Светлана Суфранович
Семинар-практикум «Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
«Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников с учетом индивидуализации образовательного процесса»
провела: Суфранович С. А.
2019 г.
г. Каменск-Шахтинский
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам психолого-педагогической поддержки детей ОВЗ.
Задачи:
· активизировать мотивационный компонент в работе и потребность в профессиональном совершенствовании педагогов;
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
· уточнить знания педагогов о понятиях «психолого-педагогическое сопровождение», «ребёнок с ОВЗ», «инклюзивное обучение», «адаптированная образовательная программа»;
· повысить уровень знаний педагогов ДОУ о трудовых функциях по оказанию психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в соответствии с профессиональным стандартом педагога;
· расширить представления о возможностях ведения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ;
· уточнить знаний педагогов по часто проявляющимся особенностям дошкольников с ОВЗ и задачам коррекции, развития детей с ОВЗ;
· формировать у педагогов толерантное отношение и сотрудничество при решении практических задач по психолого-педагогической поддержке детей ОВЗ и их семей.
· способствовать повышению самооценки и профессиональному росту педагогов;
План семинара – практикума :
1. Коммуникативное приветствие «Клубочек дружбы».
2. Упражнение «Уточнение понятий».
3. Мини-лекция
4. Упражнение «Котёнок».
5. Упражнение «Родители ребёнка с ОВЗ».
6. Рефлексия. Подведение итогов.
«Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях».
Жан-Жак Руссо
1. Коммуникативное приветствие «Клубочек дружбы».
Цель: объединить педагогов, создание положительного настроя в коллективе.
Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в круг. Передавая клубочек по часовой стрелке, приветствуйте друг друга, называя своё имя и отчество, и ДОУ в котором вы работаете.
- Здравствуйте! Меня зовут Светлана Александровна. Я – педагог МБДОУ детский сад № 2.
2. Упражнение «Уточнение понятий».
Цель: уточнить знания педагогов о понятиях «психолого-педагогическое сопровождение» и «ребёнок с ОВЗ».
Инструкция: выберите из предложенных вариантов правильную формулировку ответа
«психолого-педагогическое сопровождение - это…»
- профессиональный вид деятельности педагога - психолога по решению за ребенка его проблем и оберегание от всех возможных опасностей.
- профессиональный вид деятельности педагога - психолога по системному отслеживанию психолого-педагогического статуса ребёнка и динамике его развития.
- это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его развития и оберегания от всех возможных психологически опасных ситуаций.
- это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
«Ребёнок с ОВЗ – это…»
- физическое лицо, имеющее недостаток в физическом развитии препятствующие получению образования без создания специальных условий.
- физическое лицо, имеющее недостаток в психологическом развитии препятствующие получению образования без создания специальных условий.
- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий.
- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
3. Мини-лекция
Педагог: Психолого-педагогическое сопровождение необходимое при обучении детей с ОВЗ
«Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, – это значит «следовать вместе с кем–то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то». Понятие «сопровождение» введено в науку петербургскими учеными Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой и трактуется ими как помощь ребенку в принятии решений в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых несет он сам.
Е. И. Казакова дает следующее определение сопровождению – это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Е. А. Козырева считает, что сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога, психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
По мнению М. И. Рожкова, сопровождение в психолого-педагогическом смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ :
- система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для позитивного развития отношений детей ОВЗ и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
Согласно ФЗ 273 «Об образовании Российской Федерации»
Глава 1. Статья 2. Пункт 16.
«Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) -
это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»
Ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И, наоборот, ребенок-инвалид может не относиться к обучающимся с ОВЗ.
К детям с ОВЗ относятся: 1. дети с нарушением слуха - не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие (может выявить педагог);
2. дети с нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием (может выявить педагог);
3. дети с нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны», общее недоразвитие речи I, II, III, уровня (вываляет учитель-логопед);
4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой;
6. с нарушениями интеллекта - умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог, психиатр);
7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и невропатолог, детский психиатр);
8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
9. дети-инвалиды
К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.
Согласно ФЗ 273 «Об образовании Российской Федерации»
Глава 1. Статья 2. Пункт 27.28.
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
С целью мониторинга эмоционально-поведенческой и познавательной сферы воспитанников с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных и адаптированных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации организуется психологическая диагностика дошкольников:
· групповое наблюдение за детьми с целью выявления особенностей поведенческих реакций в различных видах образовательной деятельности, познавательной активности дошкольников;
· групповая диагностика дошкольников по выявлению особенностей поведенческой сфере (проективная методика «Рисунок семьи»; оценка психологического климата в группах методика «Выбор в действии» Р. С. Немова);
· групповая диагностика дошкольников для выявления особенностей познавательной сферы (методика исследования у старших дошкольников произвольной сферы, тонкой моторики «Домик»; методика «Чтение сказки» на выявление игрового или познавательного мотива ребёнка и др.);
· индивидуальное наблюдение за детьми с целью выявления особенностей поведенческих реакций в различных видах образовательной деятельности, познавательной активности дошкольников, проявляющихся способностей, выявления уровня самооценки и т. д. ;
· индивидуальная углублённая диагностика дошкольников с ОВЗ по изучению и определению степени нарушений развития познавательной сферы (индивидуальные диагностические карты по возрастам, по изучению личностных особенностей, особенностей поведения, выявления уровня самооценки, эмоционального состояния и т. д.
По результатам диагностики составление психолого-педагогических заключений (в рамках работы МПМк) с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития дошкольников с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Типичные особенности детей с ОВЗ:
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить
симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
5. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
6. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
7. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
8. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
9. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
10. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого, у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
Для решения этой задачи с детьми можно проводить:
- артикуляционную гимнастику (упражнения для губ, языка, дыхания, обязательно должны быть динамические паузы, можно использовать зрительные ориентиры)
- дидактические игры «Зачеркни лишнюю цифру или фигуру», «Выполни узор» (работа в клетке, игры с песком и другие).
2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку воспринимать учебный материал осознанно. Для решения этой задачи можно предложить детям: различные тематические альбомы, беседы, наблюдения.
3. Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию: можно проводить в наблюдениях, экскурсиях, включать детей в проблемные, бытовые ситуации.
4. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку – упражнения «Запоминай порядок», «Запомни узор», можно использовать сигнальные маячки для детей и другое.
5. Развитие различных видов мышления: наглядно – действенного, наглядно-образного, словесно-логического – это дидактические игры «Повтори за мной», «Найди тайник», «Угадай предмет» и другое.
6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, логической классификации, умозаключений) - дидактические игры «Свободная классификация или назови одним словом», «Поиск сходных предметов», «Выполни по образцу» и другое.
7. Охрана и укрепление соматического и психологического здоровья ребенка : предупреждения эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта – работа в релаксационных уголках и сенсорной комнате, выполнение упражнений «Кричалки», игра «Маски», «Волшебные стаканчики» и т. д.
8. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов и педагогов (врачи, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели) за развитием ребенка. Здесь большую роль играют сами родители.
К детям с ОВЗ должен быть индивидуальный подход, контроль. Для детей нужна частая смена деятельности, их надо чаще хвалить. Главная задача педагогов – адаптировать детей с ОВЗ к социуму, сформировать социально-нравственное поведение.
4. Упражнение «Котенок».
Цель: формирование у педагогов умения сотрудничать при реализации задач по психолого-педагогической поддержке детей ОВЗ и их семей.
Инструкция:
1. участники встают в круг.
Педагог просит передать по кругу газету.
2. Педагог предлагает представить, что на этой газете уснул
маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг
другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать
его.
Вывод: что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особым ребёнком и его родителями.
5. Упражнение «Родители ребенка ОВЗ».
Цель: формировать у педагогов толерантное отношение к родителям детей с ОВЗ.
Инструкция: выбирается участник для роли матери или отца ребенка ОВЗ. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу).
Части тела (завязываются лентами) Символическое значение
Глаза Родителям сложно принять своего ребёнка, увидеть его таким, как он есть; сложно выводить его в общество в буквальном смысле «быть на виду»
Рот Родители боятся рассказывать о своём ребёнке, говорить о нём, рассказывать о своих трудностях и потребностях
Уши Родители не хотят слышать диагноз ребёнка и боятся общественного мнения и осуждения
Руки Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребёнка, человек «опускает руки»
Сердце Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»)
Живот Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с ОВЗ как бы «живут в полсилы» «дышат в полдыхания»
Ноги Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг». Семья замирает, не развивается
Комментарии к упражнению:
В такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с ОВЗ. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку, как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно дошкольное образовательное учреждение — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в детский сад и активно включать в мир отношений.
Каждый ребёнок особенный, все дети равные!
Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею.
Цицерон