Папки-передвижки

Семинар-практикум «Нетрадиционное применение сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду»

Елена Мочалова
Семинар-практикум «Нетрадиционное применение сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду»

Добрый день, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала свидетелем разговора двух молодых мам. Они говорили о том, что: «Сказки далеки от современной реальной жизни, и они не полезны для малышей. В них много подробностей, которые могут напугать детей. Сказки слишком страшные и примитивные».

Публикация «Семинар-практикум „Нетрадиционное применение сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду“» размещена в разделах

Вот такие сомнения о пользе и актуальности сказок возникают в современном обществе. Как вы думаете надо ли читать сказки детям? Вопрос риторический. Безусловно, нужно. И мне приятно осознавать, что в этом зале собрались люди, разделяющие это мнение. Сказки не примитивны! Пусть их язык простой, пусть сюжет прозрачный и предсказуемый, но именно поэтому сказки продолжают увлекать малышей, производят на них огромное впечатление.

Сегодня я предлагаю рассмотреть сказочный материал нетрадиционно. Для этого возьмем за основу рекомендации автора ТРИЗ – Генриха Альтшуллера.

СЛАЙД 2

Цель теории решения изобретательских задач – не только развить фантазию детей, а учить мыслить системно, понимать происходящие в них процессы.

Такой подход создает возможность и воспитателю, и детям понимать, что в сказке или в герое сказок хорошо, а что плохо, как создать такую ситуацию, где бы герой смог исправиться. Русская поговорка гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выяснить в чем этот «намек», понять его суть – в этом состоит главная задача.

В работе с детьми я широко использую мнемодорожки и мнемотаблицы. Давайте посмотрим на некоторые из них и попробуем узнать о какой они сказке.

Правильно, это сказка Теремок. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Теремок». Приглашаю на сцену 6 человек из зала.

Вам, уважаемые участники я предлагаю оживить овалы, дорисовав необходимые детали. Это и будут герои нашей сказки. Герой, приходящий в «Теремок» сможет попасть внутрь только тогда, если он скажет, чем похож на хозяина теремка. Попав в «Теремок» гость становится хозяином и ждет прихода следующего гостя.

А продолжить свое выступление мне бы хотелось словами Н. Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Прокомментируйте, пожалуйста, это высказывание?

ТРИЗ технология дает возможность научить дошкольников находить, понимать и решать противоречия.

Противоречиями насыщены и сказки. «Теремок разрушился. Это хорошо или плохо? Как вы думаете почему?»

(Плохо - животным жить негде, они могут замерзнуть, звери испугались, когда рушился теремок, и т. д.

Хорошо -появилась возможность выстроить новый теремок, построить теремок побольше, чтобы поместились все желающие, тренировались быстро убегать из теремка и т. д.)

Герои сказок обладают различными чертами характера, разное бывает у них настроение. Усвоить «противоположные значения» нам помогает игра «Наоборот». Я назову вам слово, а вы – антоним этого слова.

Злой –

Ленивый -

Веселый -

Трусливый –

Голодный –

Печальный –

Жадный –

Глупый -

Однажды в теремок пришел новый гость. Предположим, это был цыпленок. Звери больше хотят узнать о своем госте. Расскажем о новом госте с помощью системного оператора.

Всестороннее знакомство с явлениями или предметом происходит с помощью системного оператора. Метод системного оператора позволяет посмотреть историю создания предмета, разложить предмет по деталям, а так же заглянуть в будущее предмета. Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение.

"Что-то"

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

автор: М. С. Гафитулин.

СЛАЙД 4 - 8

Система (объект) : цыпленок

Выявляем подсистему (из чего состоит) : голова, крылья, лапы, клюв, хвостик,

Выявляем надсистему (частью чего является) : птицефабрика

Выявляем прошлое (кем был в прошлом) : яйцо

Выявляем будущее (кем станет в будущем) : курица, петух

После этого возникает много проблемных вопросов, таких например как :

Подумайте, цыпленку безопасно жить в теремке с лесными жителями?

Каким должен стать цыпленок, чтобы он смог выжить в лесном домике?

Какие особые части тела необходимы цыпленку, что бы не смогли его обидел в лесу? И так далее… Такие и еще много других проблем мы решаем с детьми.

Игра «Да – нетка» учит детей выделять главный признак предмета, помогает классифицировать его по общим показателям. А также воспитывает внимательность к высказываниям других детей. Я загадала слово. Чтобы его отгадать вы можете задавать любые вопросы, на которые я смогу вам ответить только «Нет» или «Да». (Загаданное слово «Медведь».)

Еще одна замечательная игра «А что если…» К примеру, мы можем взять такое предположение «А что если медведь был бы легким облаком?»

А сейчас пришло время послушать сказку «Теремок». (Слушаем сказку)

Какой нравственный урок несет сказка «Теремок»?

Как связана сказка «Теремок» с математикой.

Немножечко разомнемся и дадим нашей умной голове отдохнуть:

Кинезиологическое упражнение «Теремок» :

Стоит в поле теремок, теремок.

Дети поднимают руки над головой. Кончики пальцев левой и правой руки соединяются – имитация «крыши».

Он не низок, не высок,

Приседают – «низок», встают - «высок».

На двери висит замок,

Кто бы тот замок нам открыть помог?

Сцепляют пальцы рук в «замок»

Слева зайка, справа мишка

Кивают головой один раз влево, один раз вправо.

Отодвиньте-ка задвижку!

Тянут руки в разные стороны, но пальцы оставляют в замке – «крепкий замок».

Слева ёжик, справа волк.

Кивают головой один раз влево, один раз вправо.

-Нажимайте на замок!

Сильнее сжимают пальцы.

Зайка, мишка, ёжик, волк

Открывают теремок.

«Открывают замок» - разводят руки в разные стороны.

Невозможно отрицать роль сказочного материала в воспитании правильной устной речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно построить диалог, насыщают нашу речь эмоциями, образами, делая ее красивой.

В результате работы с использованием ТРИЗ технологии у дошкольников :

Возрастают интерес и познавательная активность ;

Ответы детей становятся неординарными;

Расширяется кругозор, появляется стремление к новому, развивается фантазия;

Речь насыщается образами;

ТРИЗ работают в повседневной жизни и на других занятиях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс на тему «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога с детьми» «Применение методов ТРИЗ - технологии в совместной деятельности педагога с детьми» Цель мастер-класса: Повышение компетентности педагогов.

Особенности лепки в детском саду. Семинар-практикум «…В семье изобразительных искусств, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете.

Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» Методическая разработка: Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям.

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду" Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного.

Семинар-практикум для воспитателей «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду» Семинар – практикум Тема: «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду». Одной из основных форм общения воспитателей.

Семинар-практикум «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду» Тема: «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду» Цель: выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации детей.

Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие реализации ФГОС ДО» Цель:выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного.

Семинар-практикум «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ» Подготовили: Андронникова Любовь Ивановна Лушникова Зоя Григорьевна Потомкина Марина Геннадьевна Цели и задачи семинара Цель: формирование.

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в пространстве ДОУ»Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в пространстве ДОУ» "Осьминог на охоте. " Задачи: - Обучить подвижной игре с правилами - Приучать детей действовать в коллективе в соответствии с правилами.

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в развитии речевых навыков детей дошкольного возраста» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речевых навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Нетрадиционное применение сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду»
Опубликовано: 19 мая 2017 в 10:49
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Нетрадиционное применение сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мочалова (УИ 22598) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД