Ярославцева Ольга
Познавательно — творческий проект как способ психолого-педагогического сопровождения семьи в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – творческий проект «Семейный праздник» как способ психолого-педагогического сопровождения семьи в дошкольном образовании
Человек начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно одинаковых семей. Что такое семья?
Семья – предмет изучения разных социальных наук, каждая из которых дает свое определение данному понятию.
С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
Публикация «Познавательно — творческий проект как способ психолого-педагогического сопровождения семьи в дошкольном образовании» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Работа психолога в ДОУ
- Семья. Проекты
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2019
Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
Педагогика и психология акцентирует внимание на личных взаимоотношениях членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.
Данное понятие многогранно. Но каждое определение подтверждает, что семья - это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.
Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
В содержание нравственного воспитания дошкольников включено воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Немногие дети знают историю своей семьи. Семейные праздники и традиции, созданные старшим поколением, нередко не поддерживаются, и, следовательно, угасают.
Задача педагога - помочь детям понять значимость и ценность семьи, воспитать у детей любовь и уважение к членам их семей, привить чувство привязанности к своим семьям. Для реализации задачи необходимо тесное сотрудничество педагога и семьи, которое будет наиболее эффективным при организации совместной деятельности.
В проекте представлена совместная работа педагога, детей, их родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
По сравнению с прошлым годом, дети нашей группы подросли еще на год, однако, в ходе бесед выяснилось, что не все ребята имеют сформированное представление о семье, могут назвать фамилию и отчество родителей, место их работы; некоторые дети затрудняются в распределении домашних мужских и женских обязанностей. Следует отметить, что интуитивно дети понимают значение семьи в своей жизни, но не всегда хотят быть помощниками своим родным, были случаи и неуважительного отношения к одному из родителей. Эти наблюдения подтолкнули нас к решению разработать проект, посвященный семье.
Дети проводят в детском саду большую часть дня. В некотором смысле, дети, родители и педагог – это тоже семья со своими семейными традициями, которые следует зарождать, поддерживать и укреплять.
Необходимость психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста в настоящий период времени обусловлена, с одной стороны, изменением цели развития, с другой стороны, социальной нестабильностью, многочисленными и динамическими изменениями, которые вызывают к жизни важные изменения в поведенческих и личностных характеристиках.
Воспользуемся рабочим определением, что сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного развития, обучения и воспитания ребенка на каждом возрастном этапе (М. Р. Битянова).
Основные направления психолого-педагогического сопровождения : предупреждение возникновения проблем развития ребенка, помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания; психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ, развитие психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов.
Задача психолого-педагогического сопровождения : создать для ребенка эмоционально благоприятный микроклимат в группе, во время общения с детьми и педагогическим персоналом, изучить индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления; оказать помощь детям, имеющим особые образовательные потребности; своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений развития; повысить психолого-педагогическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Исходя из вышесказанного, проект «Семейный праздник» соответствует концептуальным подходам к организации психолого-педагогического сопровождения семьи в системе образования.
Вид проекта : познавательно - творческий.
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта : воспитанники группы (возраст 4 – 5лет, родители, педагоги.
По числу участников: групповой.
Цель проекта :
Формирование у детей представления о семье. Воспитание любви и уважения к членам своей семьи.
Задачи:
• формировать первоначальные знания о родственных отношениях в семье;
• формировать у детей положительное эмоциональное отношение к членам семьи;
• воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
В работе над проектом были использованы следующие методы и приемы:
• наблюдение, рассматривание сюжетных картин;
• использование художественного слова, музыкальное сопровождение, мотивация, рассказ педагога, объяснение, уточнение, пояснение, вопросы, развернутая словесная оценка, поощрение;
• игры, упражнения, гимнастики.
Работа над проектом предусматривает тесное взаимодействие с родителями:
• Организация совместной деятельности для подготовки к празднику семьи;
• Консультация «Выходной вместе».
Продукт проекта :
• «Семейный портрет» (аппликация);
• Выставка детских рисунков «Рисуем вместе с папой и мамой»;
• Семейный досуг «Праздник моей семьи».
Вывод:
В завершение проекта можно утверждать, что у детей сформировалось представление о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге. Дети проявляют уважение к своим родителям и ближайшим родственникам. Почти все ребята группы называют фамилию и отчество родителей, место их работы, правильно распределяют мужские и женские обязанности, стараются помогать родным выполнять домашнюю работу.
Итоговое досуговое мероприятие стало заключительной яркой точкой проекта.
В ходе проекта родители проявили большую заинтересованность в подготовке совместных мероприятий, проявляли особое внимание к своим детям, были готовы ответить на любой их вопрос, радовались их успехам. Дети почувствовали, что родители могут найти время, чтобы побыть с ними вместе. Так укрепляется взаимоуважение внутри семьи, способность и потребность заботиться друг о друге. Такие моменты и являются основой продуктивного проживания периода детства.
Проект реализован, цель достигнута.
Список литературы:
https://gopsy.ru/semja/chto-takoe-semja-opredelenie.html
https://www.info-library.com.ua/libs/stattya/1658-kontseptualni-zasadi-psihologo-pedagogichnogo-suprovodu-printsipi-i-tehniki.html