Татьяна Лаукерт
Семинар-практикум для воспитателей «Организация гимнастики пробуждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей
На тему «Организация гимнастики пробуждения»
Цель: Обогащение и конкретизация знаний и умений об организации гимнастики пробуждения.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей ДОУ со структурой построения
комплексов гимнастики после сна.
2. Предложить педагогам
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Организация гимнастики пробуждения“» размещена в разделах
- Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика, побудка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
методику проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.
3. Предложить воспитателям примерные комплексы упражнений
гимнастики после сна.
Здравствуйте, уважаемые коллеги тема нашего семинара-практикума : «Организация гимнастики пробуждения».
Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок проснётся, зависит его настроение и самочувствие.
Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
Гимнастика пробуждения помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Важно проводить гимнастику после дневного сна в игровой форме, как и все оздоровительные мероприятия. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоровление детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА.
Основная цель гимнастики после дневного сна - поднять настроение и мышечный тонус детей, обеспечить профилактику нарушений осанки.
Поднятию мышечного тонуса способствуют
-физические упражнения;
-контрастная воздушная ванна;
- специальные водные закаливающие процедуры.
Во второй половине дня гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными
ваннами помогает поднять настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику
нарушений осанки и плоскостопия. Комплекс гимнастики после дневного сна не должен
дублировать утреннюю гимнастику. В основе подбора содержания этой гимнастики лежит учет
имеющегося у детей двигательного опыта и тематического содержания образовательного
процесса. Длительность проведения гимнастики 7- 15 минут. Организуя гимнастику пробуждения в детском саду, надо соблюдать принцип постепенного подъ ма детей под звуки музыки, вызывающей положительные эмоции.
Если не учитывать индивидуальных особенностей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому ребенку. Поэтому в гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами психогимнастики, самомассажа, аутотренинга и т. д.
Гимнастика пробуждения имеет определё нную структуру:
- пробуждение;
- разминка;
- упражнения в постели;
- массаж «точечный»;
- дыхательная гимнастика;
- хождение по массажной дорожке;
- водные процедуры.
Уважаемые коллеги, а сейчас мы с вами проведем гимнастику пробуждения.
Берем покрывало, расстилаем на пол и слушаем команду.
Комплекс гимнастики называется : «Забавные котята»
В кровати.
1) «Котята просыпаются». И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. В. : поднимают правую руку, затем левую, потягиваются, в и. п. (потянули передние лапки).
2) «Потянули задние лапки». И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. В. : приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.
3) «Ищут маму-кошку» И. п. : лежа на животе. В. : приподнять голову, поворот головой влево-вправо, в и. п.
4) «Котенок сердитый» И. п. : стоя на четвереньках. В. : приподняться, выгнуть спину «дугой», голову вниз «фыр-фыр».
б) «Котенок ласковый» И. п. : стоя на четвереньках. В. : голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.
5) «Котята моют лапки» И. п. : сидя по-турецки. В. : трите ладони друг о друга, пока они не стали тёплыми.
6) «Котята умываются» И. п. : то же. В. : мягкими движениями поглаживать шею от шейных позвонков к гортани (6—8 раз). Растирание: дети начинают с шеи, затем руки и ноги, голени, бедра.
Молодцы.
После гимнастики в постели переходим в игровую комнату, где и выполняем упражнение по тропе здоровья.
Идем по массажному коврику, далее проходим по ребристой доске, следы, хождение по пробкам. Молодцы. Закончили. Проходим делаем круг и становимся друг за другом.
В старшем дошкольном возрасте в комплекс гимнастики пробуждения входит самомассаж.
Массаж спины «Дождик»
Движения выполняются в направлении сверху вниз.
Дождик бегает по крыше -
Бом! Бом! Бом! (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.)
По веселой звонкой крыше -
Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками.)
-Дома, дома посидите -
Бом! Бом! Бом! (Легко постукивают кулачками.)
Никуда не выходите -
Бом! Бом! Бом! (Растирают ребрами ладоней, «пилят».)
Почитайте, поиграйте -
Бом! Бом! Бом! (Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи.)
А уйду - тогда гуляйте.
Бом. Бом. Бом. (Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.)
Затем дети поворачиваются на 180° и повторяют массаж.
Молодцы.
Надеюсь, вы получили положительный настрой.
А сейчас мне бы вам хотелось показать комплекс оздоровительной гимнастики, вы можете посмотреть его у себя. (у каждого комплекс на руках)
1. Комплекс разминки после сна:
Мы проснулись,
Мы проснулись.
Сладко, сладко потянулись.
Всем ребяткам улыбнулись.
Мы проснулись, потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись.
1. Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видят всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
2. «Потягушки». и. п. - лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать вдох. Вернуться в и. п. - выдох.
3. «Посмотри на дружочка». и. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища, голова прямо. повернуть голову вправо, вернуться в и. п. то же влево.
3. И. и. -лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять прямые ноги вверх.
4. «Брёвнышко» и. п. -лёжа на спине, руки вверх, перекат со спины на живот, перекат с живота на спину.
5. «Шлакбаум» и. п. -лёжа на животе, руки вдоль туловища, поднять правую ногу; и. п. поднять левую ногу
6. «Сильные ножки». и. п. - сидя, ноги вместе, руками упор сзади. поднять правую ногу согнутую в колене. вернуться в и. п. то же левой ногой.
Возле кроватей.
И. п. - о. с. руки на поясе, перекат с пятки на носок, с носка на пятку.
2. Дыхательные упражнения:
«Гуси». на вдохе наклон вперед: глядя вперед и вытягивая шею, произносить «ш-ш-ш».
«Насос». сделав вдох, резко наклониться на выдохе, скользя по ноге двумя руками, произнести «с-с-с)
3. Ходьба по массажным коврикам.
4. «Лепестки»
Дети идут по «дорожке здоровья», состоящей из разных по качеству поверхности «лепестков».
Вот цветочки, посмотри, потеряли лепестки.
Мы по ним пойдём, наши ножки разомнём.
Этот гладкий лепесток,
Есть колючий хвощ-цветок.
Колокольчик – синий цвет
С язычком, а звону нет.
Есть шершавый лепесток,
Ландыш – беленький звонок.
5. Движения выполняются в направлении сверху вниз (от периферии к центру).
Дождик бегает по крыше – бом! бом! бом! (Дети встают «паровозиком» и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.)
По весёлой звонкой крыше – бом! бом! бом! (Постукивают пальчиками.)
Дома, дома посидите – бом! бом! бом (Легко постукивают кулачками.)
Никуда не выходите – бом! бом! бом! (Растирают рёбрами ладоней – «пилят».)
Почитайте, поиграйте – бом! бом! бом! (Разминают пальцами плечи впереди стоящего ребёнка.)
А уйду – тогда гуляйте… Бом… Бом… Бом… (Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.)
Если у вас вопросы по данной теме?
Еще раз хочу отметить, что гимнастику после сна интереснее и эффективнее проводить в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Принимая определенный игровой образ, дети лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, я вы можете одновременно решить несколько задач: оздоравливать детей, развивать у них двигательное воображение, формировать осмысленную моторику. И все это будет доставлять им огромное удовольствие и радость.
Всем спасибо. Будьте здоровы!