Виктория Андреевна
Картотека бесед для малышей 3–4 лет по ОБЖ «Как вести себя в незнакомых ситуациях?» Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека бесед
Для малышей 3-4 лет по ОБЖ
«Как вести себя в незнакомых ситуациях?»
Беседа № 11. Тема: «Как песок может стать опасным»
Беседа № 12. Тема: «Кошка и собака - наши соседи»
Беседа № 13. Тема: «Дежурство по столовой»
Беседа № 14. Тема: «Трудовая деятельность»
Беседа № 15. Тема: «Правила поведения на участке детского
сада во время прогулки»
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Темочки
Беседа № 16. Тема: «Насекомые - польза и вред»
Беседа № 17. Тема: «Осторожно: грибы и растения на участке
детского сада»
Беседа № 18. Тема: «Как вести себя во время проведения
подвижных игр?»
Беседа № 19. Тема «Мы любим праздники в детском саду»
Беседа № 20. Тема «Как себя вести в группе»
Беседа № 21. Тема: «Передвигаемся по детскому саду»
Беседа № 11.
Тема: «Как песок может стать опасным»
Задачи: Показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.
Материал: 2 куклы-неумейки, доктор Айболит, игрушки и пособия для игры с песком.
Ход:
Игровая ситуация : Приходят 2 куклы-неумейки. Играют с песком и все время балуются: кидаются друг в друга песком и попадают в глаза (Приходится обращаться к доктору Айболиту и лечить их); копают ямку слишком резво и попадают на голову и пачкают волосы - приходится мыть; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимали руки слишком высоко и попали песком в рот, в нос (а в песке могут жить микробы - можно заболеть или задохнуться, запачкали одежду друг друга - вся одежда в песке, грязная.
И другие ситуации.
Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы (учат Неумеек) – как
надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда.
Запомнить правила:
- не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно,
- не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка
спокойно, аккуратно,
- не толкаться в песочнице и возле песочницы,
- не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими
бережно;
- ни в коем случае не три грязными (после игр с песком) руками глаза, лицо,
вымой сначала руки.
- если все-таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, надо обязательно
сказать об этом взрослым (воспитателю).
Беседа № 12.
Тема: «Кошка и собака - наши соседи»
Задачи:
- объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными;
- учить заботиться о своей безопасности.
Материал: картинки для дидактического упражнения «Как это случилось?»
Ход:
1. Загадки:
Мордочка усатая,
шубка полосатая,
часто умывается,
а с водой не знается» (кошка).
Гладишь - ласкается,
дразнишь - кусается
(Собака).
2. Рассказ воспитателя.
Иногда, когда мы играем на участке детского сада, к нам приходят собаки или кошки. Мы, конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем, как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем, чьи эти животные. Скорее всего, они бездомные.
- Можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему?
Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным, гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных.
Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши.
Запомнить правила:
- Не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих людей.
- Не гладьте незнакомых животных и не берите их на руки! Они могут
оказаться больными, заразными, у них могут быть клещи или блохи или они могут неправильно среагировать на вашу ласку и укусить.
- Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд за вызов.
- Если вы встретитесь с собакой в узком проходе или проулке, уступите ей место, встаньте боком к собаке.
- Не трогайте чужую кошку или собаку. Даже при хорошем отношении с
твоей стороны, они могут чего-то испугаться и в целях самозащиты
оцарапать или укусить.
- не целуйте (они часто роются в земле и у них на морде много микробов) и не дразните животных (они могут терять терпение и укусить);
- не подходите к ним сзади.
3. Дидактическое упражнение «Как это случилось?».
Обсуждение неправильного действия ребенка и его последствия (по серии картин) :
Дразнили собаку - она укусила. Ребенок попал в больницу.
Беседа № 13.
Тема: «Дежурство по столовой»
Задачи:
- учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы;
- учить соблюдать правила безопасности при обращении с вилкой;
- закрепить представление о необходимости для человека столовых предметов, об опасных предметах.
Материал: для дидактической игры: «Накроем кукле стол» или «Что сначала, что потом» ( можно использовать значки-символы: картонный лист - стол, маленькие кружки - блюдца, большие - тарелки, полоски - вилки, ножи и т. д.)
Ход:
1. Дидактическая игра «Накроем кукле стол» с использованием знаков-символов или кукольной посуды, и обязательным объяснением правил безопасности.
2. Чтение стихотворения:
Мы дежурные сегодня.
Будем няне помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Мы тарелки всем поставим
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть, подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит,
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем, есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
3. Запомнить правила:
- Не размахивай вилкой, ножом или другим столовым прибором;
- Всегда бери по одному предмету и неси аккуратно;
- Накрывая столы, не торопись, не бегай, не играй, делай все спокойно;
- Нож и вилку неси острием вниз;
- Не поднимай высоко и не подноси к глазам вилку, нож;
- Не подходи и не притрагивайся к кастрюлям и чайникам с горячей пищей;
- Накрывая столы, не отвлекайся;
- Не мешайте дежурным накрывать столы;
- Не бегайте, когда накрывают столы.
Беседа № 14.
Тема: «Трудовая деятельность»
Задачи:
- учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов во время проведения трудовой деятельности (лейки, тряпочки, палочки - труд в уголке природы; стеки, ножницы, карандаши, кисточки – ручной труд; грабельки, лопаточки, совочки, венички - труд в природе).
Материал: «Волшебный сундучок» с предметами и инструментами
Ход:
1. Игра с «Волшебным сундучком».
Загадать загадку о предмете.
Обсудить полезные и опасные стороны этого предмета:
- Для чего он нужен?
- Когда невозможно обойтись без этого предмета?
- Чем он может быть опасен, и что делать, чтобы предотвратить травму или опасную
ситуацию?
- Как правильно им пользоваться?
2. Выучить пословицу: «Каждой вещи - свое место».
3. Подвести детей к мысли, что, если подчиняться правилам безопасности при использовании этих опасных предметов, они приносят много радости и пользы.
Запомнить правила:
- Соблюдай осторожность при обращении с любым из предметов (орудий)
труда;
- Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места;
- Нельзя размахивать этими палочками, ножницами, кисточками и другими предметами;
- Ножницы при работе должны быть направлены от себя и находиться на
уровне груди;
- Неси ножницы закрытыми, острые концы зажаты в кулаке (показ);
- После работы ни один из этих предметов не оставляй без присмотра, убери на место;
- Не отвлекай других, если они работают с ножницами, граблями, лопаточкой и др. ;
- Не толкайся, не отбирай у других;
- Не бегай с опасными предметами;
- Делай свою работу спокойно, не отвлекаясь!
Беседа № 15.
Тема: «Правила поведения на участке детского сада во время
прогулки»
Задачи:
- учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке детского сада;
- знать границы своего участка;
- напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.
Материал: Иллюстрации
Ход:
1. Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) рассказывает о должной реакции на предметы незнакомого происхождения.
Показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают.
- Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей.
2. Проигрывание ситуаций : попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.
3. Совместное рассуждение воспитателя и детей: никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!
И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!
Далее воспитатель проводит беседу (с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как себя вести правильно на участке д/сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?
Запомнить правила:
- Выходить на участок детского сада с и возвращаться с прогулки нужно
спокойным шагом.
- Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.
- Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не дерись.
- Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.
- Не играть с острыми предметами.
- Не бегай с игрушками и не отбирай их у других.
- Не разбрасывай игрушки - это нужно не только для порядка, а в целях
безопасности, так как кто-нибудь может наступить на игрушку, упасть и травмироваться.
- Не кидайся песком, землей, снегом.
- Не подходи к собакам и кошкам.
- Не трогай грибы и ягоды и не ешь их.
- Не ломай деревья, кусты.
- Не махай руками на насекомых, не лови и не убивай их.
- Не подходи к незнакомым людям, если даже они зовут.
Беседа № 16.
Тема: «Насекомые - польза и вред»
Задачи:
- дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Материал: предметные картинки с изображением насекомых; сюжетные картины с изображением среды обитания этих насекомых.
Ход:
Вопросы к детям:
- Каких насекомых вы знаете?
- Когда появляются насекомые?
- Где они живут?
- Чем они отличаются от птиц?
- Что случится, если не будет насекомых?
- Чем могут быть опасны насекомые?
- Как себя вести при встрече с ними?
Стихотворение:
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла!»
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужжаснонужжен:
Я берегла его на ужжин!»
Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.
Запомнить правила:
- Надо смазывать открытые части тела средствами (созданными специально для
детей, отпугивающими насекомых
- Ни в коем случае не трогайте осиное гнездо
- Если около вас летит пчела, не машите руками, перейдите на другое место
- Если пчела все же ужалила, то надо удалить жало, ужаленное место
протереть содовым раствором.
- Не ловите и не убивайте насекомых
- Не стойте около муравейника
Беседа № 17.
Тема: «Осторожно: грибы и растения на участке детского сада»
Задачи:
- познакомить с растениями участка
- научить различать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.
Материал: Игра «Распутай путаницу», «Гербарий».
Ход:
1. Игра «Распутай путаницу»
На столе лежат картинки, на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.
2. Показать детям на картинке ребенка, который лежит в больнице. Попросить обсудить, что с ним могло произойти. Подвести к мысли, что трогать и брать в рот незнакомые растения и грибы опасно.
3. Спросить у детей, какие растения на участке детского сада им знакомы.
Показ растений из «Гербария».
Обсудить с детьми, какие части есть у растений, на что похожи, названия, прочесть стихи или загадать загадки.
Обсудить с детьми, чем может быть опасно растение или гриб. Сбор грибов - увлекательное занятие. Но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и вгороде, в парке и на участке детского сада. Такие грибы – опасны: грибы в городе,даже если они и съедобные, содержат много нитратов, поглощают выхлопные газы,
радиацию.
4. Рассказ воспитателя: У некоторых детей есть привычка - покусывать или жевать любую травинку. Это очень вредная привычка. Дети должны запомнить, что стебли, листья, цветы и ягоды многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью
Запомнить правила:
- Лучшее средство защиты от ядовитых растений - не трогать ни одинцветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: это может вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.
- Встретив гриб на участке детского сада - не трогайте его, а покажите
воспитателю.
- Если вы все-таки потрогали растение или гриб, обязательно нужно вымыть
руки с мылом.
Беседа № 18.
Тема: «Как вести себя во время проведения подвижных игр?»
Задачи:
- учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя и прислушиваться к мнению других, совершенствовать себя как личность через общение с людьми;
- учить согласовывать свои действия с действиями партнера.
Ход:
Проблемная ситуация : «Испорченная игра» (можно, использовать сюжетную картину).
Вопросы к детям:
- Почему у ребят не получилась игра?
- Что им можно посоветовать?
- Что нужно делать, чтобы научиться играть без ссор, обид и травм?
- Как вы думаете, если говорить всем вместе, перебивая друг друга, можно о чем-то договориться?
- А вам нравится, когда в игре кто-то один командует, не слушая мнения других детей?
Нет? Почему?
Запомнить правила:
- Говорите по очереди, не перебивая друг друга
- Когда скажешь свое мнение, спроси остальных: «Вы согласны?», «А как вы думаете?»
- Считайся с мнением друзей
- Делись игрушками, не жадничай
- Надо уступать друг другу, не проявлять упрямства, гордости
- Никогда не толкайся и не наталкивайся на других во время игры. Смотри под ноги, будь осторожен.
Беседа № 19.
Тема «Мы любим праздники в детском саду»
Задачи:
- познакомить детей с правилами поведения во время проведения праздников на улице;
- формировать навыки безопасного поведения;
- воспитывать взаимоуважение, добрые чувства.
Материал: картинки или фотографии с изображением праздников в детском саду, с участием детей.
Ход:
1. Дидактическое упражнение «Назови праздник» (с мячом).
2. Рассматривание картин. Беседа по ним. Вопросы к детям:
- Что дети делают? Где они находятся?
- За что мы любим праздники?
- Какие праздники мы проводим в музыкальном зале? Спортивном зале?
- А какие праздники мы проводим на улице?
- Как дети себя ведут на празднике?
- А как еще можно и нужно себя вести?
Запомнить правила:
- Нельзя шуметь и разговаривать друг с другом, иначе не услышим речь героев (артистов;
- Нельзя толкаться, наступать на ноги друг другу;
- Не загораживать обзор другим детям;
- Не выскакивать вперед без приглашения;
- Не хватать и не дергать героев за одежду;
- Не наталкиваться друг на друга при беге;
- Строго выполнять все правила на спортивных соревнованиях
Беседа № 20.
Тема «Как себя вести в группе»
Задачи:
- воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада (в группе, спальне, приемной).
- развивать умение подчиняться правилам безопасности, желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
Материал: сюжетная картина
Ход:
1. Обсудить ситуации :
- пока ребенок «бежит» в группе (а не идет) - ударяется об угол стола;
- ребенок спотыкается об брошенную игрушку;
- ребенок захотел достать со шкафа предмет, залез на стул и упал;
- ребенок чуть не залез на окно, увидев там собачку (игрушку);
- ребенок сидит и раскачивается.
2. Рассматривание сюжетной картины, где все дети заняты своим делом, никто не шумит, не бегает, не толкается, в группе порядок и т. д.
Беседа по ней. Также рассказать (обсудить) детям о правилах поведения в спальне и приемной комнате.
Привести детей к мысли, что НАДО подчиняться правилам безопасности, т. к. это нужно для сохранения жизни и здоровья - своего и других людей!
Запомнить правила:
- Разбросанные игрушки могут послужить причиной падения, ушиба. Порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности
- Нельзя залезать на подоконник, стол и шкафы. Если не можешь достать, попроси воспитателя
- Очень опасно бегать по группе, спальне и приемной: острые углы мебели могут стать причиной травмы, столкнувшись с другим ребенком можно получить сильный ушиб
- Не бери мелкие игрушки в рот - ты можешь нечаянно проглотить их и
подавиться
- Раскачиваться на стуле нельзя - потеряв равновесие, можно упасть и
удариться
- Во время игр с водой следи, чтобы вода не попала на пол. Мокрый пол очень скользкий, поэтому опасен для тебя
- Во время приема пищи не разговаривай, тщательно пережевывай пищу
- Обувь всегда должна быть застегнутой и удобной, без длинных шнурков
Беседа № 21.
Тема: «Передвигаемся по детскому саду»
Задачи:
- научить детей правилам безопасного передвижения по детскому саду;
- воспитывать выдержку, желание осознанно правильно вести себя в помещении детского сада.
Материал: карта-схема детского сада; фотографии (иллюстрации,
видеофрагменты) : дети идут по коридору; поднимаются по лестнице (спускаются); просмотр театральных представлений в музыкальном зале; заходят в спортивный зал, и т. д.
Ход:
1. Вопросы к детям:
- Какие помещения есть в детском саду? (Музыкальный зал, спортивный зал, медицинский кабинет и др.)
- Как нужно себя вести, когда мы передвигаемся по детскому саду?
2. Рассматривание и обсуждение фотографий (иллюстраций, видеофрагментов) – разные ситуации : ребенок толкается, спорит, не хочет стоять с кем-то или сзади, дергает за косичку девочек, ущипнет, наступает на ноги, балуется, говорит громко, машет руками, пинается, в театре вскакивает и кричит, не здоровается со взрослыми
в коридоре, на лестнице не держится за перила).
3. Воспитатель показывает детям карту-схему помещений детского сада, объясняет, где что находится.
Запомнить правила:
- Спускаясь по лестнице, идти нужно друг за другом, спокойным шагом, не
толкаясь, держаться за перила
- Двигаться по коридорам надо спокойно
- Осторожно переходи пересечения коридоров, потому что ты не видишь, кто может идти тебе навстречу
- При движении по коридорам всегда смотри вперед, чтобы не натолкнуться на выступы в стенах или на взрослых, например помощников воспитателя, спешащих с кастрюлями на кухню и обратно
- Коридоры и лестница - не место для игр и баловства
- Не открывай двери ногой, также не открывай их резко, т. к. с той стороны двери может находиться человек, и ты его поранишь.