Нина Носкова
Роль семьи в формировании здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в формировании здорового образа жизни
Носкова Н. В., муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад общеразвивающего вида № 113 «Бусинка»
«Здоровье - это не все, но все без здоровья - ничто».
Народная мудрость
Сохранение и укрепление здоровья человека - глобальная проблема современности. На человека ежедневно действует большое количество вредных факторов, ухудшающих здоровье, как взрослого, так и детского населения, и приводящих к возникновению различных заболеваний. Анализ показателей здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие выявил неблагоприятные тенденции - показатели значительно снизились. Причины болезненности детей серьезны: это и социальные условия жизни, экологическая обстановка, а также и психологический климат в семье.
Публикация «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» размещена в разделах
Одна из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Выстраивание и реализация системы здоровьесбережения воспитанников занимает важное место в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ). Педагоги должны помочь ребенку, как можно раньше, понять ценность здоровья, здорового образа жизни, овладеть его элементарными нормами и правилами. Не последнюю роль здесь играет и семья, как основной социальный институт, который главным образом определяет уровень здоровья ребенка.
Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка, методы и приемы физкультурно-оздоровительной работы хорошо понятны не только педагогам, но и родителям (законным представителям) воспитанников.
Основные задачи работы с родителями (законными представителями) :
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
повысить компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, формирования привычки к здоровому образу жизни;
создать условия для трансляции лучшего опыта семейного воспитания, пропаганде здорового образа жизни.
В практике организации сотрудничества с семьями воспитанников используются разнообразные методы, позволяющие сделать образовательный процесс в ДОУ насыщенным, интересным, эффективным. Так взаимодействие с родителями осуществляется через:
анкетирование, беседы, консультации (индивидуальные и групповые, родительские собрания;
предоставление информации на стендах (наглядная информация в виде стендов, тематических плакатов и различных уголков несет огромные возможности по освещению вопроса здоровьесбережения);
организацию обратной связи через родительскую почту (оформление почтового ящика);
создание и ведение собственных сайтов, профессиональных блогов педагогов, где размещается актуальная информация по вопросу здоровьесбережения, предоставляется возможность родителям вносить предложения и идеи, размещать оперативную информацию.
Популярным и значимым становится проведение совместных спортивных праздников, оздоровительных походов, акций «На зарядку становись!» и др.
Наиболее значимыми для сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду являются современные здоровьесберегающие технологии, в том числе, фитнес технология - черлидинг.
Черлидинг (от англ. вести и лидировать) - разновидность гимнастики, система упражнений, которая дает бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. Использование элементов детского фитнеса в ДОУ позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности воспитанников, способствует формированию уверенности, чувства радости от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей. Яркий, эмоциональный черлидинг вызывает живой интерес и у взрослых, тем самым заостряя внимание на здоровом образе жизни, различных видах двигательной активности. Родители активно принимают участие в изготовлении атрибутов, костюмов, подготовке выступлений.
Эффективно использование «Практических уроков здоровья», как элементов здоровьесберегающей технологии. «Практические уроки здоровья» организуются со всеми участниками образовательных отношений, что позволяет детям и взрослым не только получить знания, но и сформировать практические навыки сохранения и укрепления собственного здоровья, например, «Как правильно чистить зубы». Эта форма взаимодействия дает возможность педагогам на практике показать приемы и способы обучения детей и родителей подвижным играм, точечному массажу, зарядке, физическим упражнениям и др.
Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример окружающих его взрослых, порождает в детях искреннюю заинтересованность. Поэтому огромное внимание следует уделить трансляции лучших практик семейного воспитания. С этой целью организуются выставки – конкурсы семейных газет «Здоровье – это здорово!», «Активный семейный отдых», «Наши путешествия» и др. Семьи, транслирующие здоровый образ жизни, представляют свой опыт на собраниях, спортивных праздниках.
Ознакомление родителей (законных представителей) воспитанников с современными технологиями здоровьесбережения способствует пропаганде здорового образа жизни, активному участию родителей в жизни ДОУ, заострению внимания на поиске доступных и эффективных путей укрепления здоровья детей, что повышает результативность образовательного процесса.