Елена Ермолаева
Семинар-практикум «Использование технологии «Утренний и вечерний круг» для успешной социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у педагогов представление о проведении утреннего и вечернего сбора детей.
Задачи:
1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.
2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.
3. Дать возможность применить полученные знания на практике.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Семинар, практикум
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Современные дети живут в сложных социо - культурных условиях - чрезвычайная занятость родителей, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье. Социальные психологи утверждают, что в современном обществе ребенку принадлежит самостоятельное определение стратегии поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Следовательно, эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям социума - одно из главных условий жизни ребёнка в обществе, а также личной готовности ребенка к школе.
ДОО - единственное место, где дети могут без опасения проявлять свою самостоятельность и инициативу, взаимодействовать разновозрастным детским коллективом в различных видах деятельности, предложить которые семья не в состоянии.
Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально- коммуникативного развития детей являются:
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
В 2019 г. издательство «Мозаика-синтез» выпустило инновационную версию программы «От рождения до школы».
Мы с вами сегодня подробно рассмотрим одну из инноваций программы: новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.
При проведении утреннего и вечернего круга создается благоприятный психологический настрой для плодотворного обсуждения вопросов. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети во время ответов на вопрос передают по кругу друг другу какой-нибудь предмет (мячик, колокольчик, ракушку, камешек). Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2–3 месяца привыкают.
Цель проведения кругов : развивать у ребенка дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность - качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучение в школе, но и для жизни современном обществе.
Задачи:
• сплочение детского коллектива;
• формирование умение слушать и понимать друг друга;
• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
• обсуждение планов на день, неделю, месяц;
• развитие умение выражать свои чувства и переживания публично;
• привлечение родителей к жизни детей в ДОО.
Утренний круг проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, вечерний - во 2 половине дня.
Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут ( с 08: 40 до 9:00, в старшем - от 10 до 20 минут ( с 08:30 до 8 50).
Утренний круг или утренний сбор – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время.
Утренний круг проводится форме развивающего общения (диалога).
Цель утреннего круга поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы, проблемы, договориться о правилах.
Задачи:
• Планирование (обсуждение планов, реализация совместных дел)
• Информационные (знакомство с новостями)
• Проблемные ситуации (предложить темы для обсуждения)
• Развивающий диалог (вести дискуссию, направлять, не давать прямых объяснений готовых ответов)
• Детское сообщество (учить быть внимательными друг другу, дружить, создавать положительный эмоциональный настрой)
• Навыки общения (культура диалога)
• Равноправие и инициатива. (давать равные возможности и тихим, и бойким, и лидерам)
Пример проведения утреннего круга на практике.
Я предлагаю вам сесть в круг и поприветствовать друг друга доброй, открытой улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскованности.
Пусть наша добрая улыбка,
Согреет всех своим теплом,
Напомнит нам как важно в жизни,
Делиться счастьем и добром!
Улыбнулись? Вы готовы к общению. Сегодня день солнечный, тёплый, давайте подышим этим теплом, наполнимся энергией солнца (дети берутся за руки, поднимают руки к солнцу, делают вдох, руки направляют в центр круга - выдох). Молодцы! Вы почувствовали это тепло. Каждый из нас сейчас чувствует волнение, и мне хотелось бы, чтобы у всех было хорошее настроение, гармония, а для этого нужно подарить комплимент друг другу. (Дети говорят комплименты). После высказываний предложить детям выбрать цветную ленточку, соответствующую настроению.
Вечерний круг проводится в форме рефлексии - обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.
Цель вечернего круга научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.
Задачи:
• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день)
• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течение дня, повести к самостоятельному решению).
• Развивающий диалог. (Предложить тему соответствии с программой).
• Детская сообщества. (Дружить, быть внимательными создавать положительный настрой).
• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).
Если требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то вечерний круг проводится ещё раз, сразу после происшествия. Для плодотворного обсуждения создаётся благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определённый период времени. Дети по кругу передают друг другу какую - нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы кругу и сами без присутствия воспитателя.
Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:
• какой день недели сегодня, какое число, какой день недели завтра
• какая часть суток сейчас?
• что вы делаете в это время в ДОУ?
• что делают в это время ваши близкие?
• что интересного сегодня вы узнали, чем занимались?
• как выполнили свою работу?
• какие новые слова узнали?
• составление рассказов по опорным словам.
Проводятся различные рефлексивный игры на разные темы.
Пример проведение вечернего круга на практике.
Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого все дети садятся на ковёр и к ним прилетает красивая птичка. Воспитатель задаёт вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку тому ребенку которая хочет высказаться. В конце нашего круга ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.
Педагогом предлагается разработать тематический план по технологии «Ежедневный рефлексивный круг» на неделю с учётом возрастных особенностей детей и в рамках «Темы недели».
Например, разберем тему: «Мой дом - детский сад»
Вопросы могут быть следующими:
• где находится мой детский сад?
• кто в нем работает? что они делают?
• как я могу им помочь и как отблагодарить?
• кого можно считать своим другом?
• есть ли у тебя друзья?
• как можно утешить друга?
• как можно помириться если поссорился?
• какие у нас правила в группе, какие правила ты готов выполнять, а какие нет, почему?
• как поступить с теми, кто правила нарушает?
• какие правила ты знаешь?
Результативность технологии
Инновационная технология «утренний и вечерний круг» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью. В контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.
Проведение имитационного круга (педагогами)
В конце семинара педагогов собирают в круг и задают вопрос или предлагают ситуацию, после чего воспитатели должны выбрать свое отношение к вопросу или ситуации, выбрать камень чёрного цвета (против, белого (за, серого (воздерживаюсь). Затем начинается обсуждение, какой камень был выбран и по какой причине.
Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению. Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? как много интересных ответов. (Правильно, уважаемые коллеги, круг сближает, объединяет людей.).
После этого проводится рефлексивная игра, в которой воспитателя по очереди передают друг другу смайлик и говорят приятные слова.
Рефлексия
Участники семинара выбирают карточку с изображением зеленого, улыбающегося смайлика (нравится, буду использовать своей работе, желтого смайлика без эмоций (буду использовать частично, красного расстроенного смайлика (не нравится, не буду использовать).