Мадаминова Гульнара
Семинар-практикум «Методика лепки в детском –саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по методике лепки в детском – саду.
Материал: Дощечки, пластилин, стеки, салфетка.
Форма: практикум.
Ход семинара:
(педагоги сидят за столами, количество столов 4, соответственно условно 4 команды педагогов)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Публикация «Семинар-практикум „Методика лепки в детском –саду“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
Сегодняшний семинар посвящен методике лепки в детском саду. На протяжении всего периода дошкольного обучения воспитатель учит детей лепить, используя все доступные детям техники. И оттого насколько воспитатель будет владеть приемами лепки, умением показать ребенку, что лепить легко и просто, настолько и ребенок будет воспринимать лепку как веселую игру, занимательное действие. Я Вам предлагаю сегодня вспомнить основной курс по методике лепки в детском саду.
Что такое лепка и ее значение для всестороннего развития личности?
В ФГОС ДО лепка относится к разделу художественно-эстетическое развитие. Лепка самый осязаемый вид творчества. Инструментом в лепке является рука, вернее обе руки. Как вы знаете, что лепка комплексно воздействует на развитие ребенка, кроме общепринятого мнения о развития мелкой моторики мы можем видеть и говорить о ее других преимуществах. А именно о огромном воспитательном и образовательном значении, особенно в плане умственного и эстетического развития. В процессе занятий лепкой у детей формируются нравственно-волевые качества: они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца, преодолевать трудности. Лепка способствует формированию и развитию навыков ручного труда.
Взаимосвязь различных видов деятельности
Например, как происходит развитие речи в процессе лепки. Объяснив свои действия, попросите ребенка, чтоб и он прокомментировал свои. Перед началом лепки можно поинтересоваться у него, что он хочет слепить, какого размера, конфигурации и как это желает украсить. После завершения лепки, необходимо попросить ребенка, чтобы он проанализировал свой труд, дал оценку изделиям своих друзей, рассказал о полученных впечатлениях. Такое стимулирование речи ребенка отлично скажется на словарном запасе дошкольника. Лепка позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире. Дети познают свойства материалов. Работы по лепке можно дополнить рисованием или аппликацией. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными и осознанными.
Направления работы по лепке в группе :
занятия лепкой проводятся 1 раз в 2 недели.
В совместной образовательной деятельности ведется работа по
закреплению приемов лепки по лексической теме, развития мелкой моторики рук особенно с детьми со слабой моторикой рук ;по желанию индивидуальная работа с детьми.
В образовательной деятельности в режимные моменты можно предложить детям задания на закрепление знаний по различным видам деятельности: например: На развитие математических представлений можно детям предложить следующие задания;
Вылепи 2 тарелки. какую форму они имеют? Вылепи и положи в 1 тарелку 2 зеленых яблока, а во вторую 2 красных яблока. Это задание можно вылепить с детьми 4-5 лет. С детьми 5-6 лет можно вылепить форму круга и шара, чтобы увидеть разницу между ними. Для работы с детьми 5-6 лет –задание вылепи цифру 6 и соседей этого числа.
В работе по взаимодействию с родителями это советы родителям о пользе лепки : оформление детских работ родителям, изготовления совместных работ для групповых выставок.
Ну. а сейчас прошу взять по одному цветку на команду педагогов. На обратной стороне цветка прикреплены вопросы по методике лепки в детском саду. Внимательно прочитайте, и ответьте на вопросы.
Вопросы 1: С какими основными приемами лепки знакомят дошкольников?
Вопрос 2: Какие виды лепки по содержанию проводятся в детском саду?
Вопрос 3: Примерная структура занятия по лепке.
Вопрос 4:Какие способы лепки вы знаете?
(каждой команде педагогов дается время для обдумывания ответа, и затем они рассказывают)
Основные приемы лепки.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Виды лепки
В работе с детьми используется 3 основных видов лепки : предметная, сюжетная и декоративная. Каждый их этих видов проводятся как по заданию воспитателя, так и по замыслу.
Предметная (изображение отдельных конкретных предметов). Предметная лепка самая простая. Дети осваивают навыки лепки шаров, кубиков, пирамид, и более сложных предметов –фигурки людей и животных.
В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых предметные образы связаны между собой.
Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. Основные задачи при обучении сюжетной лепки следующие : научить детей задумывать и изображать композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное.
Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами. Декоративная лепка в дошкольном учреждении – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши для кукол, сувениры мамам, бабушкам, сестрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, условно решать форму предмета и роспись.
Хочется сказать еще об одном виде лепки-по замыслу. Основная задача состоит в том, чтобы дети самостоятельно учились задумывать тему лепки, опираясь на полученные умения и навыки, доводили работу до конца, проявляя самостоятельность и творческую активностьв создании четкой формы предмета, в дополнении его деталями, в применении знакомых способов лепки.
Примерная структура занятия по лепке.
Вводная часть
1. Сюрпризный момент.
2. Постановка учебно-игровой задачи.
Основная часть
1. Обследование предмета перед лепкой.
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Самостоятельная работа.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
В ходе занятия педагог следит, чтобы не было пауз, чтобы закончив один этап. Ребенок сразу переходил к следующему. Паузы в работе сбивают с ритма- занятие удлиняется, многие не успевают выполнить задание. Примерно за 5 мин до конца занятия детей предупреждают о том. Что следует заканчивать работу. В младших группах такое напоминание излишне, так как дети этого возраста еще не чувствуют время. Тем. кто выполнил задание раньше других, можно предложить вылепить еще что-нибудь
Способы лепки в детском саду.
Конструктивный способ: Лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие.
Пластический или скульптурный:
Лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.
- Комбинированный способ
Это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т. е. «скульптурный + конструктивный».
А сейчас я приглашаем всех в творческую мастерскую и предлагаю вам немного поработать. Вам задание сделать по образцу фигурки животных (Работа в командах) В заключение нашей практической части вы должны будете вкратце рассказать, какие способы и приемы вы использовали для данной фигурки из пластилина.
Вывод:
Изучив особенности лепки можно сделать вывод, что занятия лепкой способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение творчески подходить к процессу лепки. Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребенку стать гармоничной и творческой личностью.
Спасибо за участие в семинаре!
Литература:
1. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под редакцией Т. С. Комаровой – М. : Просвещение, 2011-251с.
2. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. /Т. Г. Казакова – М. : Просвещение, 1985-193с.
3. Сакулина, Н. П., Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова – М. : Просвещение, 1982-236с.