Ольга Острикова
Семинар-практикум для воспитателей «Сложные педагогические ситуации и их решение»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей
Государственное образовательное учреждение школа № 1874
Дошкольное отделение «Радость»
Семинар – практикум для воспитателей
«Сложные педагогические ситуации и их решение»
Подготовила воспитатель
Острикова О. Ю.
Москва, 2018-2019 уч. год
СЛАЙД 1
С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины?
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Сложные педагогические ситуации и их решение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Сегодня мы с вами поговорим о педагогических ситуациях и их решениях.
Прежде всего, попробуем дать определение. Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.
СЛАЙД 2
Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют воспитателю быстро проанализировать действия воспитанников, определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.
Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми. Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.
СЛАЙД 3
В течение дня педагог постоянно взаимодействует с воспитанниками и сталкивается с различными трудностями. У опытных воспитателей методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко. Почему же? Все дело в том, что дошкольникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования воспитателей, поэтому возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.
СЛАЙД 4, 5
Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. А ведь когда- то социализация дошкольников носила спонтанный характер, ребенок развивался в условиях малого социума: семьи, дворовой компании, пионерской организации, свободно общался со сверстниками.
СЛАЙД 6
Сейчас же многое изменилось – исчезли естественные факторы социализации. Значимое семейное воспитание приобрело иной характер: современные родители работают много больше, чем раньше; зачастую они увлечены своим личностным развитием в ущерб детско-родительским отношениям. Детям самостоятельно гулять во дворе без родителей почти невозможно, а при родителях дети ведут себя иначе, потому что взрослые постоянно вмешиваются в процесс общения, навязывая свои поведенческие формы – социализации не происходит, общение перестает быть спонтанным. Дворовые социализации исчезли.
СЛАЙД 7
Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь – информационных. Огромное число дошкольников пользуется интернетом, проводит много времени сразличными гаджетами, которые во многом заменяют им игры со сверстниками и в то же время поглощают время для самостоятельных игр. Известно, что социализация происходит в основном тогда, когда ребенок проявляет собственную инициативу, когда имеет место непрогнозируемая ситуация.
СЛАЙД 8
Поэтому дошкольное учреждение не может не заниматься именно социализацией современных дошкольников. Задача дошкольного учреждения – дать детям возможность проживания различных социальных ролей (член семьи, член коллектива, житель города, мальчика или девочки и т. д.) для того, чтобы создать некий фундамент для будущей жизни. Когда ребенок проживает определенную социальную роль, то у него развиваются различные личностные качества и формируется первоначальное представление о социуме.
Давайте проанализируем несколько педагогических ситуаций и найдём пути их решения :
• Помните, что почти каждая ситуация предполагает вариативность, гибкость.
СЛАЙД 9
Предлагаю познакомиться или вспомнитьАЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
• Исследование причин возникновения проблемы (исследовательская задача,
• Построение прогноза дальнейшего развития ситуации (прогнозная задача,
• Поиск решения, выхода из затруднительной ситуации в конкретных условиях (изобретательская задача)
• Идеальный конечный результат.
А теперь все вместе разберем несколько примеров педагогических ситуаций. И, прежде чем мы узнаем, как советуют справляться с проблемой специалисты, мы попробуем выработать план решения с нашей точки зрения, с точки зрения практиков.
СЛАЙД 10
Ситуация № 1 "Об отверженном ребёнке"
В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.
СЛАЙД 11
Подсказка в картинках
СЛАЙД 12
Мнение специалистов.
1. Исследовательская задача:
• Что есть? - есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть,
• Что не устраивает? - дети игнорируют мальчика, не принимают в игры,
• Что нужно? - чтобы дети приняли мальчика в круг общения.
2. Прогнозная задача: помочь мальчику войти в детское общество
3. Изобретательская задача:
- выявить способности мальчика, значимые для других детей;
- подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.
- поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.
4. Идеальный конечный результат: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.
СЛАЙД 13
Ситуация №2.
Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.
СЛАЙД 14
Подсказка в картинках
СЛАЙД 15.
Мнения специалистов
1. Исследовательская задача:
• Что есть? - гиперактивный ребёнок.
• Что не устраивает? - его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.
• Что нужно? - чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков.
2. Прогнозная задача: «Обратить вред с пользу»
3. Изобретательская задача:
- Выработать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей, и для педагогов.
- Выбрать эффективную стратегию, например, использовать тактильный контакт, т. е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова, снижая напряженность.
- излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания.
- дать ребенку почувствовать свою успешность в определенной деятельности.
4. Идеальный конечный результат: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т. д., где "спрятано" следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.
СЛАЙД 16.
Ситуация №3
Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает.
СЛАЙД № 17
Подсказка в картинках
1. Исследовательская задача:
• Что есть? - нетерпеливый ребенок.
• Что не устраивает? –ребенок часто перебивает педагога и сверстников, давая личные оценки происходящему.
• Что нужно? – чтобы ребёнок не мешал образовательному процессу группы.
2. Прогнозная задача:
- сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребенка, двигательную и волевую регуляцию.
3. Изобретательская задача:
- познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений юмористического характера.
- тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение.
- отсаживать недисциплинированного ребенка за другой стол таким образом, чтобы он видел своих сверстников за работой. Такая «изоляция» почти всегда успокоительно действует на ребенка.
- установить правила поведения на занятиях и предупредить о последствиях их несоблюдения.
4. Идеальный конечный результат: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но чтобы слышать, что говорят товарищи, давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон». В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего
СЛАЙД 18
Мнения специалистов
СЛАЙД 19
Ситуация №4
В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.
СЛАЙД 20
Подсказка специалистов
СЛАЙД 21
Мнения специалистов
1. Исследовательская задача:
• Что есть? – робкий ребенок.
• Что не устраивает? - заниженное представление о собственных возможностях и способностях.
• Что нужно? – научить справляться с жизненными проблемами на данном возрастном этапе.
2. Прогнозная задача:
- научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах;
3. Изобретательская задача:
- выявить причину неуверенности в себе;
- научить частично преодолевать свою робость, обдумывая возможные альтернативы своих замыслов и поступков, ставя перед ним выполнимые задачи;
- повысить самооценку посредством игр для развития уверенности;
- подбадривать ребенка, стимулировать активность, накапливать его «багаж успехов».
- одобрять инициативу.
4. Идеальный конечный результат: ребенок проявляет инициативу при выполнении заданий и поручений взрослого. Накапливается «багаж успехов», а, следовательно, повышается самооценка. Ребенок научиться адекватно воспринимать критику. Станет эмоционально устойчив, может проявить лидерские качества. Закрепится позиция успешности.
Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании, новых компетенций воспитателя.
СЛАЙД 22
«Принципы воспитания детей 21 века» :
Детям нужны границы дозволенного. Определить их должны взрослые. Если родители не установят границ, их установят дети, но не для себя, а для родителей. Однако наличие рамок не должно лишать процесс воспитания творческого подхода. Иногда ребенку следует позволять самостоятельно устанавливать границы, дабы они учились проявлять инициативу.
С детьми необходимо общаться, как с равными, при этом не возлагая на них взрослые проблемы и обязанности.
На экране вы видите Принципы воспитания детей 21 века. (прочитать).
СЛАЙД 23
Объясняйте свои требования, действия и слова, предоставляя право высказать собственное мнение относительно обсуждаемого вопроса.
Уважайте ребенка.
Говоря ребенку о любви, следует проявлять еще и уважение. В обратном случае слова останутся только словами, в которые ребенок не будет верить. Проявления искренней любви – это то, что необходимо каждому человеку и то, что помогает людям оставаться людьми, даже если это маленькие дети.
Дети замечают хитрости и ложь, поэтому не стоит применять их относительно малыша: он умнее, чем кажется.
Дети должны давать выход чрезмерной физической энергии.
Наблюдайте за общением маленьких детей: они многому могут научить!
На экране вы видите Принципы воспитания детей 21 века. (прочитать).
СЛАЙД 24
В век модернизаций и инноваций современный воспитатель должен очень многое знать и уметь не только касающееся своей педагогической деятельности, но и любых других отраслей современности, так как вопрос растущего и развивающегося ребенка может быть порой совсем не предсказуем.
Роль ребенка, как пассивного объекта педагогического воздействия осталось в прошлом, сейчас используется в работе личностно – деятельностный подход, в котором дети являются активными субъектами и приобретают способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Литература:
1. Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
Учебно – методическое пособие. -М. , : Педагогическое общество России, 2013.
2. Практические семинары и тренинги для педагогов. - Воспитатель и ребенок : эффективное взаимодействие/авт. -сост. Е. В. Шитова. – Волгоград: Учитель,2014.
3. https://fb.ru/article/144122/pedagogicheskie-situatsii-i-primer-ih-resheniya-metodyi-resheniya-slojnyih-pedagogicheskih-situatsiy
4. https://www.maam.ru/detskijsad/bloknot-receptov-pedagogicheskie-situaci-i-ih-reshenie.html