ольга володина
Семинар-практикум для воспитателей «Индивидуализация образовательного процесса в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 34 п. Селекция
607686, Нижегородская область
Кстовский район, п. Селекционной станции 8(83145) 65-105
Семинар-практикум «Индивидуали*зация образовател*ьного проце*сса в ДОО»
Дата проведения: 22.10.2020 г.
Старший воспитатель : Володина Ольга Павловна
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по проблеме индивидуализации образовательного процесса.
Задачи:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Уточнить представления педагогов о понятиях «индивидуализация образовательного процесса», «индивидуальный подход», ихотличиях.
2. Расширять знания воспитателей по составлениюиндивидуальной образовательной программы.
3. Упражнять воспитателей в составлении характеристики на дошкольника. Тема семинара-практикума «Индивидуализация образовательного процесса в
ДОУ».
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Понятия «индивидуализация», «индивидуальный подход», «индивидуальная образовательная программа».
2. Индивидуальная образовательная программа.
3. Характеристика на ребенка дошкольного возраста.
- Что такое «индивидуализация образовательного процесса», «индивидуальный подход»?
Высказывания педагогов. Работа с определениями.
Посмотрите на таблицу, которая дает сравнение понятий «индивидуализация», и «индивидуальный подход». Проанализируйте таблицу и скажите: в чем разница между индивидуализацией и индивидуальным подходом?
Индивидуальный подход и индивидуализация
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Л. В. Свирская)
Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности. Цель: организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии.
Способы общения: признание права Способы общения: прямое обучение в
выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности. соответствии с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата.
Тактика: сотрудничество и партнерские отношения. Тактика: диктат и опека.
«Хороший ребенок» - инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий. «Хороший ребенок» - следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действий.
Убеждение: ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром, самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта. Убеждение: ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых – наиболее ценный способ развития.
Вывод: индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способности к импровизации, постоянному осмыслению происходящего. Вывод: индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы).
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.
Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в образовательном процессе.
Все дети обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития.
Индивидуальные особенности, которые воспитатель может выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, уровень развития, способности (потребности, сильные стороны, характер и темперамент, интересы и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка, а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия.
В целом в образовательном процессе происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка (индивидуализация).
В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей, особенности межличностного общения и другие характеристики, в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом, - это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется:
- умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей;
- время для игр и самостоятельных занятий;
- готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когдаони нужны. Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющие потребности детей в данной подгруппе, педагог помогает детям
почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.
Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также к тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.
В соответствии с ФГОС ДО, рекомендовано осуществлять образовательный процесс с построением индивидуального плана поддержки развития каждого ребенка или индивидуальной программы сопровождения дошкольников.
Форма составления индивидуальной образовательной программы может быть различной. Тем не менее, существуют параметры, которые обязательно должны содержаться в ИОП:
- обозначение направления работы;
- задачи, которые ставятся в рамках данного направления;
- методы и приемы, формы работы, с помощью которых данные задачи могут быть реализованы, ресурсы;
- кто участвует в реализации поставленных задач;
- сроки, в течение которых данную задачу предполагаетсяразрешить; - результаты реализации поставленной задачи.
Задачи определяются в рамках каждого отдельно взятого направления. Каждая задача ставится как прогнозируемый результат, т. е. она должна быть доступна для данного ребенка и проверяема. Поставленные задачи должны быть рассчитаны на потенциальный уровень ребенка (на зону ближайшего развития).
Алгоритм работы по реализации индивидуальной образовательной программы :
- входная диагностика, анализ полученных результатов;
- составление ИОП, планирование мероприятий с воспитанником, родителями;
- непосредственная реализация ИОП;
- промежуточный контроль за эффективностью работы: повторная
промежуточная диагностика, корректировка программы (еслинеобходимо); - продолжение реализации ИОП с учетом корректив;
- подведение итогов: заключительная комплексная диагностика, ее анализ;
- заключение о выполнении программы, выводы, рекомендации. Одним из важных этапов при написании ИОП является составление характеристики на дошкольника. На слайде представлены рекомендации по составлению характеристики. Работа в парах. Используя шаблоны характеристик, составить характеристику на одного ребенка вашей группы, подчеркивая нужные фразы в тексте. Представление результатов работы педагогов в парах.
Глоссарий
Индивидуализация обучения – один из дидактических принципов, предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личностные особенности обучаемых, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и др. факторы, оказывающие влияние на успешность обучения.
Индивидуальная образовательная программа (ИОП) – программа образовательной и иной деятельности, направленная на личностное, интеллектуальное развитие, разработанная и реализуемая педагогом на основе личностных, образовательных потребностей, запросов ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут – личная программа действий обучающегося на некотором отрезке обучения: от нескольких минут и часов до недель и даже месяцев; от отдельной части, темы, раздела до целого предмета.
Образовательная среда – социокультурная, в том числе педагогическая среда, среда, в которой должна или может быть реализована образовательная
деятельность, в том числе деятельность по формированию и реализации индивидуальной образовательной программы.
Педагогическое сопровождение – взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных
условий воспитания и обучения.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по
сравнению с показателями других людей.
Способности – индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, имеют отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности и обеспечивают легкость и быстроту приобретения умений и навыков.
Литература
1. Борохович Л. Ю. Реализация принципа индивидуализации в ДОО//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. - № 11. – с. 21-29
2. Васильева Т. Н. Как развивать и поддерживать одаренного ребенка//Справочник педагога-психолога. – 2012. - № 5. – с. 40-44.
3. Кузьмин С. В. Индивидуальная образовательная программа воспитанника ДОУ//Управление ДОУ. – 2013. - № 1. – с. 76-89.