Любовь Ядовина
Семинар-практикум «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Использование методов и приёмов ТРИЗ
в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель:Знакомство с методами и приёмами технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум „Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
-Повысить компетентность участников семинара в использовании методов и приемов ТРИЗ в образовательном процессе детского сада.
- Содействовать формированию мотивации к применению полученных практических знаний в профессиональной деятельности.
СЛАЙД 1.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Любовь Владимировна. Дошкольное детство - это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир. Это возраст, когда у дошкольника развиваются такие качества, как: любознательность, активность, интерес к новому, неизвестному в окружающем мире, самостоятельность, коммуникабельность, ответственность.
Как же организовать современный образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для успешности ребёнка в учёбе и жизни во всех проявлениях без ущерба для здоровья?
Мне часто задают вопрос: «По какой технологии работает ваш детский сад?» Я отвечаю: «Наш детский сад работает по технологии ТРИЗ!» Большинство смотрят на меня с недоумением, и я понимаю, что сейчас будет следующий вопрос: «А что такое ТРИЗ?» Сегодня я хочу рассказать вам о методах и приемах ТРИЗ, которые использую в работе с детьми дошкольного возраста.
СЛАЙД 2.
Что же такое технология ТРИЗ? Можно ответить сухими терминами -Теория Решения Изобретательских Задач, целью которой в дошкольном образовании является формирование у детей навыков мышления, воображения и речи. Но данная технология очень разнообразна и интересна не только для детей, но и для взрослых. Всегда интересно послушать детские варианты решения проблемных ситуаций. Девиз тризовцев : «Можно говорить все». И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать педагогу и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
Технологию ТРИЗ можно и нужно применять не только в совместной деятельности, но и на каждом занятии, она очень универсальна. Ее можно использовать как отдельными элементами, так и в системе. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.
На базе любой образовательной программы можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.
СЛАЙД 3.
Сегодня я предлагаю рассмотреть некоторые из них:
• (выведено на слайд)
Это далеко не все методы, которые используются в ТРИЗ-технологии.
СЛАЙД 4.
МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА
А начнем мы с метода мозгового штурма. Целью,которого является постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения.
Давайте попробуем. Я вам задаю вопросы, а вы придумываете как можно больше вариантов решения проблемной ситуации. Для этого будем использовать 4 шага :(выведено на слайде)
При этом:
- запрещаем участникам мозгового штурма критиковать друг друга;
- идеи могут быть любыми;
- все идеи записываем.
-Как не промокнуть под дождем (взять зонтик, надеть капюшон, дождевик, остаться дома, взять пакет, зайти под крышу, взять крышку от мусорного бака, залезть под горку, спрятаться под кустом, накрыться сумкой, спрятаться под дерево)
- Как выгнать лису из заюшкиной избушки?
- Как не пустить медведя в Теремок?
Так же можно взять конкретный предмет, например, возьмем лампочку. Подумайте, как можно использовать ее самым необычным образом?
Вывод: Мозговой штурм можно использовать для развития воображения. МШ позволяет показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий
СЛАЙД 5.
МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Морфологический анализ - это метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанных на анализе структуры объекта.
Функция использования метода - формировать у детей умение перебирать варианты соединения характеристик при создании нового образа, производить оценку идей и детализировать наиболее удачные.
Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси, в качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси.
СЛАЙД 6.
Алгоритм работы при морфологическом анализе:
1. Выбираем объект (в данном случае - домик). Задача-нарисовать как можно больше разных домиков.
2. Заполняем левую сторону таблицы - «Части». Например: крыша, труба, цвет, окна.
3. Заполняем правую часть таблицы - «варианты частей».
4. Создаем новые объекты - дома, произвольно комбинируя различные части домов.
(Пример таблицы на слайде)
Примечание.
При подведении итогов подчеркивается, что количество готовых вариантов при использовании морфологического анализа может быть очень большим, при этом все они будут разнообразными и неповторимыми.
А сейчас я предлагаю нам самим придумать фантастическое животное.
