Барабанова Наталья
Семинар-практикум для педагогов «Виды театров и их использование в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм относятся:
- настольный
- теневой
- театр на фланелеграфе
Ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.
Режиссерские игры.
Настольный театр игрушек (деревянные, резиновые, картонные и др.)
Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. Воспитатель сидит открыто перед детьми, не маскируя руки, манипулирует игрушками, говорит за них.
Настольный театр картинок.
Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей. Необходимо подбирать произведения, где персонажи много двигаются – «Теремок», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси».
Стенд-книжка.
Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф.
Картинки или персонажи выставляют на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги или ленту-липучку. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Начинать работу с фланелеграфом нужно с выбора литературного произведения. Специфика фланелеграфа такова, что демонстрируемые на нем картинки – статичны. Поэтому нельзя брать произведение, где важное значение имеет движение персонажей. Например «Репка» или «Теремок». Лучше выбирать произведения, где персонажи статичны, они могут разговаривать, сидеть, стоять, приходить или уходить (когда картинки прикладываются или убираются).
При подготовке картинок нужно соблюдать некоторые правила:
- размер картинок должен соответствовать размеру фланелеграфа;
- картинки должны равномерно распределяться по полю фланелеграфа во время показа;
- подбор текста. Рассказ нужно вести не спеша, давая детям возможность понять содержание, рассмотреть картинки.
- картинки должны быть выполнены в едином стиле, выразительными, красочными.
Эти правила относятся и к настольному театру картинок.
Теневой театр.
Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Игры-драматизации.
Игры-драматизации с пальчиками (пальчиковый, варежковый театр).
Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо.
В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит кукловод. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Игры-драматизации с персонажами из деревянных ложек.
Персонажей можно изготовить самостоятельно. Обыгрывание сюжета происходит или на ширме или на столе.
Импровизация.
Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
В традиционной педагогике игры-драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.
Важная роль в театрализованных представлениях принадлежит музыке. Особенно это относится к театру бибабо. Музыка иногда предвосхищает появление персонажа, характерным для него звучанием.
В большинстве случаев в ходе спектакля чередуется разговорная речь, стихи, музыка, песня. Поэтому слаженность, общий ритм спектакля, обеспечивается тщательной подготовкой педагога и муз. руководителя.