Евгения Кубанская
Семинар — практикум «Формирование связной речи дошкольников в условиях познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у детей ведётся в разных видах образовательной деятельности. Одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста - познавательное развитие детей, так как развитие речи и познание тесно связаны между собой. Познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления.
Публикация «Семинар — практикум „Формирование связной речи дошкольников в условиях познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Недостаточное развитие речевой и познавательной активности у детей ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения — неумение устанавливать контакт с собеседником, договариваться, поддерживать беседу.
Традиционный подход в преодолении недоразвития речи у детей дошкольного возраста чаще всего построен на получении ими разнообразной готовой информации. Ребенок воспринимает чужой опыт в соответствии со своими возможностями, что не развивает в полной мере его способностей, мышления, познавательного интереса, умение ставить цель, достигать ее, самостоятельно открывать для себя новое.
Обучение детей состоит в побуждении их к речемыслительной активности в различных сферах индивидуальной и коллективной учебной деятельности, с использованием проблемных ситуаций, речевых игр, исследовательской деятельности, специальных упражнений, которые обеспечат успешность формирования речевой и познавательной активности у детей на этапе подготовки к школе. Поэтому эффективнее будет работа с детьми с использованием познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи использования познавательно-исследовательской деятельности :
- расширить и актуализировать представления об окружающем мире через элементы исследовательской деятельности, обогащать, активизировать и актуализировать словарь;
-формировать грамматический строй речи;
-формировать связную речь : монологическую и диалогическую;
-развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать в процессе познавательно исследовательской деятельности;
-развивать креативность, подвижность, вариативность и гибкость мышления, способность выдвигать гипотезы, находить решения поставленной задачи, делать вывод;
-формировать способность находить причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности;
-воспитывать самостоятельность и инициативность, уверенность в собственных силах;
-развивать у детей способность размышлять и экспериментировать со словом;
Я сегодня хочу поделиться с вами примерами исследований на формирование связной речи дошкольников в условиях познавательно-исследовательской деятельности по некоторым лексическим темам (приглашаю одного воспитателя) :
Тема «Фрукты»
Форма проведения : беседа
Материал: тарелки, яблоки
Педагог: Отгадайте, что мы сейчас с вами будем кушать? «Круглое, румяное я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки?» Что это? По каким признакам, вы догадались, что яблоки? Яблоки бывают какие? (по форме-круглые, по размеру-большие, маленькие, средние, по вкусу-сладкие, кислые, по цвету-зелёные, красные). Что можно приготовить? (компот, варенье, джем) (Полным ответом) Как называется сок (варенье, компот) из яблок? (сок- яблочный, компот-яблочный, варенье- яблочное, джем-яблочный).
Проблемный вопрос: не пробуя яблоко, как можно определить какое яблоко на вкус? Как вы думаете, какое яблоко бывает сладким, а какое кислым?
Предположение детей: красное сладкое, зелёное кислое (ответы детей).
Способ проверки: Дети пробуют на вкус, находят правильный ответ, делают вывод: красное яблоко сладкое, зелёное кислое.
Тема: «Человек»
Форма проведения : игра-эксперимент.
Материал: тарелочка с ароматом (кедровая веточка, мешочек с игрушками, шумовые коробочки.
Словарь: глаза, нос, уши, нюхать, ощущать, запах, аромат, приятный, неприятный,резкий.
Проблемный вопрос: как можно узнать предмет?
Предположения детей:
1. Предмет можно увидеть.
2. Предмет можно услышать.
3. Предмет можно по запаху.
4. Предмет можно узнать на ощупь.
Способ проверки гипотезы: практическое манипулирование предметами.
На столе лежат предметы, шумовые коробочки; тарелка с экспериментальным образцом для определения запаха; разные предметы в мешочке, шумовые коробочки.
Дети определяют, с помощью чего можно узнать предмет и доказывают свои предположения.
Глаза помогают увидеть предметы – работа с предметами, расположенными на столе.
-Дети, что еще можно увидеть глазами? (как падает снег, как мама готовит обед и т. д.)
-А если мы закроем глаза? Что мы увидим? (темноту)
-Для чего нам нужны глаза? (чтобы видеть мир вокруг нас).
А теперь, послушайте. Педагог достает шумовые коробочки.
Дети пытаются определить одинаковый звук ( Дидактическая игра: «Шумовые коробочки») – объясняют, как узнали.
-А что еще мы можем услышать ушами? (услышать пение птиц в лесу, шум метели, шум дождя и т. д.
Дети делают вывод, что уши нам нужны, чтобы слышать звуки вокруг нас.
- А теперь, я попрошу вас закрыть глаза. (педагог дает понюхать хвойную веточку (экспериментальный образец)
Дети, что это за предмет? (запах похож на запах ёлочки)
-Хорошо, а с помощью чего вы узнали этот запах? (дети объясняют полным ответом, с помощью носа.
Педагог обращает внимание детей на то, что запахи бывают приятные и неприятные, полезные и вредные.
А для вас запах этот приятный или неприятный?
-Давайте вспомним приятные запахи? (мама готовит пирог, духами приятно пахнет, конфетами, фруктами и т. д. – рассуждения детей).
- А какие запахи неприятные?
- Где вы могли чувствовать неприятные запахи? (бензин, выхлопные газы, горелый запах и т. д. -рассуждения детей).
-Дети, я хочу вам предложить опустить руку в мешочек и наощупь догадаться, какой предмет взяли. Д / и «Чудесный мешочек»
- Как вы догадались, что это: машинка, собачка, мячик?
Рассуждения детей (почувствовали рукой). Мы чувствуем тактильно.
-А что еще мы можем почувствовать руками, кроме игрушек в мешочке?
-разные предметы, которые могут быть гладкими, шершавыми, колючими, мокрыми, сухими и т. д.
-Дети, что мы делали во время опыта? О чем мы догадались? (полные ответы детей)
Предметы можно узнать с помощью частей тела и лица: глаз, носа, ушей, рук.
Тема: «Волшебство осенних листьев»
Форма проведения : рассматривание, беседа, эксперимент.
Материал: листья
Во время прогулки педагог с детьми наблюдают за осенними изменениями в природе, за тем, что на деревьях листья поменяли свой окрас. Педагог спрашивает у детей, почему летом листья на деревьях зеленые, а с приходом осени листья меняют свой цвет и опадают? Можно ли сохранить листья на деревьях?
Проблемный вопрос: почему осенью листья изменяют окраску? Почему опадают листья?
Предположения детей: Листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу в них.
Возьмем зеленый листочек и положим его внутрь согнутой пополам белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучим по листочку сквозь ткань. На ткани появились зеленые пятна. Это хлорофилл, он окрашивает листья в зеленый цвет. Положим ткань с зеленым пятном в холодильник. Через некоторое время пятно стало желто-коричневым. Хлорофилл разрушился.
Проблемный вопрос: почему осенью листья опадают?
Рассмотрим под лупой основание черешка у опавшего листочка и у сорванного с дерева листочка в том месте, где они прикрепляются к ветке. На черешке опавшего листочка можно увидели пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки.
Когда подует ветерок – и листья опадают.
Вывод: осенью листья легко опадают, потому что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет лист от ветки.
"Эксперимент с ватным диском и пипеткой"
Данный эксперимент можно провести в любой образовательной области.
- Дети, как вы думаете, из чего состоит ватный диск? (рассуждения детей - из ваты).
Чтобы это проверить надо его порвать. (дети рассматривают, щупают)
Перед вами лежат ватные диски и пипетки. Попробуйте набрать воду в пипетку и капнуть на ватный диск.
-Что происходит с водой? (рассуждения детей – вода впитывается в ватный диск, растекается по ватному диску).
-Что происходит с ватным диском? (ватный диск наполняется водой, набухает)
-А попробуйте капнуть воду на пластиковую тарелочку?
-Что вы замечаете? (пластиковая тарелочка не впитывает воду).
В ходе таких работ у детей повышается речевая и познавательная активность. Дети будут активней вступать и поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми, договариваться, распределять действия при сотрудничестве. Повысится интерес к окружающему миру. Научаться анализировать, обобщать, сравнивать, находить решения проблемы, совершать открытия. Станут отвечать на вопросы полным предложением. Повысится уровень сформированности лексико-грамматических категорий, звукопроизношения и связной речи.
Самое важное, поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?
Не говорите за ребёнка, пусть он сам сделает выводы и озвучит их. Проявляйте спокойствие и терпение.
Спасибо, за внимание!