Задание «Придумай фантастическое животное»
(Схематично зарисовать на доске)
- Составляем морфологическую таблицу, выделяя части любого животного…
- Придумайте название вашему животному.
- Чем он будет питаться? Как будет передвигаться? Где будет жить? И т. д.
(Выслушать рассказы)
СЛАЙД 6.
А вот что у нас получилось с детьми, обратите внимание на экран.
1 РИСУНОК. На этом рисунке изображенОлехем. Он очень любит кушать рыбу и кексы. Он живет на берегу моря. А передвигается он прыжками.
2 РИСУНОК. Это АУ. Живет АУ на улице. Передвигается боковым галопом, очень любит ловить и кушать рыбу. А рыбу он ловит хвостом. Он тонкий и синий, поэтому в воде незаметен.
3РИСУНОК. Представляем вашему вниманию Слонавля. Живет он в берлоге, и любит полакомиться птичками. Когда он заходит в берлогу он всегда нагибает шею, что бы поместиться там. Во время охоты, слонавль очень высоко прыгает.
4РИСУНОК. Знакомьтесь это у нас Копкок. Живет он в пещере. У него большие и могучие когти, он ими убирает камни из пещеры. Летом он всегда есть яблоки которые подают с дерева. А рога его похожи на ветки и он ими манит птиц.
С помощью таблицыМА можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – да чего угодно! Далее перейти к представлению его внешнего вида, функций, среды обитания, ресурсов существования, его контактов. В противном случае ребёнок, не чувствуя удовольствия от творческого процесса быстро потеряет к нему интерес, т. к. не увидит чего-то созданного им самим и обретшего некие черты реальности (пусть и с помощью взрослого на первом этапе).
СЛАЙД 8.
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
Метод фокальных объектов – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов.
Детям очень нравиться этот метод, ведь иногда получаются просто непредсказуемые и удивительные вещи. Вы сейчас все поймете.
Алгоритм работы с фокальным объектом следующий:
1. Выбираем фокальный объект - то, что мы хотим усовершенствовать. Например, СТУЛ.
2. Выбираем 2-3 случайных объекта, обязательно разной тематики, отличной от исходного объекта. Например: ОЛЕНЬ, ЁЛКА.
3. Выделяем характерные свойства у случайных объекта (не менее 3-5). При выборе признаков желательно исключать типичные признаки предметов, а также признаки размера и цвета.
СЛАЙД 9.
Например:
Признаки, свойства ОЛЕНЯ – рогатый, быстрый, травоядный.
Признаки, свойства ЁЛКИ – колючая, мохнатая, светящаяся.
4. Названные свойства, признаки переносимна фокальный объект.
Например:
СТУЛ – рогатый, быстрый, травоядный, колючий, мохнатый, светящийся.
5. Поочередно обсуждаем каждое сочетание. Размышляем, чем может быть полезным предмет с новыми свойствами.
СТУЛ – рогатый (За место спинки, рога)
СТУЛ – быстрый (стул с реактивным двигателем)
СТУЛ – травоядный (
СТУЛ – колючий (стул с множеством колючек-ножек для устойчивости)
СТУЛ – мохнатый (стул с мохнатым покрытием для удобства)
СТУЛ – светящийся (чтобы в темноте было видно)
Сейчас попробуем это непосредственно на практике.
Задание: Вам нужно вывести новый сорт яблок, используя МФО.
Пример:
1) Фокальный объект - яблоко.
2) Случайные объекты – книга, собака.
3) Признаки, свойства книги –интересная, бумажная, цветная, новая
4) Признаки, свойства собаки –Злая, добрая, кусачая, лохматая.
5) Яблоко – мохнатое, кусачее, доброе
По итогам обсуждения можно организовать продуктивную деятельность или начать придумывать сказку или историю с придуманным предметом.
СЛАЙД 9. Вот такие яблочки у нас получились с детьми.
СЛАЙД 10.
МЕТОД СИНЕКТИКИ
В детском саду и в школе обучение всегда сопровождается объяснением: как придумать сказку, как решить задачу, как играть в игру и многое другое. Маленькие дети тоже хотят и любят учиться, но объяснять им что-нибудь порой довольно трудно, бывает через объяснение, они не понимают, но дети очень любят подражать.
Есть много игр под серией «Подражай-ка», например игра:
- мяч – скачет, воробей – чирикает, лягушка… (квакает)
- помидор – красный, крокодил – зеленый, грач (черный)
- кот – он, лягушка – она (оно- солнце)
- фрукты – груша, города – Вельск (планеты- Земля)
- шарик – резина, лампочка – стекло (погремушка- пластик)
- медведь – берлога, птица – гнездо (собака- будка)
Таким образом, ребенок сам, без объяснений, понимает правила игры, продолжая игру по аналогии.
Синектика, по-другому метод аналогий – это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.
Цель метода : представление незнакомого – знакомым, а привычного – непривычным. Существует четыре вида аналогий:
1) Личностная аналогия или эмпатия (личностное уподобление, которое отождествляет с кем-либо или чем-либо личность человека);
2) Прямая аналогия (поиск сходных процессов в других областях знаний);
3) Фантастическая аналогия (представление объекта либо процесса и решение проблем с ним связанных, посредством игнорирования фундаментальных законов природы);
4) Символическая аналогия (использование метафор, символов, поэтических образов, сравнений для характеристик объектов или процессов).
Начнем мы с личностной аналогии.
Личностная аналогия- способность поставить себя на место образа или предмета и понять его трудности как свои собственные. Например: Ты – зайчик! Изобрази веселого зайчика, уставшего зайчика. Что у тебя устало больше всего?. Далее необходимо давать упражнения не только на живые объекты, но и неживые. Например: Ты – будильник, который забыли выключить. Покажи, как ты будешь звенеть.
Через построение аналогий дети осваивают такой прием, как «Точка зрения», который лежит в основе одной из разновидностей творческого сочинительства.
СЛАЙД 11.
У нас в саду есть книжки- самоделки с рисунками и рассказами. (Фото книжек)
СЛАЙД 12.
Прямая аналогия–когда объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений.
Игра «На что похоже?»
- Яблоко круглое, как… мячик (аналогия по форме)
- Лук такой же горький, как… (аналогия по вкусу)
- Морковка такая же оранжевая, как … (аналогия по цвету)
- Котенок пушистый, как… (аналогия по свойствам)
- Самолет летает, как… (аналогия по действию)
Посмотрите, на слайде записаны 2 загадки. Предлагаю вам отгадать их и найти сходство между ними.
(на слайде)
Загадки по прилагательным
Какой? Что такое же?
Отгадайте еще 2 загадки….
(На слайде)
Схема загадки (по действию)
Что делает? Что (кто) делает так же?
Сейчас я предлагаю вам самостоятельно попробовать составить загадки по аналогии, используя алгоритм.
СЛАЙД 14.
Алгоритм составления загадок по схеме:
(на слайде)
Примечание: Пользуясь этими 2-я схемами можно придумать много загадок про различные объекты. В ТРИЗ существуют и другие схемы придумывания загадок.
СЛАЙД 15
Сочинять загадки по схемам придумала Алла Александровна Нестеренко и написала об этом книгу «Страна загадок», так же есть книга Светланы Гин «Мир загадок» они представлены на экране
СЛАЙД 16.
Фантастическая аналогия - способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство, фантастических зверей, пришельцев из других миров для входа из создавшейся ситуации.
В основе построения фантастических аналогий лежат типовые приемы фантазирования: Увеличение-уменьшение, Оживление-окаменение (По щучьему велению, Дробление-объединение (Семицветик) и т. д.
Если фантастическую аналогию переносить на более приближенные ситуации то можно пофантазировать с детьми
- Что было бы, если бы сейчас в группу зашел крокодил?
- Что бы вы сделали, если на улице нашли волшебную лампу?
СЛАЙД 17.
