Надежда Чуянова
Семинар-практикум для воспитателей «Психологические особенности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: систематизировать знания педагогов о психологических особенностях детей дошкольного возраста, создавать условия в учреждении для организации индивидуального подхода к детям на основе возрастных групп.
Материалы: «Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах» для каждой возрастной группы,
Ход занятия:
Вступительная беседа.
Психолог:
- Ребёнок – дошкольник приходит в детский сад, и мы продолжаем его развитие, используя программы по дошкольному образованию. Каждая программа строится на основе принципов. На какие основные принципы основывается практически каждая программа? Сформулируйте их. Принципы:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Психология. Работа психолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Семинар, практикум
- Темочки
· Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка.
· Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
· Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.
· Творческая организация процесса воспитания и обучения.
· Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка.
· Уважительное отношение к результатам детского творчества.
· Единство подходов в воспитании детей в условиях ДОУ и семьи.
· Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста.
Соблюдение всех этих принципов возможно только в том случае, если педагог будет знать психологические особенности детей: как индивидуальные, так и возрастные. Знакомство с индивидуальными особенностями каждого ребёнка происходит в процессе общения с ним. А вот о возрастных особенностях мы и поговорим сегодня.
Работа по заполнению таблиц:
- Воспитатели каждой возрастной группы получает таблицу: «Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах» для своего возраста и, пользуясь методическими рекомендациями к программе, заполняет её. Затем обсуждаем заполненные таблицы. (Самостоятельная работа воспитателей).
Игра «Ромашка».
Перед педагогами раскладывается цветок. На его лепестках написан вопрос. Каждый педагог тянет лепесток, готовится и отвечает на поставленный вопрос.
Вопросы на лепестках «Ромашки»:
1. Чем характеризуется год «большого скачка» (2 – 3 года) (основные изменения: интенсивное развитие речи, появление целенаправленности, начало осознания самого себя)
2. Почему происходит «кризис трёх лет»? Назовите его симптомы. (Ребёнок начинает приобретать своё «Я» и становится независимым от взрослых, окружения. Его симптомы: негативизм – стремление всё делать наоборот, вопреки требованиям или просьбам старших; упрямство – он проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли его просьбу; строптивость – направлена против норм поведения, установленных взрослыми; своеволие - всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых; протест – бунт – ребёнок находится в состоянии войны с окружающими, проявляет негатив к игрушкам; деспотизм или ревность – проявление своей власти над окружающими взрослыми, ревность же – к детям) 3. Назовите характерную особенность детей четвёртого года жизни. (Это их стремление к самостоятельность.
4. Назовите важнейшее условие полноценного развития ребёнка в детском саду. (Хорошие, доброжелательные отношения с воспитателем). 5. Какое новообразование появляется у пятилетнего ребёнка? (Появление произвольности – целью деятельности ребёнка являются не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением)
6. Что означает психологическая подготовка к школе? (она включает в себя: формирование определённого отношения к учёбе в школе как серьёзной и социально значимой деятельности, т. е. мотивацию учения; обеспечение определённого уровня интеллектуального развития; развитие эмоционально-волевой сферы)
7. Как ребёнок постигает социальный мир? (Впитывает поведение взрослых и подражает им. Легко верит. Следует наглядному примеру.)
Рекомендации по поддержанию у ребёнка психологического здоровья.
(Педагогам вручаются памятки. Зачитывается и обсуждается содержание этих памяток).
Итог встречи.
Психолог:
- На сегодняшнем занятии мы попытались освежить в своей памяти знания о психологических особенностях детей разных возрастных групп. Эту информацию вам необходимо использовать в своей работе для достижения более высоких результатов в воспитании и обучении детей. (Таблицы и памятки педагоги забирают с собой).
Организация работы с детьми дошкольного возраста
в разных возрастных группах
(ранний возраст 1,5 - 3 года)
Психологические особенности детей. Организация деятельности.
1. Развитие предметной деятельности, осуществляемой совместно со взрослыми.
-Учить нормативным и специфическим действиям
- Обеспечить процесс обобщения
- Начинать с освоения простых действий, переходить к более сложным
2. Овладение ребёнком ходьбой.
- Предоставить пространство для передвижения
- Создавать препятствия для преодоления их во время ходьбы
3. Развитие наглядно – действенного мышления. - Создавать развивающую среду как структурируемое пространство, позволяющее совершать различные формы активности
- Создавать ситуации, способствующие проявлению познавательной активности
- Предоставлять материал для экспериментирования
4. Развитие речи. - Использовать просьбы и обращения к ребёнку
- Давать для прослушивания инсценировки детских сказок
- Рассматривать совместно картинки и стимулировать к названию детьми изображённых предметов
- Создавать речевые ситуации
5. Начало развития игровой деятельности.
- Обучать различным действиям с игровыми предметами
- К концу третьего года вводить игрушки заместители
- Обогащать репертуар игровых действий с предметом
6. Развитие изобразительной деятельности.
- Предлагать варианты дорисовывания предметов
- Позитивно оценивать рисунки детей и поощрять стремление к изобразительной деятельности
7. Развитие восприятия.
- Рассматривать предметы, сравнивать их по размеру, цвету и форме
8. Развитие чувства самостоятельности.
- Поощрять инициативу детей к самостоятельности
9. Развитие чувства гордости и стыда.
- Не ругать детей
- Избегать негативных переживаний со стороны ребёнка и стремиться к установлению тёплых эмоциональных отношений с ним
10. Идентификация с именем и самооценка.
- Поощрять инициативу ребёнка и положительно подчёркивать его достоинства
11. «Кризис трёх лет».
- Находить посильные поручения
- Поощрять самостоятельность
- Проявлять терпение к ребёнку
Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах (младший возраст 3 - 4 года).
Психологические особенности детей. Организация деятельности.
1. Игра – ведущий вид деятельности.
- Обучать действиям с игрушками заместителями
- Разучивать различные игровые действия
- Развивать представление о том, во что можно играть с предметом
2. Интенсивно развивается восприятие (могут воспринимать 5 и более цветов) · Давать задания, ориентирующие детей на форму и цвет предметов
· В ходе выполнения конкретных заданий добиваться правильного названия форм и цветов
3. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление.
- Использовать механические устройства и игрушки
4. Начинает формироваться наглядно-образное мышление.
- Знакомить с преобразованиями предметов
5. Формирование эгоцентрической пространственной позиции.
- Моделировать передвижение объектов перпендикулярно линии взора ребёнка
6. Совершенствование воображения.
- Использовать ситуации, развивающие воображение
7. Поведение носит ситуативный характер.
- Держать под контролем ситуацию, в которой оказался ребёнок
Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах (средний возраст 4 - 5 лет).
Психологические особенности детей. Организация деятельности.
1. Дальнейшее развитие игровой деятельности (Освоение разных игровых ролей и игровых действий.
- Знакомить с разными игровыми ролями
2. Дальнейшее развитие воображения (формирование графических образов). - Использовать схематические изображения для их последующей детализации
3. Продолжает развиваться восприятие.
- Давать задания на классификацию предметов по форме, величине и цвету
4. Совершенствуется ориентация в пространстве.
- Давать задания на анализ положения объекта в пространстве и на плоскости листа
- Использовать задания, связанные с расположением на листе бумаги небольшого предмета в соответствии с указаниями взрослого
5. Интенсивно развивается образное мышление.
- Решать задачи на ориентирование в пространстве с помощью простых схем
- Организовывать наблюдения за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим схематическим изображением
6. Дальнейшее развитие речи (речь как предмет особой активности детей, которые занимаются словотворчеством).
- Стараться отвечать на вопросы, привлекать внимание детей к вопросам, заданным их сверстником
- Заложить традицию чтения книг
- Чтение одной сказки проводить несколько раз, ставить по её содержанию много вопросов
- Использовать сказки в других видах деятельности (разыгрывание по ролям, игры – драматизации, рисование и т. д.)
7. Моральное развитие.
- Оценка поведения ребёнка должна быть позитивной
- Указывая на недостатки ребёнка, нужно подчёркивать, что в целом педагог хорошо относится к ребёнку и хочет ему помочь
8. Дифференциация межличностных отношений.
- Регулировать отношения детей, помогать преодолевать трудности в общении
9. Развитие образа «Я» и его детализация.
- Организовывать игры – соревнования с ситуацией успеха
10. Начало формирования произвольного морального поведения.
- Не давать резких негативных оценок поведению детей, не допускать неожиданных резких криков с угрозой в адрес ребёнка
- Не игнорировать инициативы ребёнка при демонстрации им собственных достижений
Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группа (старший возраст 5 - 7 лет).
Психологические особенности детей. Организация деятельности.
1. Дальнейшее развитие игровой деятельности (выделяют две группы отношений – реальные и игровые). - Вводить нормы для игровой деятельности по распределению ролей
- Насыщать игровыми действиями не только центр, но и периферию пространства
- Включать в игровую деятельность всех детей
2. Продолжает развиваться восприятие (осваивают формы, цвета, углубляется представление о размерах).
- Систематизировать представления о цветах и формах предметов
- Вводить понятие меры длины и производить действия измерения с помощью меры
3. Дальнейшее развитие образного мышления (решение задач в наглядном плане, совершают преобразования объектов, оценивают последовательность взаимодействий групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу).
- Использовать наглядное моделирование различных ситуаций
- Знакомить с различными сторонами действительности
- Развивать представления об объектах, обладающих комплексом разных свойств
4. Формирование обобщений, развитие словесно-логического мышления и некоторых логических операций.
- Использовать задания на классификацию объектов по разным признакам
5. Развитие воображения (придумывают оригинальные и детализированные образы).
- Использовать задания по придумыванию рассказов по карточкам с рисунками
6. Развитие личности (развивается соподчинение мотивов, появляется произвольность в поведении, наблюдение, планирование собственной деятельности).
- Предлагать задания творческого характера
- Обеспечивать социальное признание результатов детского творчества
- Использовать в работе метод проектов
Рекомендации по поддержанию у ребёнка психологического здоровья.
1. Поддерживать у ребёнка положительную самооценку.
- Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки.
- Каждый ребёнок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться
2. Содействовать эмоциональному благополучию.
- В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия
3. Помочь ребёнку осознавать свои эмоции.
- Ребёнку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Димой и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него»
4. Помочь ребёнку контролировать эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребёнка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка.
5. Помочь ребёнку управлять своим временем, поведением.
- Давать ребёнку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать своё время