Папки-передвижки

Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение дошкольников к народному творчеству»

Наталья Сёмина
Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение дошкольников к народному творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение дошкольников к народному творчеству

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 4 п. г. т. Безенчук, муниципального района Безенчукский Самарской области, структурное подразделение детский сад «Ручеёу»

Семинар практикум для педагогов на тему:

«Приобщение дошкольников к народному творчеству».

Подготовила музыкальный руководитель:

Сёмина Наталья Николаевна

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Приобщение дошкольников к народному творчеству“» размещена в разделах

Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.

Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.

Если с раннего возраста, знакомить детей с народной культурой, с произведениями устного народного творчества, родной речью, жизнью и бытом русского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. Поэтому необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать детей в национальных традициях. Для детей одной из главных форм деятельности является игра. Через неё он осваивает мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создает особый колорит всей детской жизни.

«Мы на луг ходили»; «Шел король по лесу»; «Заинька выходи, серенький выходи; «Жучок-паучок;

Считалочка: Раз, два, три, музыкантом будешь ты!

Дети стоят, в кругу в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.

Дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом.

Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу).

Побежали, побежали, Побежали, побежали! (На слова «побежали» карусель меняет направление движения)

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

Раз-два, раз-два,

Расходитесь кто куда. Или (Вот и кончилась игра, (Закружилась голова)

(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).После этого дети бегут по кругу под РНП, после остановки музыки берут ленточку, тот кому не досталось становиться «Музыкантом» и игра продолжается.

Следующая игра называется «Пирог»

Дети встают в круг. Считалочкой выбирается игрок, который изображает «Пирог» Считалочка: Ани-бани, трукатани,

Едет баба по Рязани,

Она едет на печи,

Продает калачи.

Калач

Горяч,

Выходи,

Не плачь!

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» (На него одета шапочка) Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов» «Капустка».

Дети, берутся за руки, образуя собой длинную вереницу.

Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют:

Вейся вейся капустка моя

Вейся вейся белая

Как мне капустке виться

Как мне зимой не валиться!

Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» — поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице.

Когда все играющие проходят через «ворота», то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища.

Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

После этого действия последний стоящий участник в веренице остается стоять на месте, а весь хоровод «завивается» вокруг него, постепенно огибая и охватывая в кольцо все плотнее и плотнее, пока не получится своеобразный «вилок капусты».

Затем капустка уже начинает «развиваться», пока не придет опять в своё первоначальное исходное положение.

Игра все время сопровождается пением.

«Паучок».

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.

Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Паучок, паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.

Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь!

Подарки.

В центре круга стоит ребенок. Дети идут вокруг него хороводом, произнося слова:

Принесли мы вам подарки

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Ребенок выбирает одну из названных игрушек.

Кукла. Дети выставляют ногу на пятку и машут лентой, произносят слова: Кукла, кукла попляши,

Яркой лентой помаши. (2 раза)

Потом замирают на месте в позе куклы и ребенок выбирает понравившуюся куклу.

Конь. Дети скачут по кругу прямым галопом, произнося слова:

Скачет конь наш - цок да цок

Слышен цокот быстрых ног. (2 раза)

Дети замирают в позе коня. Ребенок выбирает себе коня.

Волчок. Дети кружатся на месте, произнося слова:

Вот как кружится волчок

Прожужжал и на пол лег. (2 раза) (в конце слов присаживаются на корточки) Ребенок выбирает себе волчок.

Самолет. Дети расставляют руки в стороны, бегут по кругу, произнося слова: Самолет летит, летит

Смелый летчик в нем сидит (2 раза)

Дети останавливаются в позе самолета и ребенок выбирает себе самолет.

Есть еще один малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевальных движений.

Итак, подговорки – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование подговорок способствует усвоению танцевальных движений.

Применение подговорок в непринужденной, игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Работать с ними удобно в любых условиях: в самостоятельной музыкальной деятельности, в часы досуга, на утренней гимнастике, в развлечениях, на музыкальных занятиях.

Ходит по двору петух,

Разговаривает вслух:

- Я хозяин во дворе

И бужу всех на заре.

Дети ходят по залу в свободном направлении, высоко поднимая колени и помахивая «крыльями»

в ритме четверостишия.

Дружно ножки выставляем,

Танцевать не устаем.

На веселый танец польку

Всех друзей своих зовем.

Поочередно выставляют вперед, то правую, то левую ногу на пятку. Одновременно раскрывают руки в стороны и возвращают

на пояс.

(движение для девочек)

На носок поставим ножку-

Как танцуем, посмотри.

А теперь дружок попробуй

Этот танец повтори.

Поочередно выставляют ноги вперед на носок.

Руками придерживают края юбочки.

Шёл мишутка по дорожке-

У него устали ножки.

Выполняют шаг вперед правой ногой,

рядом притопывают левой. Затем

повторяют движение с левой ноги.

Постоял, сел на пенек

Останавливают и опускаются

на правое колено

Больше он идти не мог!

Ложатся на пол – «падают на бок».

Боком, боком все шагаем,

В догонялки мы играем.

Делают правой ногой шаг вправо и приставляют левую ногу рядом

А теперь пойдем домой

По тропиночке лесной.

Делают левой ногой шаг влево

и приставляют правую

Прыг да скок, прыг да скок,

По тропиночке в лесок

Скачут весело ребята.

Скачут с ноги на ногу врассыпную по залу,

руки держат свободно.

Им поможет ветерок!

Останавливаются, машут руками над

головой крест-накрест и опускают

их через стороны вниз.

На диванчике качаюсь

И совсем не устаю.

Выполняют пружинку на двух ногах,

руки держат на поясе

Как пружинка, я сжимаюсь,

Раскручусь и упаду.

Приседают, обняв руками колени.

Ты раздайся, народ-

Меня пляска берет.

Выполняют ногами пружинки, руки широко разводят в стороны, затем ставят кулачки

на пояс – стоят «подбоченясь».

Я пойду попляшу,

Свой наряд покажу.

Поочередно выставляют ногу на пятку, кружатся на месте.

Ножки рядышком стоят,

Танцевать они хотят.

Легко пружинят на двух ногах,

руки держат на поясе.

Вправо-влево повернись,

Всем друзьям ты улыбнись.

Поворачивают корпус вправо-влево и широко раскрывают руки в стороны.

Раз-два-три-четыре-пять,

Повернусь к тебе опять.

Поворачивают корпус вправо-влево,

ноги держат прямо, руки на поясе.

Не ленись, улыбнись!

Грозят пальчиком

И со мною подружись.

Широко разводят руки в стороны

и обнимают себя.

Слон шагает по дорожке:

Топ, топ, топ, топ.

Идут медленно, высоко поднимая колени.

А за ним шагает кошка:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Легко бегут на носках.

(дробный шаг)

Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу,

Пляска русская моя

Держат кулачки на поясе и «топают»

на месте или по фразам: движутся

вперед-назад.

Замечательная!

Выполняют поворот на месте,

руки разводят в стороны.

(движение для мальчиков)

Сяду-встану, сяду-встану

И как мячик поскачу!

Приседать я не устану-

Я танцором стать хочу.

Ставят руки на пояс, немного приседают. Выставляют правую ногу на каблук и снова приседают. Выставляют левую ногу

на каблук и приседают.

Как я топну ногой

Да притопну другой!

Выходи, подружка, в круг,

Танцевать со мной, мой друг.

Кулачки держат на поясе «подбоченясь».

На каждый притоп легко пружинят.

Ты, гармошечка моя

Ноги из положения вместе разводят

в стороны «гармошкой» - чередуя носки и пятки.

Говорушечка!

Переносят вес тела на правую ногу и

три раза по ней хлопают. Затем переносят

вес тела на левую ногу и еще три раза

хлопают.

Ты раскрой свои меха

«гармошкой» сводят ноги в положение

вместе.

Да найди мне жениха!

Поочередно поднимают ноги, согнутые в колене, «стульчиком». Одновременно

сгибают руки вверх к плечам.

(движение для мальчиков)

Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать.

Притопывают правой ногой, подпрыгивая

на левой. Активно «помогают» себе руками:

держат скрещенные кулачки перед собой,

на притопе широко разводят их в стороны

и возвращают в исходное положение.

Козлик ножками стучит,

По-козлину кричит:

«Бээ-э-э!»

Делают руками «рожки» и выполняют

быстрые перетопы на месте.

Как я топну ногой

Да притопну другой!

Выходи, подружка, в круг,

Танцевать со мной, мой друг.

Кулачки держат на поясе «подбоченясь».

На каждый притоп легко пружинят.

К нам пришла собачка

Руки складывают перед собой, кисти держат свободно

Гав-гав-гав!

Выполняют три притопа или три хлопка в

ладоши по коленям, три прыжка на

двух ногах и т. п.

Рыжая собачка,

Гав-гав-гав!

Приподнимают руки над головой – держат

«ушки»

Она громко лает,

Гав-гав-гав!

Обхватывают ладонями обе щеки, качают

головой вправо-влево.

Нас она пугает,

Гав-гав-гав!

Грозят пальчиком

Как у наших у ворот

Пляшет весело народ.

Гармонист для всех играет,

Пеню звонко напевает!

На прыжке правой ногой «подбивают»

левую ногу назад, затем «подбивают»

левой ногой правую.

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

Выполняют прыжки на двух ногах; руки,

согнутые в локтях, держат перед собой,

кисти свободные

Веселились, веселились

Делают поворот в прыжке.

К вечеру все угомонились.

Приседают.

Снег-снежок, снег-снежок

Легкий и пушистый.

Обеими руками выполняют махи

над головой

Он на землю тихо-тихо

Падает, ложится.

Кистями выполняют короткие махи

вверх-вниз.

Носок-пятка, перетоп.

Носок-пятка, перетоп.

Вот какие молодцы-

Публикации по теме:

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный (с 25.02.2020 г. по 06.03. 2020г.) Актуальность: Актуальность заключается.

Семинар-практикум для молодых воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду» (Из личного опыта работы)Семинар-практикум для молодых воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду» (Из личного опыта работы) Цель: систематизация знаний молодых педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста. Задачи: Расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение дошкольников к народному творчеству»
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 13:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение дошкольников к народному творчеству»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сёмина (УИ 3498895) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД