Приложение МААМ

Семинар-практикум «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников»

Белобородова Гульнара
Семинар-практикум «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум

«Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников»

Методист Белобородова Гульнара

Цель: Обобщение знаний и повышение профессионального уровня педагога по формированию КГН у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум „Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников“» размещена в разделах

1. Мотивировать педагогов на использование на практике наиболее эффективных методов, приемов и форм в формировании КГН у детей дошкольного возраста.

2. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы

3. Создать благоприятную атмосферу среди участников семинара, вызвать положительные эмоции.

Форма проведения : семинар-практикум.

Участники: педагоги ДОУ

Материал и оборудование: ноутбук, телевизор, презентация по теме семинара, разрезные картинки с изображением последовательности алгоритмов «Моем руки», «Сервировка стола», карточки с изображением к разным педагогическим ситуациям, разрезные картинки к игре «Расскажи-ка», памятки с методическими рекомендациями по формированию КГН.

1. Часть (теоретическая)

Слайд 2

- Добрый день, уважаемые коллеги! Прошу обратить внимание на слайд – это высказывания разных знаменитых людей. Как вы думаете, что будет общим составляющим в этих высказываниях?

Культуравидовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт. Александр Круглов

Гигиена – не м ка, гигиена – не скука, а важная наука.

Навыки и умения – радуют наше терпение. Юрий Задорожный

- Верно! КГН, то есть культурно-гигиенические навыки, это тема нашей встречи «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста». Надеюсь, что эта тема будет для вас интересной, а ее теоретическая и практическая части будут вам полезными.

Актуальность. Сегодня большое внимание уделяется здоровому образу жизни, охране и укреплению физического здоровья детей дошкольного возраста. А одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно-гигиенических навыков. Формирование культурно-гигиенических навыков является одним из приоритетных направлений воспитательной работы в ДОУ. Эта работа начинается с воспитания у них любви к чистоте, необходимой опрятности, соблюдения правил личной гигиены (уход за лицом, телом, полостью рта и носа, ногтями, волосами и др., а также содержания в чистоте помещения, где они находятся, что продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Является гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей его дальнейшей жизни и определяет культуру ребенка. Чтобы процесс формирования КГН был эффективным и успешным необходимо сделать его доступным, интересным и увлекательным. При этом воспитателю важно учитывать возрастные особенности детей, а также их стремление к самостоятельности.

Слайд 3

Рассмотрим, понятия Гигиена и Личная гигиена

Гигиена – это наука, которая охватывает почти все аспекты жизни человека. С древнегреческого гигиена означает «здоровый». Эта наука изучает все, что связано с сохранением и улучшением здоровья. Оно включает в себя режим дня, режим условий труда и отдыха, рациональное питание, соблюдение правил ухода за телом, применение гигиенических средств и многое другое.

Личная гигиена – раздел гигиены, в котором изучают вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, соблюдения гигиенических правил и мероприятий в личной жизни и деятельности. Это гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода и прочее…

- Давайте представим и по рассуждаем, что же будет, если не соблюдать гигиену? (Ответы участников). Все верно! Нарушение требований личной гигиены может негативно сказаться на здоровье не только одного человека, но и на группу людей (семьи, коллектива, общества).

Слайд 4,5

Теперь поговорим о гигиеническом воспитании, привычках и навыках.

Гигиеническое воспитание – это совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

Гигиеническое воспитание дошкольников заключается в рациональном использовании условий внешней среды, сообщении детям элементарных гигиенических сведений и формировании на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

Привычка – действие или система действий, которые на основе повторения становятся автоматизированными, фиксированными и легко выполняются, а из привычек складывается навык.

- Из этого мы можем определить, что такое навык, Как вы думаете, что такое навык? (Ответы участников). Правильно сказали.

Навык – это автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. И он не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

- И делая вывод из выше сказанного можно сказать, что гигиенические навыки является неотъемлемой частью культуры поведения.

- Коллеги, как вы считаете, с какого возраста необходимо начинать обучать ребенка КГН? (Ответы участников).

- совершенно верно, специалисты в области детской психологии утверждают, что ребенка следует учить здоровым привычкам как можно раньше. И наша задача стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, а приобретенные навыки гигиены постепенно совершенствовались и становились привычкой. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки.

Слайд 6

Я. А. Коменский считал, что воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране здоровья, способствует правильному поведению ребенка в быту и общественных местах.

Таким образом, в процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а культурно-гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Слайд 7

- Определите, пожалуйста, основные задачи по формированию КГН (Ответы участников)

Слайд 8

«Одна из важнейших задач детского сада, привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее» - сказала Н. К. Крупская.

Слайд 9

Таким образом, ставя перед собой задачи, направленные на формирование у детей культурно-гигиенических навыков, следует:

сделать привычкой у детей соблюдение режима дня;

приучать детей следить за своим внешним видом;

формировать простейшие навыки поведения за столом;

развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;

воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его;

способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены в повседневной жизни, в детском саду и дома;

создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома.

Слайд 10

На формирование КГН влияет определённый уровень развития ребёнка и некоторых психофизических возможностей. К ним относятся:

общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т. е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Помните, что скорость формирования КГН зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы (холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник, от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности.

- Какие же методы и приемы нужно использовать в работе по этому направлению? (Ответы участников).

Слайд 11

К приемам формирования КГН можно отнести :

Объяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур, соблюдения гигиенических правил и прочее…;

Пример и показ взрослого;

Беседы, упражнение в действиях;

Игровые приемы (дидактические игры, алгоритмы, настольно-печатные и сюжетно- ролевые игры);

Создание воспитывающих ситуаций;

Различные интересные поручения, направленные на формирование КГН, для того чтобы дети могли видеть результаты своих действий;

Поощрение помогает ребенку утвердиться, поверить в свои силы.

- Коллеги, какие необходимые условия должны быть созданы для формирования у детей КГН? (Ответы участников)

Слайд 12

Для успешного формирования КГН также необходимы следующие условия:

1) рациональная организация обстановки в ДОУ: наличие чистоты и порядка в групповой комнате; удобная мебель, оборудование, соответствующие росту детей; места хранения вещей, доступные для пользования; в туалетной комнате раковины небольшого размера и с учетом роста детей; маркировка шкафчиков и т. д. ;

2) четкий режим дня (повторение гигиенических процедур в одно и то же время);

3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом, характер действий, должен быть неизменным, а формы разными;

4) индивидуальная работа с каждым ребенком с учетом уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

5) ежедневный контроль за выполнением осваиваемых детьми действий;

6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований;

7) обеспечение согласованности в требованиях детского сада и семьи;

Делая общий вывод, можно сказать, что формирование КГН – это необходимое условие успешного развития личности ребенка. КГН играют важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах и чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться дальше.

Теперь переходим непосредственно к практической части нашего семинара. Прежде чем начать предлагаю вам повеселиться и размяться.

Физкультминутка :

Мы немного все устали

И со стульчиков все стали,

Потянулись, потянулись,

Руки вверх поднять прямые –

Вот высокие какие!

Еще выше потянитесь,

Вправо, влево повернитесь.

И друг другу улыбнитесь

А теперь танцует таз –

Посмотрите-ка на нас!

Этим славным упражненьем

Поднимаем настроенье.

Дальше будем играть ….

- Уважаемые коллеги, сейчас мы выполним несколько заданий и по каждому выполненному, вы получите слово. В конце узнаем, какая фраза получилась.

- Для осознания культурно-гигиенических норм и правил я предлагаю вам немного поразмышлять и закончить ситуацию. Подумайте, как бы ответил ребенок и как бы поступили вы (На магнитной доске размещены картинки с разными ситуациями).

1) Ребята одеваются на прогулку, Вова ходит по раздевалке, раскидывает свою одежду по полу. К нему подошла Лена и сказала… Что сказала Лена? ( Ответы: «Подними вещи, а то они испачкаются». «Подними свои вещи, не мешай другим одеваться»).

2) Дети моют руки, а Ваня балуется водой. Брызги летят во все стороны. Что в такой ситуации скажет ему Таня? (Ответ; «Не брызгай воду». «Не брызгайся, потому что….». «Перестань брызгать, а то мы можем поскользнуться и упасть»).

3) Во время обеда Вася размахивал ложкой и кривлялся, Маша ему сделала замечание … Что сказала Маша? ( Ответы: «Не балуйся, потому что ты мешаешь кушать», «Не размахивай ложкой, потому что в глаз попадешь, и в больницу положат»).

- Коллеги, дети, которые делают замечания, правы и мы должны их поддержать и сделать свои действия и замечания к так скажем «непослушному ребенку» подсказать, как нужно поступить. За первое выполненное задание вы получаете слово «ЗАЛОГ»

- А сейчас предлагаю поиграть в игру «Расскажи-ка!». По очереди нужно взять картинку и рассказать, что это за предмет, для чего он нужен, где используется? Вспомнить стихотворение, потешку, загадку, пословицу, поговорку и т. д. об этом предмете или о КГН. Условие: не повторяться. Успешно справились с заданием и вам доступно второе слово «ЗДОРОВЬЯ»

- Мы закрепили знания о гигиенических принадлежностях, вспомнили то, что мы используем для личной гигиены.

- Коллеги, следующим заданием станет разбор алгоритмов. Я предлагаю вам взять карточку с названием алгоритма и из предложенных картинок составить последовательность выбранного вами алгоритма. Алгоритмы «Моем руки», «Сервировка стола» (На магнитной доске прикреплены названия алгоритмов, два участника под ними выкладывают последовательную цепочку действий из картинок)

- Задание также успешно выполнено, и вы получаете последнее слово «ЧИСТОТА». Подумайте, что может получиться их наших находок? (Ответы участников). Верно! У нас получилась фраза «Чистота – залог здоровья!». Я думаю, что все вы согласитесь с тем, что данное выражение будет девизом нашего детского сада и в нашей работе с детьми по формированию культурно гигиенических навыков.

Чистое тело, в доме порядок -

Что для здоровья нам еще надо?

Чистые мысли с чистой душою

Связаны, знаете, дружбой большою

Будьте здоровы! Людям при встрече

Вы говорите чистые речи!

- Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение. Сегодня вы плодотворно и активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами (Психологическая эмоциональная игра «Аплодисменты»)

- А я вас хочу поблагодарить за участие в мероприятии, за улыбки и активность. И в заключении хочется сказать, что использование различных педагогических методов и приемов в работе по формированию КГН придает большую эффективность, действенность и результативность. Желаю вам успехов в работе, творчества, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом.

Я подготовила вам памятки по теме нашего семинара. Спасибо за внимание и благодарю за сотрудничество (раздача памяток).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Работая в детском доме-интернате для умственно отсталых детей понимаешь, что овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников»
Опубликовано: 16 октября 2024 в 09:02
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Белобородова Гульнара (УИ 1805820) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД