят на обеих ногах, поставленных параллельно. Приближаясь к снежкам, ребёнок должен развести ноги так, чтобы не задеть их. Миновав все снежки, играющий должен развернуться.
Вариант 2. : верёвка.
Ответ
«Кто дальше?» Дети объединяются в группы по трое. Двое из них бегут по снегу слева и справа вдоль ледяной дорожки, держа в руках концы верёвки длиной 1-1,2 м. Третий скользит по ледяной дорожке, присев или стоя. Держась за верёвку. Дети по очереди меняются местами.
дети с верёвкой небыстро перемещаются вдоль ледяной дорожки. Третий ребёнок должен во время скольжения присесть и проехать под верёвкой, не задев её.
После разбега можно скользить на одной ноге.
Задание14.
Какие задания может предложить воспитатель детям, обучая их игре в хоккей? Отвечают представители обеих команд по очереди до определения победителя.
Ответ.
Во время обучения игре в хоккей следует предлагать детям следующие задания:
-ведение шайбы клюшкой, не отрывая её от шайбы;
-передачу шайбы друг другу;
-удержание шайбы клюшкой;
ведение шайбы клюшкой вокруг разных предметов и между ними;
-забивание шайбы в ворота, держа клюшку двумя руками и ударяя по ней с места и после ведения.
Задание 15.
Придумайте не менее двух вариантов игр или упражнений с использованием снежных построек.
Вариант 1: снеговик.
Ответ
На одной стороне площадки стоят два снеговика. Напротив них за чертой, построившись в две колонны, стоят дети. По сигналу первый из них бежит к снеговику, надевает ему колпак, обегает снеговика и возвращается в конец колонны. Следующий бежит и снимает колпак. Выигрывает команда, закончившая первой.
Прыгать вокруг снеговика. По сигналу разбежаться в стороны и вновь собраться у снеговика.
Забросить снежки в ведро, которое снеговик держит в «руках».
Вариант 2: снежный вал.
Ответ
«Пройди по снежному валу». Ходьба с различными заданиями: присесть на середине; спрыгнуть в конце; сделать в середине ласточку; устоять на одной ноге, подняв другую.
«Удержись». На прямой из хорошо утрамбованного снега сооружается снежный вал (высотой 30 см). После скольжения по ледяным дорожкам дети подбегают к снежному валу и встают на него. Выигрывает ребёнок, первым вставший на вал обеими ногами и не потерявший равновесия.
«Самый ловкий». Дети друг за другом проходят по снежному валу так, чтобы не рассыпать снег с лопатки, которую они несут перед собой, и спрыгивают со снежного вала.
Задание 16.
Какие ещё снежные постройки можно использовать на участке для формирования навыков метания (вариант 1, подлезания (вариант 2?
Ответы
Вариант 1: кенгуру, лягушка, медведь с коробом, водоноска.
Вариант 2: кошка, домик, слон, пантера.
Задание 17.
Сформулируйте задачи обучения основным движениям в процессе обыгрывания снежных построек (выбор варианта снежной постройки сделать самостоятельно, основные движения не должны повторяться).
Ответ: постройка – «осьминог».
Задачи:
-развивать глазомер в процессе метания способом «прямой рукой снизу» (горизонтальной целью является завиток щупальцев осьминога);
-формировать умение перепрыгивать с одной возвышенности на другую, прыгать в высоту с места ( отрабатываются элементы техники: энергичный взмах руками, толчок одновременно двумя ногами); ориентир для прыжков – щупальце осьминога;
-совершенствовать умение балансировать на одной и двух ногах, сохранять равновесие во время ходьбы по узкой плоскости; возвышенной плоскость для балансировки – самый длинный и узкий фрагмент щупальцев.
Задание 18.
Приведите примеры игровых упражнений в метании на участке в зимний период. Отвечают представители обеих команд по очереди до определения победителя или до сигнала жюри.
Ответы:
«Кто дальше бросит?» От черты один за другим дети бросают снежки как можно дальше. Место, где упал снежок, отмечают флажком. Если следующий бросил дальше, флажок переносят. В конце отмечают детей, сделавших самые дальние броски. При повторении дети бросают снежки левой рукой. Это упражнение можно превратить в командовое соревнование, если после каждого броска дети будут выполнять следующий бросок от отметки, на которую упал предыдущий снежок.
«Самый меткий». На линии ворот устанавливают несколько кеглей. Дети шайбой стараются попасть в кеглю с расстояния 3-4 м. Можно установить число очков за кеглю, например: зелёная – 1, красная – 2 и т. д. В этом случае каждый подсчитает свои очки.
«Кто быстрее?» Дети распределяются по звеньям по 5-6человек в каждом. На фанерном щите, укреплённом на заборе, дереве, лесенке, чертят круги диаметром 50-60 см. Число кругов должно соответствовать числу звеньев. Звенья располагаются за линией на расстоянии 3м от щита. По сигналу дети начинают бросать снежки, стараясь как можно быстрее залепить ими свой круг. Выигрывает звено, быстрее других залепившее снежками свой круг. Мишень может быть и горизонтальной. Тогда её располагают на снежной дорожке.