Символическая аналогия–базируется на обобщениях и абстракциях. В литературе часто встречаются примеры этого типа аналогий: небесный царь, живая вода
Обратите внимание на экран
Алгоритм составления метафоры по схеме:
Схема 1
Шаг 1 Что? Дерево
Шаг 2 Что делает? Растет
Шаг 3 Где? Во дворе
Шаг 4 На что похоже? Вышка
Шаг 3+ шаг 4 Дворовая вышка
СЛАЙД 18
Схема 2
Шаг 1 Что? Ботинки
Шаг 2 Что делает? Согревают
Шаг 3 Какой объект делает то же самое? Батарея
Шаг 4 Где находиться сам объект? На ногах
Шаг 3+ шаг 4 Ножная батарея
Сейчас я предлагаю вам упражнение «Найди аналогию»
Бассейн: плавание = больница: (лечение)
Песня: глухой = картина: (слепой)
Паровоз: вагоны = конь: (павозка)
Береза: дерево = стихи: (поэзия)
Холодно: горячо = движение: (остановка)
Страницы относятся к книге как неделя к (году)
Ухо относится к слуху как глаз к (зрению)
Весна относится к году как детство к (юности)
Крыльцо относится к дому как нос к (головые)
СЛАЙД 19
МЕТОД «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР»
Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов.
Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется №системным оператором», которая состоит, как минимум, из 9-и экранов.
ПрНС НС БНС
ПрС С БС
ПрПС ПС БПС
Условные обозначения:
С- система;
НС- над система;
ПС- Под система;
ПрНС- Прошлое над системы;
ПрПС- прошлое под системы;
БНС- будущее над системы;
БПС- будущее под системы.
СЛАЙД 20.
Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему, можно мысленно поделить его на части.
У каждого объекта есть надсистема: по месту нахождения (солнце – на небе, в книге и т. д., по принадлежности к квалификационной группе (солнце – объект неживой природы или звезда).
Каждая система состоит из подсистемы, включающей в себя минимум частей, без которых она не может работать.
Все системы существуют во времени. Каждый объект материального мира имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени.
ПрНС
Пишущие принадлежности НС
Пишущие принадлежности БНС
Пишущие принадлежности
ПрС
Перо С
Ручка БС
Ручка самопишущая
ПрПС
Перо птицы, чернила ПС
Стержень, колпачок, корпус,зажим БПС
Микрофон, стержень, корпус
Вывод: По сути, системный оператор — это способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.
СЛАЙД 21
А сейчас давайте рассмотрим системный оператор на примере игр и упражнений:
Нам даны вот такие лифты, но одна часть упущена. И нам надо сказать какой 3ей составляющей нехватает
Яблоко -? – сад;
Шнурок -? – обувь;
Лист -? – дерево;
Скорлупа -? – курица.
СЛАЙД 22
Упражнение «Назови этаж»
Я предлагаю вам покататься на лифте, но сначала повторим, на каком этаже что живет. Итак, на втором этаже живут предметы, например, конфета, на первом этаже – живут части предметов, например, начинка. На третьем этаже – места, где живут эти предметы, например, коробка.
А сейчас, я называю объект, а вы называете номер этажа.
- Обивка, сиденье, стул
- Книга, страница, буква
- муз инструменты, барабан, палочки
СЛАЙД 23
МЕТОД КАТАЛОГА
Сеть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью выбранных наугад носителей (персонажей, предметов, действий) и т. д.
Алгоритм работы по методу каталога :
1) Сначала педагог выбирает детскую книгу (или другой вариант, например, «волшебную шкатулку» с картинками на разные темы или «чудесный мешочек» с разными (картинками).
2) Затем задает детям вопросы, а дети выбирают слова из книги или картинки из волшебной шкатулки. Если выбранное слово не подходит, то его можно поменять на другое выбранное слово или преобразовать в другую часть речи.
3) Примерную цепочку вопросов можно оформить схематически в соответствии с возрастом детей.
СЛАЙД 24.
А сейчас я предлагаю вам сочинить сказку.
Предполагаемый ход действия сказки:
1. Жил-был…
2. И был он какой?
3. Умел делать что?
4. Пошел гулять (куда…
5. Встретил злого (кого…
6. Что умел делать отрицательный герой…
7. Кто помог положительному герою…
8. Что стало со злым…
9. Чем все закончилось…
Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).
По окончанию составления сказки, можно нарисовать иллюстрации к ней. И детям будет виден уже продукт их деятельности.
СЛАЙД 25.
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ (ММЧ)
Метод Маленьких Человечков очень увлекательный и интересный как для педагога, так и для детей. Он разработан на основе синектики (символической и личностной аналогий, позволяющий наглядно увидеть и описать агрегатное состояние вещества, объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействие между ними.
Всё существующее вокруг нас – стол, дерево, лужа, игрушки, состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в микроскоп. Назовём эти частицы маленькими человечками.
Человечки твердых предметов окружающего мира очень дружны, они стоят близко друг к другу и крепко держатся за руки. Человечки жидких веществ: воды, молока, чая, киселя – стоят близко друг к другу, но за руки не держатся. Человечки газообразных веществ окружающего мира (газ, пар, дым) постоянно в движении: они все время куда-то бегут, летят и находятся далеко друг от друга.
СЛАЙД 26.
При знакомстве детей с методом ММЧ следует придерживаться определенной последовательности:
Сначала знакомим детей с простейшими моделями, где участвуют человечки одного вещества (например, кирпич, чашка или вода, затем пар).
СЛАЙД 27.
Следующий шаг - моделирование взаимодействий двух веществ, (например, чашка с водой или автомобильная шина).
СЛАЙД 28.
На последнем этапе – моделируем сложные взаимодействия и состояния окружающих объектов и явлений и переход их из одного состояния в другое, (например, кипящая вода или растаявший снег).
Модели маленьких человечков можно использовать двумя способами – догадаться, какому предмету соответствует данная модель, или представить в виде ММЧ какой-то объект. Оба направления можно совмещать.
СЛАЙД 29.
Демонстрация домино с ММЧ. Для занятий «Я познаю мир» у нас в садике изготовлены домино с ММЧ для разных возрастов.
СЛАЙД 30.
Упражнение «Взгляд в телескоп»
Догадайся, что скрывается за изображениями, которые ты можешь увидеть в волшебном телескопе.
На экране представлены схемы, посмотрите на них внимательно. И скажите мне пожалуйста что бы это могло быть?
Что мы видим в телескопе На что смотрим
СЛАЙД 31.
Метод сужения поля поиска помогает самостоятельно структурировать информацию, отбрасывая лишние параметры.
При применении метода сужения поля поиска в детском саду используется игра «Да-нет».
Правила игры следующие:
1) Ведущий загадывает объект живого или рукотворного мира.
2) Дети задают вопросы. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».
3) Необходимо обратить внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков.
Например: «Я загадала букву русского алфавита, какую?»
Игры «Да-нет» решают задачи освоения детьми разных видов пространства, которые можно разделить в зависимости от местонахождения объекта: линейное (одномерное) пространство /когда картинки или предметы выстраивают в линию горизонтально или вертикально/, плоскостное (двухмерное) пространство /объекты могут находиться как на вертикальной так и на горизонтальной плоскости/, трехмерное (объемное) пространство /это может быть поиск объектов в шкафу, коробке, комнате и т. д. /.
СЛАЙД 31
Мы сейчас с вами проиграем в игру «Да-нет» в линейном ряду и вам станет понятнее. Цель – найти загаданную мной картинку с помощью наименьшего количества вопросов. (слева направо выставлены предметные картинки). Правило игры – вы должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для чего нужно найти серединный объект. Я могу отвечать на ваши вопросы только «да» или «нет». Серединный объект, примеру – носок. Вопрос: Это справа от носка? И т. д.)
СЛАЙД 32
Следующая игра «Да-нет» на вертикальной плоскости (в данном случае – на слайде). Сужение поля поиска происходит с помощью ориентировок: правая – левая сторона слайда; центр слайда, выше-ниже центра слайда; угол и сторона слайда.
СЛАЙД 33
Часто в источниках встречается понятие, как классификационная «Да-нет», где акцент делается не на пространственную ориентацию предметов, а на классификационную группу. А мы знаем, что любой реальный объект имеет признаки цвета, формы, размера, количества и др. Например, чтобы угадать загаданный мной предмет, вы должны подумать и отсечь половину картинок. Например: «Это живая природа», «Это наземный транспорт?» и т. д
При помощи данных игр развивается не только пространственная ориентация, но и речь. Дети учатся задавать сильные вопросы, учатся слушать других, учатся отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира.
СЛАЙД34.
МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ
ТРИЗ, разработанный Г. С. Альтшуллером, располагает более чем 40 приемами разрешения противоречий. Мы рассмотрим лишь два, это: «Хорошо – плохо» и «Наоборот».
Игра «Наоборот» достаточно широко известна в ТРИЗ и проводится в несколько этапов – от простого к сложному.
На 1-ом этапе дети просто учатся подбирать слова антонимы. Важно акцентировать внимание детей на том, что частицу «НЕ» использовать нельзя. Например: день – ночь, сухой – мокрый…
На следующем этапе игра усложняется подбором объектов, противоположных по назначению. Например: Карандаш (оставляет след на бумаге) – резинка (удаляет след).
Игра на слайде «Пропуск в мир непохожестей»
Еще одно интересное задание: «Где прячутся противоположности?», учит находить в одном объекте два противоположных свойства и объяснять их наличие.
Например: 3 картинки: щетка, кошка, стул и др. Найдите противоположные свойства: мягкий и твердый. (у кошки мягкая шерсть, а коготки – твердые и т. д.)
С помощью игры «Хорошо-плохо» дети ищут не только хорошее в плохой ситуации, но и что-то плохое - в хорошей ситуации. У каждого явления есть разные стороны проявления – положительные и отрицательные. С помощью приема «Хорошо-плохо» дети учатся видеть мир с разных точек зрения.
У этой игры есть много вариантов ее проведения. Я предлагаю вам начать с игры «Два оптимиста». Я начинаю, а вы продолжаете рассуждать, почему это хорошо. И так по цепочке. Каждое последующее утверждение вытекает из последующего.
Например: «Гулять хорошо, потому что …
- становишься румяным и здоровым.
Становиться здоровым хорошо, потому что…
- … можно успеть многое сделать.
Успеть многое сделать -хорошо, потому что …
- … можно принести много пользы - это хорошо, потому что …
- … люди будут благодарны.
Люди будут благодарны - это хорошо, потому что …
- … они будут чувствовать себя счастливыми.
Чувствовать себя счастливым хорошо, потому что …
- … быть счастливым - это смысл жизни!
Похожая игра «Два пессимиста»
Гулять плохо, потому что …
- … можно простудиться.
Простудиться плохо, потому что …
- … можно заболеть.
Заболеть плохо, потому что …
- … попадёшь в больницу.
Попасть в больницу плохо, потому что …
- … там делают уколы - дают горькие лекарства.
Горькие лекарства и уколы - это плохо, потому что …
- … больно и неприятно.
Больно и неприятно - плохо, потому что …
- … не чувствуешь себя счастливым.
Быть несчастным - это плохо, потому что …
- … жизнь становится грустной и скучной.
Еще один вариант этой игры: «Когда это хорошо и когда это же плохо?»
Чем необычней вопрос, тем интереснее будут ответы.
- Когда хорошо, что ты сыт? Когда плохо, что ты сыт?
- Когда хорошо загорать? Когда плохо загорать?
Эти игры помогают развивать не только умение думать, рассуждать, доказывать, но и развивают речь ребёнка, фантазию, умение принимать позицию другого человека, отличную от своей, уважать мнение другого.
СЛАЙД 35.
Наш семинар подошел к концу и я думаю, что теперь вы можете ответить на вопрос, поставленный в начале нашего мероприятия.
Как же организовать современный образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для успешности ребёнка в учёбе и жизни во всех проявлениях без ущерба для здоровья?
Использовать методы и приемы технологии ТРИЗ.
Методы и приемы технологии ТРИЗ позволяют интересно построить учебный процесс, придают занятиям развивающий характер, вызывают у детей интерес к познавательной деятельности, способствуют более легкому усвоению программного материала и систематизации знаний.