Людмила Жданова
Семинар-практикум для воспитателей «Финансовая грамотность дошкольника. Формирование основ экономической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для воспитателей «Финансовая грамотность дошкольника. Формирование основ экономической культуры».
Цель: повышение финансовой грамотности педагогов.
Задачи:
Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Финансовая грамотность дошкольника, Формирование основ экономической культуры“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию. развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности ; умение работать в коллективе;
Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека
Ход педсовета
Мы сегодня рассмотрим два вопроса
1-е экономическое воспитание дошкольников
2-е Утвердить парциальную программу по экономическому воспитанию дошкольников.
1-й слайд Сообщение темы педсовета.
2-й слайд.
Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?
3-й слайд. Экономическое образование - понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса.
Т. е. если говорить проще, то мы формируем у воспитанников можно сказать такое хозяйственное отношение к материальным и духовным ценностям.
4-й слайд Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
С целью повышения финансовой грамотности населения в целом
5-й слайд 25 сентября 17года Председателем правительства РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым утверждена стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 год.
6-й слайд Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Вопрос, кто из вас считает себя финансово грамотным человеком?
7-й слайд Что нужно понимать под финансовой грамотностью воспитанников?
8-й слайд Финансовое обучение и воспитание детей в детском саду - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. (если экономическое образование мы воспитываем параллельно с другими областями воспитательной направленности, просто мы ни когда не озвучивали экономическое воспитание) А ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Финансовая грамотность – это качество человека, которое показывает степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Например, в нашей стране не много кто знает какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой жизни.
9-й слайд
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
В это время главные детские черты - любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом - огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей
И так какие средства, методы и формы мы будем
Использовать что бы развивать у воспитанников качества финансово грамотных людей?
10-й слайд
Те же какие и используем.
Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. На языке игры.
11-й слайд
Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я».
Если ребенок будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.
Сегодня мы вам предлагаем, отправиться в увлекательное путешествие в «игровой мир экономики».
Практическая часть семинара
1. Разминка «Да или нет»
Ценность вещей уменьшается при их изобилии. Да
Полезность любой вещи можно измерить. Да
Потребности человека ограничены. Нет
Цена и ценность - разные понятия. Да
Когда цены растут, покупательная способность денег растет. Нет
Главные денежные операции совершаются в экономике только за наличные деньги. Нет
Банк может находится только в государственной собственности. Нет
Экономические загадки :
(в процессе раздаются монетки)
• Люди ходят на базар: там дешевле весь…. (товар)
• На товаре быть должна обязательно…. (цена)
• Коль трудился круглый год, будет кругленьким …. (доход)
• Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить ….(налоги)
• Приносить доходы стал в банке папин …. (капитал)
• На рубль-копейки, на доллары-центы, бегут, набегают в банке (проценты)
• Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой…. (вклад)
• Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы …. (ссуду)
• Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся…. (залог)
• И врачу и акробату выдают за труд…. (зарплату)
• Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без (рекламы)
Видео стихотворения «Реклама»
(педагоги рассаживаются по командам «Рублики» и Копеечки)
2. Задание. Предлагается прочитать пословицы и распределить их на группы: (раздать кошельки)
(побеждает та команда, которая допустит меньше всего ошибок)
1. - Пословицы и поговорки про деньги;
2. - Пословицы и поговорки о бережливости;
3. - Поучительные пословицы и поговорки;
4. - Об отношении к деньгам;
5. - О деньгах детям, отношения к материальным средствам;
6. - денежные взаимоотношение в народе.
12 – 17 й слайд проверка
3. ЗАДАНИЕ «У кого больше»
Перечислите игры способствующие развитию экономических знаний и навыков (выигрывает та команда, которая перечислила большее количество)
(побеждает та команда, которая последняя назовет игру)
«Семья», «Семья», «Дочки-матери» «Столовая», «Кафе» «Поликлиника» («Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога» ,«Космос», «Пароход» .«Зоопарк». «Аптека» ,«Ветеринарная лечебница» ,«Дорожное движение», «Водители». «Магазин» ,«Гости» ,«День рождения» ,«Почта» ,«Ателье», «Монополии».
4. ЗАДАНИЕ Физкультминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
5. ЗАДАНИЕ «Валюта стран мира»
(побеждает та команда, которая допустит меньше всего ошибок)
Биткойн Доллар Евро Фунт Стерлингов Иена Юань Рубль Шекель Рупия Тугрик Франк
18-й слайд проверка
6. ЗАДАНИЕ Подвижная игра «Выбор профессии»
Цель: развивать ловкость, скорость реакций, умение бросать и ловить мяч, быстро реагировать и отвечать на вопросы.
Оборудование: резиновый мяч.
Ход игры: дети становятся в круг, воспитатель занимает место в центре круга, в руках держит мяч. Называет профессию и кидает мяч произвольно в руки ребенка. Дошкольник, поймавший мяч, должен сказать, какую работу выполняет представитель данной профессии (например, композитор — сочиняет музыку, после чего возвращает мяч ведущему. Если ребенок затрудняется ответить, то он выходит из круга, а мяч заново разыгрывается ведущим. Выигрывает тот из детей, кто останется в кругу вдвоем с ведущим.
Автомеханик
Бухгалтер
Ветеринар
Геронтолог
Дипломат
Журналист
Звукорежиссер
Инкассатор
Курьер
Логист
Менеджер
Педагог
Токарь
Фермер
Шоколатье
Этнограф
7. Игра «Зашифрованная пословица» (раздать рисунки)
Педагоги отгадывают пословицы по картинке и объясняют их смысл.
(побеждает кто быстрее и без ошибок)
19-й слайд проверка
«Денег куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережёт», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
8. «Экономика в сказках»
(Вопросы по очереди к каждой команде)
1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).
7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).
9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).
Подсчет монет.
Награждение и вручение сертификатов.
Рефлексия (монетки на входе в капилочки)
Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей. Вместе с тем отметим, что есть такие проблемы, в частности проблема экономического воспитания, когда родители могут многому научить самих педагогов.
Надеюсь, что практическая апробация методической разработки позволит сделать выводы о том, что заниматься финансовой грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее.