Приложение МААМ

Семинар-практикум для воспитателей «Психологические особенности детей дошкольного возраста»

Надежда Чуянова
Семинар-практикум для воспитателей «Психологические особенности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: систематизировать знания педагогов о психологических особенностях детей дошкольного возраста, создавать условия в учреждении для организации индивидуального подхода к детям на основе возрастных групп.

Материалы: «Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах» для каждой возрастной группы,

Ход занятия:

Вступительная беседа.

Психолог:

- Ребёнок – дошкольник приходит в детский сад, и мы продолжаем его развитие, используя программы по дошкольному образованию. Каждая программа строится на основе принципов. На какие основные принципы основывается практически каждая программа? Сформулируйте их. Принципы:

Темочки:

· Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка.

· Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.

· Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.

· Творческая организация процесса воспитания и обучения.

· Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка.

· Уважительное отношение к результатам детского творчества.

· Единство подходов в воспитании детей в условиях ДОУ и семьи.

· Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста.

Соблюдение всех этих принципов возможно только в том случае, если педагог будет знать психологические особенности детей: как индивидуальные, так и возрастные. Знакомство с индивидуальными особенностями каждого ребёнка происходит в процессе общения с ним. А вот о возрастных особенностях мы и поговорим сегодня.

Работа по заполнению таблиц:

- Воспитатели каждой возрастной группы получает таблицу: «Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах» для своего возраста и, пользуясь методическими рекомендациями к программе, заполняет её. Затем обсуждаем заполненные таблицы. (Самостоятельная работа воспитателей).

Игра «Ромашка».

Перед педагогами раскладывается цветок. На его лепестках написан вопрос. Каждый педагог тянет лепесток, готовится и отвечает на поставленный вопрос.

Вопросы на лепестках «Ромашки»:

1. Чем характеризуется год «большого скачка» (2 – 3 года) (основные изменения: интенсивное развитие речи, появление целенаправленности, начало осознания самого себя)

2. Почему происходит «кризис трёх лет»? Назовите его симптомы. (Ребёнок начинает приобретать своё «Я» и становится независимым от взрослых, окружения. Его симптомы: негативизм – стремление всё делать наоборот, вопреки требованиям или просьбам старших; упрямство – он проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли его просьбу; строптивость – направлена против норм поведения, установленных взрослыми; своеволие - всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых; протест – бунт – ребёнок находится в состоянии войны с окружающими, проявляет негатив к игрушкам; деспотизм или ревность – проявление своей власти над окружающими взрослыми, ревность же – к детям) 3. Назовите характерную особенность детей четвёртого года жизни. (Это их стремление к самостоятельность.

4. Назовите важнейшее условие полноценного развития ребёнка в детском саду. (Хорошие, доброжелательные отношения с воспитателем). 5. Какое новообразование появляется у пятилетнего ребёнка? (Появление произвольности – целью деятельности ребёнка являются не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением)

6. Что означает психологическая подготовка к школе? (она включает в себя: формирование определённого отношения к учёбе в школе как серьёзной и социально значимой деятельности, т. е. мотивацию учения; обеспечение определённого уровня интеллектуального развития; развитие эмоционально-волевой сферы)

7. Как ребёнок постигает социальный мир? (Впитывает поведение взрослых и подражает им. Легко верит. Следует наглядному примеру.)

Рекомендации по поддержанию у ребёнка психологического здоровья.

(Педагогам вручаются памятки. Зачитывается и обсуждается содержание этих памяток).

Итог встречи.

Психолог:

- На сегодняшнем занятии мы попытались освежить в своей памяти знания о психологических особенностях детей разных возрастных групп. Эту информацию вам необходимо использовать в своей работе для достижения более высоких результатов в воспитании и обучении детей. (Таблицы и памятки педагоги забирают с собой).

Организация работы с детьми дошкольного возраста

в разных возрастных группах

(ранний возраст 1,5 - 3 года)

Психологические особенности детей. Организация деятельности.

1. Развитие предметной деятельности, осуществляемой совместно со взрослыми.

-Учить нормативным и специфическим действиям

- Обеспечить процесс обобщения

- Начинать с освоения простых действий, переходить к более сложным

2. Овладение ребёнком ходьбой.

- Предоставить пространство для передвижения

- Создавать препятствия для преодоления их во время ходьбы

3. Развитие наглядно – действенного мышления. - Создавать развивающую среду как структурируемое пространство, позволяющее совершать различные формы активности

- Создавать ситуации, способствующие проявлению познавательной активности

- Предоставлять материал для экспериментирования

4. Развитие речи. - Использовать просьбы и обращения к ребёнку

- Давать для прослушивания инсценировки детских сказок

- Рассматривать совместно картинки и стимулировать к названию детьми изображённых предметов

- Создавать речевые ситуации

5. Начало развития игровой деятельности.

- Обучать различным действиям с игровыми предметами

- К концу третьего года вводить игрушки заместители

- Обогащать репертуар игровых действий с предметом

6. Развитие изобразительной деятельности.

- Предлагать варианты дорисовывания предметов

- Позитивно оценивать рисунки детей и поощрять стремление к изобразительной деятельности

7. Развитие восприятия.

- Рассматривать предметы, сравнивать их по размеру, цвету и форме

8. Развитие чувства самостоятельности.

- Поощрять инициативу детей к самостоятельности

9. Развитие чувства гордости и стыда.

