Виктория Розум
Семинар-практикум для родителей «Коррекция речевых нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей
«Коррекция речевых нарушений»
Данное мероприятие разработано для родителей воспитанников, имеющими нарушения речи.
Форма проведения: собрание-практикум.
Цель: формирование единого образовательного пространства «детский сад – семья».
Задачи:
1. Установление партнерских отношений с семьей ребенка с нарушением речи, создание атмосферы общности интересов.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Коррекция речевых нарушений“» размещена в разделах
2. Пробудить в родителях интерес и желание участвовать в коррекции речи своего ребенка.
3. Знакомство родителей с артикуляционной гимнастикой и методикой ее выполнения.
4. Обучение родителей графическим диктантам.
Участники: родители воспитанников, учитель-логопед, воспитатели.
Материал и оборудование: карточки, с описанием артикуляционных упражнений. Листы для выполнения графического диктанта.
Предварительная работа:
1. Разработка сценария собрания-практикума.
2. Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения мероприятия.
3. Анализ литературы по вопросу значимости роли родителей в речевом развитии детей.
План проведения:
1. Доклад учителя-логопеда на тему: «Причины речевых нарушений».
2. Практикум для родителей
3. Подведение итогов собрания-практикума.
Основная часть
1. Сообщение учителя-логопеда
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь. Хорошее знание русского языка необходимо ребёнку для изучения других предметов, для овладения программой детского сада, а в последующем - школы.
Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребёнка» (А. И. Сорокина). Чем внятнее и выразительнее речь, тем легче высказывать свои мысли, тем глубже и богаче возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а следовательно, и его личность в целом.
Всё это предъявляет большие требования к качеству речи человека. Поэтому в основную задачу детского сада (всестороннее развитие детей дошкольного возраста) обязательно включается развитие полноценной речи у ребёнка. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение всевозможных ее недочетов.
В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения. В последние десятилетия положение дел в этом отношении резко ухудшилось, о чём свидетельствуют статистические данные. Осложнённой считается картина задержки речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов. Это может быть токсикоз во время беременности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесённые будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности. Причиной могут быть и преждевременные роды, «кесарево сечение», затяжные роды, асфиксия и т. п.
Неблагоприятные роды, как правило, ведут к родовым травмам неврологического характера. Следствием их является синдром повышенного внутричерепного давления, неврозоподобный синдром, синдромы двигательных расстройств речи и прочие. Если что-либо из вышесказанного повлияло на развитие речевых центров в коре головного мозга, речевое развитие ребенка будет отставать. Он начинает говорить после 2-3 лет.
Негативными в плане развития речи ребенка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, заболевания ЖКТ в раннем периоде его развития (до 2.5-3 лет).
Не последнюю роль в речевых дефектах играют наследственные факторы. Причиной нарушения речи может служить и снижение слуха.
Существуют также и видимые причины, которые можно определить самим. Это различные врожденные или возникшие в результате травм расщелины неба, губ, деформация зубов. Сюда же относится и неправильный прикус, когда верхняя или нижняя челюсть заметно выдается вперед. Соски-пустышки часто формируют неправильный прикус.
Раньше для предупреждения и устранения у детей недостатков речи ограничивались лишь требованием правильной речи окружающих, в том числе и воспитателей. Теперь же вопрос о систематической специальной работе над обучением детей правильной речи стал одним из приоритетных в детских садах
Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимания его сущности, что даёт возможность применения наиболее эффективных средств его преодоления.
Коррекция нарушения звукопроизношения дошкольников строится на основе логопедии - специальной работы, педагогической науки о предупреждении преодолении несовершенств речи. В этой работе различают две системы. Одна из них применяется в специальных детских садах для детей с ТНР, другая – в дошкольных образовательных организациях.
Задача логопедической работы - способствовать предупреждению расстройств речи, помочь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные, а иногда и патологические недостатки речи, разрабатывать и совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.
