Лариса Чинова
Семинар-практикум для воспитателей «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
для воспитателей.
Тема: «Культура речи педагога»
Подготовил:
Старший воспитатель : Чинова Л. А.
МБДОУ № 466
г. Нижний Новгород
2018 г.
Цель: повышение культуры речи воспитателя ДОУ.
Задачи:
• Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога.
• Совершенствование качества языкового оформления речи.
• Создание комфортной обстановки для улучшения восприятия данной информации.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Атрибуты: буклеты-памятки «Искусство говорить с детьми», подборка высказываний великих людей о речи (для каждого педагога, игра «Загадочный букет» (заготовки с вопросами, бланки для оценки семинара-практикума, стих – шпаргалка собственного сочинения для быстрого запоминания компонентов речи, компоненты речи «Радуга» (названия каждого компонента, раскрашенного в цвета радуги, стих для картинки о речи, заготовки к аппликации.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.
Когда я готовилась к консультации, то перечитала много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи и остановилась на понравившемся афоризме, древнегреческого философа Аристотеля:
«Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!»
То есть речь должна быть грамотно оформлена, понятна, без разного рода ошибок.
Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки?
А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.
Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (Ответы педагогов).
Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.
Культура речи как наука — это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
Культурная речь является обязательным компонентом для педагога.
Как вы думаете, какой должна быть речь воспитателя? (ответы педагогов).
Дети — это цветы жизни, а мы – садовники, которые взращиваем эти прекрасные создания, каждый день, поливая их улыбкой, удобряя их умом и красивой, чистой речью, чтоб не сожалеть потом!
Предлагаю поиграть в игру «Загадочный букет» и вспомнить определения семи компонентов речи.
Методические требования к речи педагога. Игра «Загадочный букет»
Воспитатели берут по одному определению из серединки розы, читают и определяют, о каком компоненте речи идёт речь.
Например: 1.…. соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. И так нужно вспомнить все компоненты речи.
1. Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
2. Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3. Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4. Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5. Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6. Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи
7. Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качество речи — это залог успешной работы по качественному речевому развитию детей в ДОУ.
Для того, чтобы легче запомнить все 7 компоненты речи, я сочинила стишок, ассоциируя с радугой. У радуги тоже 7 цветов. Она удивительна, прекрасна и многогранна, как и речь.
Приложение №1- стихотворение
Стих – шпаргалка для быстрого запоминания компонентов речи.
Семь компонентов нашей речи
Запомнить просто и легко!
Лишь вспомни радугу на небе,
И станет на душе светло!
Ведь радуга, как речь, игрива,
Спонтанна, звучна и проста,
И удивительна красива
Во все былые времена!
В ней правильность, логичность, точность,
Богатство красок, чистота,
А выразительность какая?
Ведь от неё поёт душа!
Мой стих приобретёт известность,
И в этом есть свой толк, уместность!
Спасибо всем за нашу встречу,
За семинар «Культура речи!»
Одной из важных задач нашего семинара – проверить свою грамотность.
Практикум «Проверь себя» (Устно)
Задание № 1. Расставьте правильно ударения в словах:
договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, каталог, опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, уведомление, феномен, звонит, пальцами, ножницами, новорождённый, ходатайство, торты, обеспечение, банты, включит (1- слова в текст, 2 — свет, рожки (животное, рожки (макаронные изделия).
Задание № 2. Определите род существительных.
Шампунь (м. р., мозоль (ж. р., кофе (несклон. м. р, тюль (м. р., вуаль (ж. р.) , какао (несклон., ср. р, пальто (несклон. ср. р, гель (м. р., вермишель (ж. р.).
Задание № 3. Исправь ошибку в предложении.
Он полный невежа в вопросах искусства.
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
Коля является ведущим лидером нашей группы.
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Задание №4. Скажи правильно слова.
Конечно-конешно, скучный-скушный, грустный-грусный, возрастной-возрасной, властный-власный, индекс-индекс, проект-проэкт.
Перед тем, как подготовиться к семинару, был проведён опрос «Какие ошибки у нас встречаются чаще всего?»
Наши ошибки!
Чо – что (што, ихние- их, нету –нет, оделися- оделись, обезбаливающий-обезболивающий, уплотишь- уплатишь, оплатишь, заплатишь, пальцами – пальцами, ножницами- ножницами, салат из помидор- помидоров, одеваем кого-то, надеваем что-то, ложить- класть, бежи – беги, позвонит -позвонит, рожки – рожки,
Не забывайте о том, что слова: гель, шампунь, тюль мужского рода.
Главной задачей является — исправление данных ошибок!
Безусловно, знание названных требований к педагогам, а я считаю и к младшему персоналу тоже, соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи — это залог успешной работы по речевому и нравственному развитию детей в ДОУ.
А сейчас мы ещё раз обобщим все знания, которые получили на семинаре в виде красочного шедевра. Мы будем создавать картину. Раздаю заготовки. Они выполнены на самоклеющейся фотобумаге.
Получилась необычная картина, из которой понятно, насколько важно знать все аспекты культуры речи и правильно ими пользоваться. Только тогда наша речь и речь наших воспитанников будет грамотна.
Культура речи!
Солнце – это воспитатель (Солнце)
Он творец красивой речи,
Освещая путь детишкам (фото детей)
Лучики бегут навстречу.
Облака для нас – общение. (Облака)
В них своё хитросплетение.
Это поза, жесты, взгляд (Капельки)
Слово, мимика, контакт
И прикосновения,
Вера, уважение!
Речь, что грамотна, чиста,
Выразительна, проста!
Солнце капелек коснулось.
Что за чудо-красота?
Засияла речь игриво.
Появилась радуга. (Радуга)
Тучки тёмные – ошибки. (Тёмные тучки)
Они есть и их немного.
Будем исправлять все дружно,
И светла будет дорога!
Чтоб гордились русской речью
От могущества и силы.
Но, а знания о речи
Только радость приносили!
О речи много сказано. Мне хочется пожелать вам, как можно чаще заглядывать в мир слова. В нём кладезь мудрости вековой.
В память о нашем семинаре, я дарю вам листочки с высказываниями великих людей о речи.
Приложение №2 «Высказывание великих людей о речи».
Высказывания великих людей о речи.
(Каждому воспитателю в подарок)
«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» А. Ф. Кони.
«Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть» Паскаль Блез.
«Красноречие — это живопись мысли» Паскаль Блез.
«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие» Галилео Галилей.
«Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление» Паскаль Блез.
«Слово, идущее от сердца, проникает в сердце» Низами.
«Позаботьтесь о том, чтобы все ваши слова были поняты, пристойно и правильно расположены, чтобы каждое предложение и каждый ваш период, затейливый и полнозвучный, с наивозможною и доступною вам простотой и живостью передал то, что вы хотите сказать; выражайтесь яснее, не запутывая и не затемняя смысла. Позаботьтесь также о том, чтобы, слушая вашу речь, меланхолик рассмеялся, весельчак стал еще веселее, простак не соскучился, разумный пришел в восторг от вашей выдумки, степенный не осудил ее, мудрый не мог не воздать ей хвалу». М. Сервантес.
Приложение №3 — Анкета
Оценка семинара
Ф. И. О педагога___
Из сегодняшнего семинара я извлекла…___
___
В ходе семинара мне понравилось…___
___
Какую бы тему хотела обсудить?___
___
Я оцениваю семинар …___
Дата___Подпись___
Спасибо всем за участие!