Лучший педагог года

Семинар-практикум «Обучение технике прыжка в ДОУ»

Галина Рудакова
Семинар-практикум «Обучение технике прыжка в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

«Методика обучения основным видам движений – прыжка

м».[/b]

Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм ребёнка. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей.

Большое значение имеют прыжки для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости, смелости.

Разнообразные подпрыгивания, включенные в утреннюю гимнастику, занятия, усиливают их физиологическое воздействие.

Публикация «Семинар-практикум „Обучение технике прыжка в ДОУ“» размещена в разделах

Очень ценны прыжки со скакалкой. Они содействуют тренировке дыхания, развитию выносливости детей. Во время выполнения прыжков совершенствуются координационные способности детей, так как прыжки со скакалкой требуют точного согласования движений рук и ног, величины подпрыгивания, его темпа с направлением и скоростью крутящейся скакалки. Прыжки со скакалкой эмоциональны и разнообразны, их следует широко использовать в гимнастических выступлениях детей на различных праздниках.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ

Прыжок - один из видов основных движений – относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнениям.

Существуют разнообразные виды прыжков, в детском саду применяются:

- подскоки на месте;

- подскоки с продвижением;

- прыжки места и с разбега в длину и в высоту;

-прыжки с высоты, или, как их еще называют, в глубину;

- прыжки со скакалкой, как разновидность подскоков.

В прыжках нет повторяющихся фаз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определённой последовательности движение.

В каждом прыжке различают четыре фазы движения:

1) подготовительную,

2) отталкивание,

3) полет.

4)приземление.

Смысл подготовительной фазы — создать наиболее выгодные для отталкивания условия, которые обеспечат наибольшую силу толчка и наибольшую начальную скорость при полете. В прыжках с места подготовительная фаза связана с легким сгибанием ног, небольшим наклоном вперед и отведением рук назад. В подготовительной фазе прыжков с разбега, кроме того, развивается большая скорость горизонтального движения, которая увеличивает дальность или высоту полета.

Фаза отталкивания — наиболее важная часть самого прыжка. Отталкивание создает необходимую для полета скорость и придает ему правильное направление. Отталкивание должно быть кратковременным, быстрым, энергичным, резким. Прыжки в глубину не требуют сильного отталкивания. При прыжках с места отталкивание совершается обычно двумя ногами одновременно, при прыжках с разбега — одной ногой. В работе с дошкольниками не надо стремиться к выделению более сильной толчковой ноги. Для разностороннего физического развития важно, чтобы дети отталкивались и той и другой ногой.

В фазе полета прыгающий занимает наиболее выгодное положение тела для преодоления расстояния или препятствия, а также готовится к приземлению.

Приземление надо тщательно отрабатывать.

Основная задача этой фазы прыжка — погасить скорость поступательного движения и сохранить равновесие. Приземление должно быть мягким, эластичным, с легким сгибанием колен, предупреждающим сотрясение тела ребенка. Лучше всего приземляться на мягкий грунт (песок, взрыхленную землю, мат). Такая предосторожность необходима, так как у детей 3—7 лет недостаточно окрепли мышцы, суставы и связки ног, недостаточно укрепились и внутренние органы. Неумение координировать движения и сохранять равновесие часто приводит к приземлению на прямые, жесткие ноги, на всю ступню, пятку. Большая нагрузка на стопу в момент такого приземления на жесткий грунт может вызвать растяжение связок и мышц ног, послужить причиной образования плоскостопия.

Все виды прыжков требуют высокой координации движений. Особенно прыжки, связанные с преодолением препятствий, и прыжки с разбега, когда разбег приходится сочетать с отталкиванием в обозначенном месте и дальнейшим переходом через планку.

Обучение прыжкам осуществляется в определё нной последовательности: начинается оно с самых простых видов прыжка – подпрыгивания, спрыгивания с высоты, затем переходят к обучению более сложным видам прыжка – прыжок в длину с места, и завершают – прыжком в высоту и в длину с разбега.

Во второй младшей группе основная задача при выполнении всех видов прыжков— приучать детей мягко приземляться, эластично сгибая ноги, как бы немного приседая и тотчас снова выпрямляясь. На другие элементы прыжка — исходное положение, толчок и взмах руками в младших группах обращают меньше внимания.

Начинают обучение детей прыжкам с подпрыгивания на двух ногах на месте. При этом им показывают, что подпрыгнуть можно повыше, если оттолкнуться от земли посильнее носочками так, чтобы ноги выпрямились.

Доступны детям данного возраста и легкие подскоки с небольшим продвижением вперед на определённое расстояние, в точно обозначенное место.

Подскоки на месте с заданием коснуться ладони поднятой руки воспитателя, «поймать комара», позвонить в бубенчик и т. д. приучают детей подпрыгивать повыше, взмахивая руками вверх.

прыжок вверх с места через невысокое препятствие, что требует уже более энергичного толчка вверх.

прямой галоп.

спрыгивании (прыжки в глубину) Высота небольшая, так как они не умеют еще мягко приземляться. Начинать спрыгивание можно с высоты 10—12 см., спрыгивая с высоты, надо опускаться на обе ноги сразу, сначала на носочки, и сгибать колени, смотреть вперед, а не под ноги. Прыгать надо тихо-тихо, чтобы «неслышно было».

Прыжки с места в длину начинают разучивать тоже с очень простых заданий. Дети перепрыгивают сначала через линию, начерченную на земле, через шнур, скакалку, положенные на пол, т. е., используют зрительные ориентиры.

Перепрыгивание через две линии, начерченные параллельно на расстоянии 10—15 см одна от другой. Постепенно расстояние между линиями увеличивается. ( Практикум: подпрыгивание, прыжок в длину с места, прыжок с высоты, перепрыгивание.)

Всредней группы по-прежнему сохраняются только простые прыжки : подскоки, спрыгивания и прыжки в длину с места.

Подскоки на двух ногах на месте становятся более ритмичными, лёгкими. В дополнение к заданиям, стимулирующим подскок повыше («Поймай комара», «Ударь в бубен» и др., вводятся подскоки с поворотами направо, налево и вокруг себя, подскоки с изменением положения ног (ноги вместе — ноги врозь, одна нога вперёд - другая назад). Дети могут выполнить прыжок вверх после нескольких шагов, чаще применяют прыжки на одной ноге.

На 5-м году дети уже ловко подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед, пытаясь помогать взмахами рук. Расстояние для этого упражнения не должно превышать2—3 м. Дети продвигаются частыми легкими подскоками.

Спрыгивают дети с высоты не более 20 см. Дети уже должны уметь спрыгивать мягко на носочки, переходя затем на всю ступню. При этом они произвольно сгибают ноги и сохраняют устойчивое равновесие, могут принять необходимое положение рук. Спрыгивать надо вниз и только чуть-чуть вперед. Перед спрыгиванием слегка сгибают ноги.

Дети данного возраста могут выполнить подряд 4-6 прыжков в длину с места, требующих хорошей координации и мышечных усилий. Становится выраженным исходное положение. Детям показывается правильное исходное положение в прыжках в длину и глубину. На 5-м году почти все дети отталкиваются одновременно двумя ногами. Появляется и взмах руками. Однако полной согласованности в замахе, выносе рук вперед и отталкивании еще нет. Ее и не следует добиваться. Детей обучают в этом возрасте только взмаху рук вперед-вверх во время отталкивания.

Для улучшения согласованности прыжка со взмахом рук могут служить следующие два упражнения: (показ)

1. Стоя руки вниз, подниматься на носки и опускаться на всю стопу, сначала не помогая руками, а затем сочетая со взмахом рук вперед - вверх;

2. Из полуприседа руки опущены вниз и немного отведены назад, выпрямляться, поднимаясь на носочки и опускаться на всю стопу, взмахивая руками вперед-вверх.

( Продолжение практической части: прыжок в длину с места, перепрыгивание, прыжки на правой и левой ноге на месте)

В старшей группе к освоенным ранее видам прыжков – вверх, в глубину, в длину с места – предъявляются большие требования, педагог добивается хорошей техники при отталкивании, в полёте и приземлении. А также добавляются новые виды прыжков : прыжки в высоту и в длину с разбега.

Подскоки выполняются сериями по 30-40 прыжков 2-3 раза. Они выполняются детьми легко, ритмично, и поэтому педагог вводит усложнения: при подпрыгивании на месте дети совершают дополнительные движения ногами (ноги скрестно; одна нога вперед, другая назад; с ноги на ногу); прыгают на одной ноге: на месте и, продвигаясь вперед; через линию, веревку боком, с поворотом на прыжке; с разнообразными движениями рук (поднимают вперед, в стороны; делают хлопки перед собой, над головой, сзади себя); перепрыгивают пластмассовые кегли и т. п. В прыжках на двух и одной ноге дети продвигаются вперёд на 2-3м. Дети учатся не только мягко приземляться, но и сильнее отталкиваться от земли, пола, чтобы подпрыгнуть выше, задает единый для всех ритм подпрыгиваний с помощью бубна. Упражнения выполняются группами детей или индивидуально.

Упражнения в спрыгивании в старшей группе проводятся чаще всего в сочетании с другими видами движений, например спрыгивание с гимнастической скамейки (бревна, доски) после упражнений в равновесии. Как и прежде, главным остается мягкое и устойчивое приземление. Высота предметов для спрыгивания достигает 30 см.

Продолжается работа над совершенствованием прыжка в длину с места. В этом виде прыжка у детей имеются определенные навыки. Дети самостоятельно занимают удобное исходное положение, взмахивают руками вперед-вверх во время отталкивания, сохраняют равновесие в полете и устойчиво приземляются. Но все же, несмотря на неплохую согласованность движений рук с отталкиванием, движения эти недостаточно энергичны и активны. Кроме того, дети плохо выносят в полете ноги вперед, в результате чего у многих еще получается приземление на прямые ноги. Некоторые дети во время прыжка сильно наклоняют голову. Для отработки некоторых элементов прыжка в длину с места применяются простейшие подводящие упражнения:

- Овладению, например, активным отталкиванием, согласованным с энергичным взмахом руками вперед-вверх, помогает имитация этого движения, стоя на месте без прыжка. ( Показ 1: В этом упражнении вместе с резким взмахом руками вперед-вверх (свободно, одновременно, выше головы) в момент распрямления ног и подъема на носки ребенок добивается устремленности всего тела в направлении предполагаемого прыжка. Голова, грудь, плечи тянутся вперед.)

- Вынесение ног вперед в полете тоже опробывается в подводящих упражнениях. ( Показ 2: дети выносят махом вперед колено, а за ним выбрасывают и голень.)

В старшей группе обучаем прыжкам с разбега в высоту и с разбега в длину. В отношении координации движений эти прыжки сложнее прыжков с места. Основное требование – уметь сочетать разбег и толчок, выполнять весь прыжок без остановки.

Разбег для прыжка в длину колеблется у старших дошкольников в пределах 6—12 м.

К концу года дети должны совершать прыжок на расстояние не менее 100 см.

Упражнение в прыжках в длину с разбега выполняется поточным способом. На одном занятии дети выполняют примерно 5—7 прыжков с естественными промежутками, во время которых они возвращаются на исходную позицию и выслушивают пояснения педагога.

В высоту детей учат прыгать, согнув ноги, с прямого разбега. Приземление в данном виде прыжка в зависимости от интенсивности (высоты) прыжка может произойти либо перекатом с пятки на всю ступню (если прыжок далеко-высокий, либо на носки с последующим опусканием на стопу (если прыжок высокий). При приземлении не следует стремиться присесть очень глубоко, в этом случае труднее удержать равновесие. Руки при опускании на землю остаются впереди.

Важно, чтобы вначале дети научились после небольшого разбега преодолевать препятствие, не останавливаясь перед ним и не набегая на него, а также отталкиваться после разбега одной ногой — правой или левой, какой ребенку удобно Разбег не должен быть большим, примерно 6—9 шагов. Во время разбега необходимо набрать и сохранить до момента отталкивания определенную скорость.

Для эффективного отталкивания особенно важна точность последних шагов разбега.

Начиная с небольшой высоты, всего в 15—20 см, следует постепенно ее увеличивать до 40 см и более к подготовительной группе. Для прыжков в высоту с разбега используется веревка, к концам которой пришиваются мешочки с песком весом по 100 г. Её удобно положить на стулья или колышки стоек, повернутые в направлении прыжка. Прыжки в высоту повторяются примерно 5—7 раз. (Практикум, показывает, затем все повторяют: прыжок в высоту с разбега; без Вали прыжок вверх с небольшого разбега с доставанием предмета, на правой и левой ноге между предметами, в длину с места.)

В подготовительной к школе группе продолжается работа над улучшением техники во всех видах прыжков. Прыжки вверх у детей достаточно мощные, и поэтому усложняются задания – повернуться во время прыжка кругом, выполнить прыжок из глубокого приседа. Чтобы прыжок был как можно выше, детям предлагают в высшей точке полёта максимально подтянуть к груди колени согнутых ног, затем быстро разогнуть ноги и мягко приземлиться.

Такие же требования ставятся и при прыжке в глубину : выполнить поворот на 1800; спрыгнуть спиной вперёд; спрыгивая с высоты, попадать в определенное место, например за линию, начерченную перед скамейкой или другим предметом, с которого дети спрыгивают, на расстоянии 15— 20 см, или в круги, выложенные из веревки. Такие задания требуют от детей умения соразмерять силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть, рассчитав точность приземления в определенное место. Высота предметов, с которых дети спрыгивают, не должна превышать 30—40 см.

Усложняются прыжки на двух ногах с продвижением вперё д: надо уметь прыгать по доске или скамейке; с зажатым между ног предметом; боком через линию, продвигаясь вперёд; змейкой; вверх и вниз по доске, положенной наклонно.

При прыжках в высоту и в длину с разбега, учитывая накопленный детьми опыт, повышаются требования к более точному попаданию ногой на место отталкивания и к слитности отталкивания с разбегом. В полете дети учатся принимать более плотную группировку, затем выпрямлять ноги перед приземлением. Приземление становится более устойчивым. Чтобы приучить детей отталкиваться сильнее и прыгать дальше, применяются разнообразные ориентиры — черта, флажок, до которых ребенок должен постараться допрыгнуть или перепрыгнуть через них. Помогает акцентировать внимание на достаточной высоте взлета преодоление в прыжке невысокого (10—15 см) препятствия, впрыгивания обеими ногами одновременно или одной на два положенных друг на друга мата или другое возвышение.

В качестве дополнительных упражнений целесообразны прыжки через разложенные на полу, примерно на расстоянии 60—80 см друг от друга (а при беге 100 см) малые набивные мячи или большие мешочки с песком. Дети прыгают через 4—5 мячей последовательно на двух ногах вместе либо шагами с ноги на ногу.

Прыжки с разбега, как в высоту, так и в длину являются технически сложными упражнениями.

( Практикум: Прыжки на двух ногах правым, левым боком, прыжки назад. Прыжки на препятствие (мат) высотой 20см. Прыжки последовательно через 5-6 предметов высотой 15-20см, толкаясь одной ногой.)

Начиная со средней группы, детей подводят к прыжкам через короткую скакалку. Воспитатель помогает каждому подобрать скакалку по росту. Вначале, держа её впереди, дети перешагивают или перепрыгивают через неё, затем учатся держать её сзади, вращать её из-за головы вперёд одновременно двумя руками и перепрыгивать через скакалку, когда она коснётся пола. Сигналом для подскока служит звук удара скакалки об пол при вращении. Кружение скакалки должно быть непрерывным, без задерживания ее под собой. Подпрыгивать над скакалкой надо невысоко, настолько, чтобы не задеть скакалку ногами. При прыжках ноги должны быть возможно меньше согнуты, носки вытянуты, туловище сохраняет прямое положение. Вращается скакалка в основном за счет движений кистями; руки не следует напрягать, держат их по направлению в стороны — вниз. Вначале прыжки выполняют медленно, по мере их усвоения темп вращения скакалки (а соответственно и прыжка) увеличивается; усложняются и задания. В начале года на одном занятии детям предлагают сделать от 10 до 20 прыжков, к концу по 20 прыжков два-три раза с перерывами для отдыха. Дышать во время прыжков надо равномерно, не задерживая дыхания.

В старшей группе приступают к систематическому разучиванию прыжков со скакалкой. Детей учат прыгать через скакалку разными способами: на двух ногах, с ноги на ногу, вперёд и назад, с междускоком. Продолжительность непрерывных прыжков со скакалками при систематических занятиях может быть доведена у старших дошкольников до 1-1,5 мин., в чередовании с отдыхом 2-3 раза. Прыжки через скакалку обязательны и для мальчиков.

Учим детей старшей группы прыжкам через длинную скакалку.

Начинать обучение следует с пробеганий.

Пробегания предшествуют в обучении перепрыгиваниям и прыжкам. При пробеганиях скакалку равномерно кружат в сторону занимающегося, сверху вниз. При этом в нижней точке скакалка почти касается земли. Пробегают вслед за скакалкой, как бы догоняя ее, тотчас же после того, как скакалка пройдет мимо лица пробегающего по направлению к земле. На первом этапе скакалку обязательно вращает взрослый с одним из детей. По мере появления умений согласовывать свои действия с вращением скакалки её вращают двое детей.

После пробеганий переходят к разучиванию перепрыгиваний. Перепрыгивания представляют собой подготовительные упражнения для прыжка. Целесообразно использовать сначала перепрыгивания через неподвижную скакалку, подвешенную на высоте 3—5 см от земли (перешагнуть с места, перешагнуть с бега, прыгнуть с одной ноги на другую и т. д.). Такие же упражнения можно проводить и через качающуюся скакалку. Затем только переходят к перепрыгиваниям через вращающуюся скакалку. При перепрыгиваниях скакалку вращают по отношению к занимающемуся вперед (от лица к ногам). Вбегают для перепрыгивания сразу после того, как скакалка начнет передвигаться к земле.

Если во время прыжка через длинную скакалку ребенок заденет ее, то скакалку надо немедленно отпустить, иначе ребенок может упасть.

При систематической работе уже в старшей группе дети хорошо владеют скакалкой. Поэтому в программу подготовительной к школе группы входит повторение всех видов прыжков, предложенных для старшей группы. В целом содержание прыжков со скакалкой становится сложнее и многообразнее. Можно вводить упражнения, требующие высокой координации движений, согласованности действий нескольких детей, ловкости, выносливости, развитого чувства ритма, например: бег со скакалкой, разнообразные прыжки с ней : парами, стоя лицом друг к другу или друг за другом, прыжки через большой обруч (как через скакалку).

(Практикум)

Различные виды прыжков используются в подвижных играх.

- Начиная с первой младшей группы, проводятся подвижные игры с подпрыгиванием, например, «Мой весёлый, звонкий мяч».

- Во второй младшей группе прыжки в длину с места используются в подвижной игре «С кочки на кочку».

- В средней группе в подвижной игре «Птички и кошка» используется спрыгивание.

- В старшей группе в подвижной игре «Не оставайся на полу» используется впрыгивание на предмет, а в подвижной игре «Классы» - прыжки на одной ноге с продвижением.

- В подготовительной к школе группе в подвижной игре «Волк во рву» используется прыжок в высоту с разбега.

Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

Обследование развития движений в нашем ДОУ проводится 2 раза в год - в начале учебного года (в сентябре) и в конце учебного года (в мае). Анализ данных этих обследований показывает уровень и динамику развития основных движений и двигательных качеств детей и помогает определить успешность освоения программного материала.

Прыжки очень широко используются на спортивных праздниках, развлечениях и досугах, например, «День прыгуна», «Праздник воздушных шаров» и т. д.

(Сюрпризный момент)

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для родителей «Права маленького гражданина» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно- правовыми актами, призванными защищать права детей.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Обучение с увлечением». ФотоотчетСеминар-практикум «Обучение с увлечением». Фотоотчет Семинар-практикум «Обучение с увлечением». фотоотчетВ феврале посетила районное методическое объединение для воспитателей подготовительных.

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать» Семинар – практикум" Умение слышать и слушать""Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Обучение технике прыжка в ДОУ»
Опубликовано: 12 января 2020 в 17:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Обучение технике прыжка в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Рудакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД