Погребнова Елена Владимировна
Семинар-практикум для родителей «Чудо шарики» (с использованием Су-Джок терапии)
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил: Погребнова Е. В., учитель-логопед МБДОУ «Ягодка», г. Ноябрьск, ЯНАО
Цель: обучение родителей применению нетрадиционной методики в речевом развитии детей в домашних условиях.
Задачи:
1. Познакомить родителей с использованием нетрадиционных технологий в речевом развитии детей;
2. Повысить уровень профессиональной компетентности родителей, их мотивацию на системное использование в практических занятиях дома нетрадиционных технологий.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Чудо шарики“ (с использованием Су-Джок терапии)» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Родительские собрания в детском саду
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Участники: родители детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Ход семинара-практикума.
Здравствуйте, уважаемые родители. Мне бы сегодня хотелось поближе познакомить вас с одной из инновационных технологий - Су Джок терапией, которая также относится и к здоровьесберегающей технологии. Что такое Су Джок?
В переводе с корейского языка «Су» - кисть, «Джок» - стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах.
Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Су Джок – это в первую очередь самомассаж, который не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии.
За речь у человека отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга: зона Вернике (восприятие речи) и зона Брока (произношение).
Для стимуляции речевого развития необходимо воздействовать на точки соответствия головному мозгу.
Технология интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только специально обученным людям, но и дома самим родителям (Демонстрирую массажёр Су – Джок).
Этот кругленький дружок
называется Су-Джок.
Этот шарик разноцветный
покатаем мы в руках,
Чтобы легче было думать,
сила чтоб была в руках.
Покатаем по ладошкам,
он откроется вот так!
Там, волшебное колечко
Ни большое, ни малое,
В гости к пальчикам заходит
Всем оно подходит.
Попробуйте покатать его между ладонями – тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма, увеличивая работоспособность. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Это первый приём Су-джок терапии – массаж специальным шариком.
Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находится одно специальное кольцо, сделанное из металлической проволоки, им можно свободно проходить по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Колечко нельзя растягивать иначе оно потеряет массажные свойства, так же нельзя оставлять на пальце без движения, оно сдавливает. Это второй приём – массаж эластичным кольцом.
Техника массажа проста: кольцо надевается на палец руки и прокатывается либо по всему пальцу, либо по его части до появления ощущения тепла в массируемой области. Процедура кольцевого массажа не требует больших усилий, безболезненна и приятна.
В своей коррекционно-логопедической работе я активно использую приемы Су - Джок терапии для развития мелкой моторики пальцев рук; в качестве пальчикового массажа; для развития фонематического слуха и восприятия; автоматизации звуков в слогах, словах, фразах; для развития лексико-грамматического строя речи; для совершенствования навыков пространственной ориентации, развития памяти и внимания, а также с целью общего укрепления организма. Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Су – Джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей. Поэтому я рекомендую данную инновационную технологию к использованию в работе с детьми дома.
Давайте поиграем и рассмотрим некоторые формы работы с детьми:
1. Пальчиковые игры, массаж Су – Джок шариками (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).
• Я мячом круги катаю,
Назад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
• «Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.
• «Пинцет»
Дружат пальчики, не тужат
Им пинцет очень нужен.
Эй, кто ловкий, не зевай
Пинцетом шарик поднимай.
(Растопырить пальчики и поднимать шарик прямыми пальцами : большим-указательным, указательным-средним, средним-безымянным, безымянным-мизинцем, как пинцетом поочередно правой и левой рукой).
• «Орешек» (у детей в руках Су-Джок-шарик).
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Орешек в руку ты возьми,
В ладошке бережно сожми.
Две секунды отдохни,
А теперь сильней сожми.
Две секунды отдохни,
И опять сильней сожми.
В другую ладошку переложи,
Упражнение повтори.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, упражнение выполняется колечком - пружинкой сначала на правой руке, затем на левой, надевая на каждый пальчик руки).
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Развитие фонематического слуха и восприятия. «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук», «Телеграфисты».
4. Использование Су – Джок шариков при автоматизации звуков.
«Ты колечко надевай, фразу верно повторяй», «Повтори-не ошибись!»
Можно предложить поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука). Например, на звук Ш:
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец).
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
5. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Один-много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Я знаю 5 предметов.» и т. д.
«Ловко с шариком играем и предлоги называем».
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно : красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
6. Использование Су – Джок шаров на совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в собственном теле, развитие памяти, внимания.
1) «Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»
- дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки,
возьми шарик в правую руку, и спрячь за спину и т. д.
2) «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»
- ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
3) «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»
4) «Кулачки» - сжать шарик Су-Джок в правой ладони, крепко обхватив всеми пальцами; удерживать 5 сек. (на счёт 1-5, переложить в левую ладонь, крепко сжать.
Мячик я держу в руке - зажимаю в кулаке,
Раз, два, три, четыре, пять
Буду я его катать!
4) «Ловкие пальцы» - указательным и большим пальцем правой руки удерживать шарик и передавать его в соответствующие пальцы левой руки. Затем шарик удерживать большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем и передавай в соответствующие пары пальцев другой руки.
5) Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
7. Использование шариков для звукового анализа слов
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов : красный, синий, зеленый. По заданию педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
8. Прокатывание шариком по написанной букве.
9. Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.
10. Но есть и другое применение массажным шарикам. Их используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия, при обучении счету и т. д.
Можно использовать следующие игры : «Разложи шарики по цвету», «Найди все синие» (красные, желтые, зеленые, «Сделай разноцветные шарики» (сине-красный, зелено-желтый).
11. Кроме того, Вы можете делать малышу массаж и одновременно рассказывать занимательную сказку о «колобке», о «рукавичке» и т. д.
Вот таким нестандартным и интересным способом мы не только занимаем ребят, но и развиваем речь, так как движения пальцами и развитие речи тесно связаны. Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии.
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются :
- высокая эффективность (при правильном применении наступает выраженный эффект);
- абсолютная безопасность (неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно);
- универсальность (Су- Джок терапию могут использовать родители в домашних условиях.
Мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и пожелать всем творческих успехов.
Список использованной литературы :
1. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38.
2. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94
3. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии : Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
6. Пак Чже Ву. «Су- Джок для всех», Москва, 2009г. – 136с.