Папки-передвижки

Семинар — практикум «Формирование связной речи дошкольников в условиях познавательно-исследовательской деятельности»

Евгения Кубанская
Семинар — практикум «Формирование связной речи дошкольников в условиях познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи у детей ведётся в разных видах образовательной деятельности. Одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста - познавательное развитие детей, так как развитие речи и познание тесно связаны между собой. Познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления.

Публикация «Семинар — практикум „Формирование связной речи дошкольников в условиях познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах

Недостаточное развитие речевой и познавательной активности у детей ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения — неумение устанавливать контакт с собеседником, договариваться, поддерживать беседу.

Традиционный подход в преодолении недоразвития речи у детей дошкольного возраста чаще всего построен на получении ими разнообразной готовой информации. Ребенок воспринимает чужой опыт в соответствии со своими возможностями, что не развивает в полной мере его способностей, мышления, познавательного интереса, умение ставить цель, достигать ее, самостоятельно открывать для себя новое.

Обучение детей состоит в побуждении их к речемыслительной активности в различных сферах индивидуальной и коллективной учебной деятельности, с использованием проблемных ситуаций, речевых игр, исследовательской деятельности, специальных упражнений, которые обеспечат успешность формирования речевой и познавательной активности у детей на этапе подготовки к школе. Поэтому эффективнее будет работа с детьми с использованием познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи использования познавательно-исследовательской деятельности :

- расширить и актуализировать представления об окружающем мире через элементы исследовательской деятельности, обогащать, активизировать и актуализировать словарь;

-формировать грамматический строй речи;

-формировать связную речь : монологическую и диалогическую;

-развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать в процессе познавательно исследовательской деятельности;

-развивать креативность, подвижность, вариативность и гибкость мышления, способность выдвигать гипотезы, находить решения поставленной задачи, делать вывод;

-формировать способность находить причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности;

-воспитывать самостоятельность и инициативность, уверенность в собственных силах;

-развивать у детей способность размышлять и экспериментировать со словом;

Я сегодня хочу поделиться с вами примерами исследований на формирование связной речи дошкольников в условиях познавательно-исследовательской деятельности по некоторым лексическим темам (приглашаю одного воспитателя) :

Тема «Фрукты»

Форма проведения : беседа

Материал: тарелки, яблоки

Педагог: Отгадайте, что мы сейчас с вами будем кушать? «Круглое, румяное я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки?» Что это? По каким признакам, вы догадались, что яблоки? Яблоки бывают какие? (по форме-круглые, по размеру-большие, маленькие, средние, по вкусу-сладкие, кислые, по цвету-зелёные, красные). Что можно приготовить? (компот, варенье, джем) (Полным ответом) Как называется сок (варенье, компот) из яблок? (сок- яблочный, компот-яблочный, варенье- яблочное, джем-яблочный).

Проблемный вопрос: не пробуя яблоко, как можно определить какое яблоко на вкус? Как вы думаете, какое яблоко бывает сладким, а какое кислым?

Предположение детей: красное сладкое, зелёное кислое (ответы детей).

Способ проверки: Дети пробуют на вкус, находят правильный ответ, делают вывод: красное яблоко сладкое, зелёное кислое.

Тема: «Человек»

Форма проведения : игра-эксперимент.

Материал: тарелочка с ароматом (кедровая веточка, мешочек с игрушками, шумовые коробочки.

Словарь: глаза, нос, уши, нюхать, ощущать, запах, аромат, приятный, неприятный,резкий.

Проблемный вопрос: как можно узнать предмет?

Предположения детей:

1. Предмет можно увидеть.

2. Предмет можно услышать.

3. Предмет можно по запаху.

4. Предмет можно узнать на ощупь.

Способ проверки гипотезы: практическое манипулирование предметами.

На столе лежат предметы, шумовые коробочки; тарелка с экспериментальным образцом для определения запаха; разные предметы в мешочке, шумовые коробочки.

Дети определяют, с помощью чего можно узнать предмет и доказывают свои предположения.

Глаза помогают увидеть предметы – работа с предметами, расположенными на столе.

-Дети, что еще можно увидеть глазами? (как падает снег, как мама готовит обед и т. д.)

-А если мы закроем глаза? Что мы увидим? (темноту)

-Для чего нам нужны глаза? (чтобы видеть мир вокруг нас).

А теперь, послушайте. Педагог достает шумовые коробочки.

Дети пытаются определить одинаковый звук ( Дидактическая игра: «Шумовые коробочки») – объясняют, как узнали.

-А что еще мы можем услышать ушами? (услышать пение птиц в лесу, шум метели, шум дождя и т. д.

Дети делают вывод, что уши нам нужны, чтобы слышать звуки вокруг нас.

- А теперь, я попрошу вас закрыть глаза. (педагог дает понюхать хвойную веточку (экспериментальный образец)

Дети, что это за предмет? (запах похож на запах ёлочки)

-Хорошо, а с помощью чего вы узнали этот запах? (дети объясняют полным ответом, с помощью носа.

Педагог обращает внимание детей на то, что запахи бывают приятные и неприятные, полезные и вредные.

А для вас запах этот приятный или неприятный?

-Давайте вспомним приятные запахи? (мама готовит пирог, духами приятно пахнет, конфетами, фруктами и т. д. – рассуждения детей).

- А какие запахи неприятные?

- Где вы могли чувствовать неприятные запахи? (бензин, выхлопные газы, горелый запах и т. д. -рассуждения детей).

-Дети, я хочу вам предложить опустить руку в мешочек и наощупь догадаться, какой предмет взяли. Д / и «Чудесный мешочек»

- Как вы догадались, что это: машинка, собачка, мячик?

Рассуждения детей (почувствовали рукой). Мы чувствуем тактильно.

-А что еще мы можем почувствовать руками, кроме игрушек в мешочке?

-разные предметы, которые могут быть гладкими, шершавыми, колючими, мокрыми, сухими и т. д.

-Дети, что мы делали во время опыта? О чем мы догадались? (полные ответы детей)

Предметы можно узнать с помощью частей тела и лица: глаз, носа, ушей, рук.

Тема: «Волшебство осенних листьев»

Форма проведения : рассматривание, беседа, эксперимент.

Материал: листья

Во время прогулки педагог с детьми наблюдают за осенними изменениями в природе, за тем, что на деревьях листья поменяли свой окрас. Педагог спрашивает у детей, почему летом листья на деревьях зеленые, а с приходом осени листья меняют свой цвет и опадают? Можно ли сохранить листья на деревьях?

Проблемный вопрос: почему осенью листья изменяют окраску? Почему опадают листья?

Предположения детей: Листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу в них.

Возьмем зеленый листочек и положим его внутрь согнутой пополам белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучим по листочку сквозь ткань. На ткани появились зеленые пятна. Это хлорофилл, он окрашивает листья в зеленый цвет. Положим ткань с зеленым пятном в холодильник. Через некоторое время пятно стало желто-коричневым. Хлорофилл разрушился.

Проблемный вопрос: почему осенью листья опадают?

Рассмотрим под лупой основание черешка у опавшего листочка и у сорванного с дерева листочка в том месте, где они прикрепляются к ветке. На черешке опавшего листочка можно увидели пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки.

Когда подует ветерок – и листья опадают.

Вывод: осенью листья легко опадают, потому что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет лист от ветки.

"Эксперимент с ватным диском и пипеткой"

Данный эксперимент можно провести в любой образовательной области.

- Дети, как вы думаете, из чего состоит ватный диск? (рассуждения детей - из ваты).

Чтобы это проверить надо его порвать. (дети рассматривают, щупают)

Перед вами лежат ватные диски и пипетки. Попробуйте набрать воду в пипетку и капнуть на ватный диск.

-Что происходит с водой? (рассуждения детей – вода впитывается в ватный диск, растекается по ватному диску).

-Что происходит с ватным диском? (ватный диск наполняется водой, набухает)

-А попробуйте капнуть воду на пластиковую тарелочку?

-Что вы замечаете? (пластиковая тарелочка не впитывает воду).

В ходе таких работ у детей повышается речевая и познавательная активность. Дети будут активней вступать и поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми, договариваться, распределять действия при сотрудничестве. Повысится интерес к окружающему миру. Научаться анализировать, обобщать, сравнивать, находить решения проблемы, совершать открытия. Станут отвечать на вопросы полным предложением. Повысится уровень сформированности лексико-грамматических категорий, звукопроизношения и связной речи.

Самое важное, поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?

Не говорите за ребёнка, пусть он сам сделает выводы и озвучит их. Проявляйте спокойствие и терпение.

Спасибо, за внимание!

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольниковКонспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» разработан в рамках реализации проекта.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Планета Земля — какая она?»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Планета Земля — какая она?» Цель: Расширить представления детей о планете Земля. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о планете Земля, периодах ее образования.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ»Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ» Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую.

Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности»Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности» Современные нетрадиционные технологии в изодеятельности как средство художественно-эстетического развития. Добрый день, уважаемые коллеги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар — практикум «Формирование связной речи дошкольников в условиях познавательно-исследовательской деятельности»
Опубликовано: 12 ноября 2023 в 16:39
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар — практикум «Формирование связной речи дошкольников в условиях познавательно-исследовательской деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Кубанская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД