Анастасия Белова
Семинар-практикум для воспитателей «Больше внимания осанке и плоскостопию»
▼ Скачать + Заказать документы
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
В программе воспитания в детском саду предусматривается целый ряд мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки. Осанка формируется постепенно, по мере роста организма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Больше внимания осанке и плоскостопию“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Формирование правильной осанки начинается с того, что нужно показать и объяснить детям, как надо ставить стул к столу: сиденье стула должно немного заходить за край стола, ближе к ножкам. Предложить поупражняться в этом. Объяснить, что человек, у которого хорошая осанка, красив в движениях, легко двигается, не устает во время рисования, игр за столом.
В перерыве между занятиями нужно проводить физкультурные минутки, предлагая ряд упражнений стоя:
• для плечевого пояса (руки вперед, вверх, вперед, вниз,
• для косых мышц туловища (наклоны, повороты,
• для мелких мышц шеи, кистей рук (наклоны, повороты).
Соблюдать правильную осанку нужно не только в положении сидя, но и в положении стоя, в движении.
На формирование осанки значительно влияют особенности стопы. При нормальном ее строении нога опирается на наружный продольный свод, служит рессорой, обеспечивая эластичность походки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе, походка их напряженная, неуклюжая.
В целях профилактики плоскостопия необходимо применять ходьбу босиком.
В вводную или заключительную часть утренней гимнастики и физкультурных занятий обязательно нужно включать:
• профилактическую ходьбу на носках, пятках,
• ходьбу с опорой на наружные края стопы,
• ходьбу по канату, обручу.
В формировании правильной осанки играет роль не сила мышц, а равномерное развитие их и правильное распределение мышечной тяги. Поэтому в каждый комплекс утренней гимнастики необходимо включать упражнения из разных исходных положений для туловища:
• лежа на животе — «рыбка»,
• лежа на животе — «ласточка»,
• лежа на спине – «велосипед»,
• лежа на спине – «ножницы».
Эти упражнения укрепляют мышцы-разгибатели спины, межлопаточные и мышцы брюшного пресса.
Часто дети не умеют правильно дышать, задерживают дыхание. При этом мышцы теряют упругость, а следовательно, появляется опасность отклонений в осанке. Поэтому необходимо научить детей правильно дышать, сочетать ритм движения и дыхания.
С этой целью производятся специальные дыхательные упражнения, например:
• глубокий вдох через нос (вдыхаем приятный запах духов, цветка, продолжительный выдох (подуть на цветок) 3—4 раза,
• упражнение «Дровосек» — руки вверх (вдох, опустить вниз, сказать «ух» (выдох).
Для формирования правильной осанки исключительную ценность имеют упражнения в равновесии:
• ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове,
• ходьба по гимнастической рейке.
Укреплению костно-мышечного аппарата, формированию правильной осанки способствуют игры с элементами спортивных упражнений, такие, как:
• городки;
• бадминтон;
• настольный теннис;
• катание на коньках;
• ходьба на лыжах.
Все это планируется и проводится с учетом сезонных условий.
Систематически необходимо вести индивидуальную работу с детьми, у которых выявлено предрасположение к нарушению осанки, плоскостопию.
Систематическая работа по профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата дает хорошие результаты, положительно влияет на укрепление и развитие детского организма, способствует снижению простудных и других заболеваний.
Для повышения эффективности нашей работы способствуют тесные контакты с родителями. Они должны поддерживать все наши мероприятия, и продолжать работу дома, руководствуясь рекомендациями инструктора физической культуры и воспитателей.
Работа по профилактике нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата - один из важных факторов укрепления здоровья детей, их всестороннего физического развития.
А сейчас предлагаю отправиться в сказку.
Сказка «Больше внимания осанке и плоскостопию»
- В одном большом и красивом дворце, под названием «Планета детства» жили принц и принцесса.
Упражнение «Принц» : И. П. основная стойка у стены (пятки и носки вместе, руки опущены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками.
На голове легкая бумажная корона.
1. Постоять у стены, досчитать до 5,
2. Сделать шаг вперед,
3. Вернуться в исходное положение.
Упражнение «Принцесса» : И. П. сесть на стул прямо, касаться спинки стула спиной, стопы параллельно, бедро и голень образуют прямой угол, руки опущены на колени. Сидеть на стуле, сохраняя правильную осанку 30-60 сек.
- У принца и принцессы было много разных животных, они очень любили с ними играть.
Упражнение «Ежики» : И. П. сидя на стуле, спину прижать к спинке стула.
Одну ногу поставить на массажный мячик. Другая нога плотно стоит на полу. Делать круговые движения одной ногой, потом поменять ногу.
Упражнение «Змейки» : И. П. сидя на стуле, спину прижать к спинке стула.
Одной нога стоит плотно на полу, другой ногой собрать пальцами ног веревку.
- Принц и принцесса очень веселые и каждый день выдумывали разные игры. Сегодня принц предложил поиграть в игру «Чебурашка».
Упражнение «Чебурашка» : И. П. сидя на стуле, спину прижать к спинке стула. Бедро и голень образуют прямой угол, руки на коленях.
1. Руки за голову, локти смотрят в стороны, досчитать до 5.
2. Вернуться в И. П.
- Их дворец был очень большой и в нем было много комнат, а в эти комнаты вели разноцветные дорожки, по которым принц и принцесса ходили разными способами.
Упражнение «Цветные дорожки» :
1. Ходьба по массажным коврикам (руки на поясе, спина прямая,
2. Ходьба на внешней стороне стопы (руки на поясе, спина прямая,
3. Ходьба на внутренней стороне стопы (руки на поясе, спина прямая,
4. Ходьба на носках (руки на поясе, спина прямая,
5. Ходьба на пятках (руки на поясе, спина прямая)
- А во дворе был большой пруд, через который лежал хрустальный мост, по которому принц и процесса любили гулять.
Упражнение «Мостик» : Руки на поясе. Ходьба по массажной дорожке с мешочком или бумажной короной на голове.
- Вот такая интересная сказка, благодаря которой мы приобрели море позитива и укрепили свое здоровье.