Приоритетными принципами коррекционно-логопедической работы с детьми являются:
-индивидуализация;
-разносторонность;
-комплексность;
-систематичность коррекционно-педагогического воздействия.
Индивидуализация логопедического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения учителем-логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его речевом развитии. Задачи индивидуальных занятий определяются исходя из клинического диагноза, структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями.
Разносторонность логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, которые прямо или косвенно мешают нормальному развитию их речи. При этом обязательно должны быть приняты во внимание закономерности как общего психического, так и речевого онтогенеза. Нацеленность учителя-логопеда не только на устранение выявленного у ребенка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств и способов - залог успешности логопедического воздействия.
Вместе с тем анализ разных сторон психофизического развития детей, его потенциальных возможностей и опора на них при планировании и проведении педагогического воздействия должны стать приоритетными задачами не только учителя-логопеда, но и всех участников коррекционного процесса - педагогического коллектива ДОО, родителей. Тема самым обеспечивается комплексность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей речевой работы не только непосредственно, но и опосредованно, с использованием для этого различных видов детской деятельности. На основе рекомендаций учителя-логопеда и в тесном сотрудничестве с ним педагоги и родители создают обогащенную предметно-развивающую и поддерживающую речевую среду в дошкольном учреждении и в семье. Это позволяет оказывать коррекционно-логопедическую помощь детям как параллельно образовательному процессу, так и в его контексте за счет активного привлечения внимания к речевому развитию ребенка близких ему взрослых и их равноправного партнерства в коррекционно-образовательном процессе.
Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Для правильного воспитания педагоги разработали и предложили специальные пособия и дидактические материалы.
Константин Дмитриевич Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с педагогами. он подчеркивал роль матери, которая ближе всего к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности.
Вовлечение родителей в процесс педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития ребенка.
Практическая часть
2. Многие из вас обеспокоены состоянием звукопроизношения своего ребенка. Действительно, к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьезных опасений
Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.
Артикуляционная гимнастика – это труд, серьезная работа для ваших детей. Это серьезные тренировки, которые требуют концентрации внимания и приложения усилий.
Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
Улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проходимость);
Улучшить подвижность артикуляционных органов;
Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
Увеличить амплитуду движений;
Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Запомните правила выполнения артикуляционных упражнений.
1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день; лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее часа.
2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений. Снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.
3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
5. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
Проведение мастер-класса родителями по выполнению артикуляционной гимнастики.
Каждый из родителей по очереди тянет билет-карточку, читает описание и показывает предложенное на карточке упражнение. Учитель-логопед уточняет и контролирует правильность его выполнения. Затем родители отрабатывают данный артикуляционный уклад.
Теоретическая часть (продолжение)
3. Рассказ учителя-логопеда
Во время занятий с детьми, традиционными стали у нас пальчиковые игры и упражнения. Зачем же нужно развивать мелкую моторику?
Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук – один из показателей психического развития ребенка.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и психологической готовности ребенка в школе.
Мелкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, мышления и речи, пространственных представлений.
В старшем дошкольном возрасте, работе по развитию мелкой моторики и координация движений руки должна стать важной частью подготовки в школе, в частности к письму. А уровень развития мелкой моторики может стать одним из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, словесно-логическое мышление.
Важно помнить, что неподготовленность к письму и недостаточное развитие мелкой моторики рук могут привести к большим умственным и физическим нагрузкам, вследствие чего у ребенка возникнут негативное отношение к учебе, тревожное состояние в школе.
Для подготовки руки к письму хорошо подойдут такие виды работ, как:
• Раскрашивание картинок;
• Обведение плоских фигур;
• Обведение трафаретов;
• Рисование различных линий: прямых и фигурных;
• Рисование по контуру, по клеточкам и по точкам;
• Выполнение штриховок;
• Графический диктант.
Проведение мастер-класса родителями по выполнению графического диктанта и выполнению пальчиковой гимнастики. Упражнение: «Пальцы - дружная семья!»
4. Подведение итогов семинара-практикума.
.