Светлана Степанова
Консультация для педагогов «Коррекционные здоровьесберегающие технологии. Технология музыкального воздействия»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Коррекционные здоровьесберегающие технологии. Технология музыкального воздействия»
Технология музыкального воздействия - создание (подбор) такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности.
Цель технологии музыкального воздействия: обогащать деятельность детей, развивать свободу творчества, вводить в мир разнообразных чувств, развивать коммуникативную деятельность, творческие музыкальные способности.
В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:
• утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;
• для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;
• пробуждению детей после дневного сна поможет : тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
На музыкальных занятиях и в свободной деятельности детей применяются следующие здоровьесберегающие технологии:
• музыкотерапия;
• вокалотерапия;
• ритмотерапия;
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
Для проведения музыкотерапии (в зависимости от вида деятельности) рекомендуют использовать классические произведения известных композиторов для релаксации, после дневного сна, в свободной деятельности, детские песни, песни из известных мультфильмов (в свободной деятельности, в игровой деятельности).
Вокалотерапия- научное название метода, которое подразумевает лечение собственным голосом. Голос - это уникальный «инструмент», данный человеку самой природой. Искусство пения, прежде всего, это правильное дыхание. Которое является одним из факторов здоровой жизни.
Влияние звука на человека оказывает как положительное, так и отрицательное влияние. При элементарном звукоизвлечении происходит включение собеседника в совместное «проживание» звука. Например: как заразителен бывает смех или крик, рыдания или восторг. Порой, не отдавая себе отчета, люди, проходя мимо, еще долго несут в себе состояние тех, чей голос звучал в определенном настрое.
Ритмотерапия – это система особых упражнений под музыку и ритм с использованием лексического материала, танцевальных, двигательных упражнений и движений. Способствует развитию чувства ритма, снижают общую скованность, напряжение.
Ритмические схемы (в соответствии со схемой дети воспроизводят ритм с помощью хлопков, притопов, щелчков пальцами, цоканья языком) - воспроизведение простых и сложных ритмов по заданной схеме (на картинке) развивают внимание, саморегуляцию, зрительную память, произвольность поведения, умение действовать по образцу.
Развитию ритма способствует игра на музыкальных инструментах помогает совершенствованию психических процессов – восприятия, памяти, внимания, образного и словесно – логического мыщления. Знакомство с названиями инструментов, специальными музыкальными терминами (медиатор, струны, оркестр, клавиши, партитура, дирижер и др., тембрами инструментов, обогащает активный словарь ребят, развивает речь, укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук.
Итак, влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников.
Рекомендации для педагогов и родителей по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми.
1. На успешность проведения занятия влияют позитивная личность педагога, владения им способами музыкального выражения - умение петь, играть на музыкальных инструментах, сопереживать и сочувствовать участникам групповых музыкальных занятий.
2. Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии (от 15 минут до 45 минут, кратность применения в неделю 1-7 раз.
3. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение - искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.
4. Так же следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не раннее чем через 2 часа после еды.
5. Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться- это поможет им "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка - успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.
6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызывать усталости и возможных защитных реакций.
7. Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.
8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.
9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно так же восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.
10. Желательно использовать инструментальную классическую и специально лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную т. к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда человек прибывающий в унынии слышит грустную музыку, это может поднять ему настроение.
11. В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные выше, такие как двигательные упражнения и танцы, ритмические и дыхательные упражнения, драматизация лечебных спектаклей - игр, активизация зрительных образов и представлений, музицирование, игротерапия, вокалотерапия, арттерапия, цветотерапия, сказкотерапия и другие методы.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
С помощью технологии музыкального воздействия можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.
Технология музыкального воздействия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.