- Не ругать детей

- Избегать негативных переживаний со стороны ребёнка и стремиться к установлению тёплых эмоциональных отношений с ним

10. Идентификация с именем и самооценка.

- Поощрять инициативу ребёнка и положительно подчёркивать его достоинства

11. «Кризис трёх лет».

- Находить посильные поручения

- Поощрять самостоятельность

- Проявлять терпение к ребёнку

Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах (младший возраст 3 - 4 года).

Психологические особенности детей. Организация деятельности.

1. Игра – ведущий вид деятельности.

- Обучать действиям с игрушками заместителями

- Разучивать различные игровые действия

- Развивать представление о том, во что можно играть с предметом

2. Интенсивно развивается восприятие (могут воспринимать 5 и более цветов) · Давать задания, ориентирующие детей на форму и цвет предметов

· В ходе выполнения конкретных заданий добиваться правильного названия форм и цветов

3. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление.

- Использовать механические устройства и игрушки

4. Начинает формироваться наглядно-образное мышление.

- Знакомить с преобразованиями предметов

5. Формирование эгоцентрической пространственной позиции.

- Моделировать передвижение объектов перпендикулярно линии взора ребёнка

6. Совершенствование воображения.

- Использовать ситуации, развивающие воображение

7. Поведение носит ситуативный характер.

- Держать под контролем ситуацию, в которой оказался ребёнок

Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах (средний возраст 4 - 5 лет).

Психологические особенности детей. Организация деятельности.

1. Дальнейшее развитие игровой деятельности (Освоение разных игровых ролей и игровых действий.

- Знакомить с разными игровыми ролями

2. Дальнейшее развитие воображения (формирование графических образов). - Использовать схематические изображения для их последующей детализации

3. Продолжает развиваться восприятие.

- Давать задания на классификацию предметов по форме, величине и цвету

4. Совершенствуется ориентация в пространстве.

- Давать задания на анализ положения объекта в пространстве и на плоскости листа

- Использовать задания, связанные с расположением на листе бумаги небольшого предмета в соответствии с указаниями взрослого

5. Интенсивно развивается образное мышление.

- Решать задачи на ориентирование в пространстве с помощью простых схем

- Организовывать наблюдения за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим схематическим изображением

6. Дальнейшее развитие речи (речь как предмет особой активности детей, которые занимаются словотворчеством).

- Стараться отвечать на вопросы, привлекать внимание детей к вопросам, заданным их сверстником

- Заложить традицию чтения книг

- Чтение одной сказки проводить несколько раз, ставить по её содержанию много вопросов

- Использовать сказки в других видах деятельности (разыгрывание по ролям, игры – драматизации, рисование и т. д.)

7. Моральное развитие.

- Оценка поведения ребёнка должна быть позитивной

- Указывая на недостатки ребёнка, нужно подчёркивать, что в целом педагог хорошо относится к ребёнку и хочет ему помочь

8. Дифференциация межличностных отношений.

- Регулировать отношения детей, помогать преодолевать трудности в общении

9. Развитие образа «Я» и его детализация.

- Организовывать игры – соревнования с ситуацией успеха

10. Начало формирования произвольного морального поведения.

- Не давать резких негативных оценок поведению детей, не допускать неожиданных резких криков с угрозой в адрес ребёнка

- Не игнорировать инициативы ребёнка при демонстрации им собственных достижений

Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группа (старший возраст 5 - 7 лет).

Психологические особенности детей. Организация деятельности.

1. Дальнейшее развитие игровой деятельности (выделяют две группы отношений – реальные и игровые). - Вводить нормы для игровой деятельности по распределению ролей

- Насыщать игровыми действиями не только центр, но и периферию пространства

- Включать в игровую деятельность всех детей

2. Продолжает развиваться восприятие (осваивают формы, цвета, углубляется представление о размерах).

- Систематизировать представления о цветах и формах предметов

- Вводить понятие меры длины и производить действия измерения с помощью меры

3. Дальнейшее развитие образного мышления (решение задач в наглядном плане, совершают преобразования объектов, оценивают последовательность взаимодействий групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу).

- Использовать наглядное моделирование различных ситуаций

- Знакомить с различными сторонами действительности

- Развивать представления об объектах, обладающих комплексом разных свойств

4. Формирование обобщений, развитие словесно-логического мышления и некоторых логических операций.

- Использовать задания на классификацию объектов по разным признакам

5. Развитие воображения (придумывают оригинальные и детализированные образы).

- Использовать задания по придумыванию рассказов по карточкам с рисунками

6. Развитие личности (развивается соподчинение мотивов, появляется произвольность в поведении, наблюдение, планирование собственной деятельности).

- Предлагать задания творческого характера

- Обеспечивать социальное признание результатов детского творчества

- Использовать в работе метод проектов

Рекомендации по поддержанию у ребёнка психологического здоровья.

1. Поддерживать у ребёнка положительную самооценку.

- Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки.

- Каждый ребёнок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться

2. Содействовать эмоциональному благополучию.

- В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия

3. Помочь ребёнку осознавать свои эмоции.

- Ребёнку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Димой и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него»

4. Помочь ребёнку контролировать эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребёнка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка.

5. Помочь ребёнку управлять своим временем, поведением.

- Давать ребёнку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать своё время

Публикации по теме:

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Психологические особенности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 февраля 2025 в 15:49
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Психологические особенности детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Чуянова (УИ 410036) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД