МААМ-картинки

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Готовимся к школе»

Ольга Бакирова
Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Готовимся к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Дружба» г. Новоузенска

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

для родителей будущих первоклассников "ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ "

педагог-психолог Букреева А. В.

учитель-дефектолог Бакирова О. В.

учитель-логопед Глухова И. П.

г. Новоузенск 2018

Публикация «Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников „Готовимся к школе“» размещена в разделах

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ "

Цель:

Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников.

Задачи:

•Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.

•Активизировать родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю в домашних условиях.

•Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.

• Развивать у родителей навыки рефлексии.

Предварительная работа:

Изучение психолого-педагогической литературы.

Подбор игр и игровых упражнений.

Оформление стендовой информации «Готовимся к школе».

Ход семинара-практикума :

Педагог-психолог:

Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть сегодня здесь, с нами. Сегодня мы продолжим с вами разговоры о готовности наших детей к школе.

Педагог-психолог: Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «нет», если не согласны.

Проводится игра «Да – нет»

Скажите громко и хором, друзья Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь? (нет) Я вас понимаю… Как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я Активными все будем? (да)

Педагог-психолог: Ну, а теперь давайте познакомимся.

Я по кругу буду передавать игрушку, у кого игрушка окажется в руках, тот отвечает на два вопроса:

- Как ваше имя, или имя вашей семьи.

- Почему визитка оформлена именно так?

Попытаться объяснить, почему акцент сделан именно на такой цвет? (Ответы родителей.)

Вот мы с вами выяснили какие трудности у нас имеются, а теперь попытаемся выяснить как можно их преодолеть?

Педагог-психолог: У многих родителей поступление ребенка в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни каждого ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе, главным в его жизни становится учеба, образовательная деятельность.

Центральным компонентом готовности ребенка к школе является уровень развития познавательной сферы, который является ведущим фактором успешности овладения ребенком образовательной программой начальной школы, его социальной адаптации к новым условиям образования. Роль семьи в подготовке ребенка к школе значительна, неоценим и вклад родителей в личностно – мотивационную подготовленность дошкольника к школьной жизни, их уверенность в успешности своего ребенка. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Психологи утверждают, что до 7 лет дети и родители тесно связаны эмоциональной связью переживания родителей передаются детям. Я предлагаю Вам выполнить задание, которое позволит определить степень вашего беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением ваших детей.

Педагог-психолог: Для того, чтобы нам легче было общаться друг с другом, и напомнить о себе предлагаю вам сделать визитную карточку, презентацию себя, своей семьи. Каждому из вас предоставляется удивительная возможность, которая обычно недоступна в реальной жизни – выбрать имя себе или назвать свою семью по особенному.

Ведь часто бывает – кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями, кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, или хочется, чтобы обращались необычно и ласково.

У вас есть 5-10 минут для того, чтобы выбрать для себя игровое имя и оформить визитку, работая над оформлением визитки делайте акцент на цвета по следующему принципу:

зеленый цвет: «Владею достаточной информацией по вопросу готовности ребенка к школе»;

желтый цвет: «Владею недостаточным объемом информации по вопросу готовностиребенка к школе»;

красный цвет: «Не владею информацией по вопросу готовности ребенка к школе».

Упражнение «Снежинка»

Педагог-психолог:

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию.

Перед вами у каждого на столе лежит салфетка. Все салфетки одинаковой формы, размера, качества, цвета. (Демонстрация салфетки).

Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите салфетку пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите салфетку пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок.

Педагог-психолог:

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые.

Нашли? (Ответы родителей).

Как вы думаете, почему?

Педагог-психолог:

Можно сделать вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая. Каждый из вас индивидуален. Это мы увидели даже из оформления ваших визиток. Вы использовали разные цвета, по-разному украсили свои визитки. Также и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества. Но каждый из них уникален по-своему. Один из них уже вполне самостоятелен. Другому – достаточно напомнить и он сам все выполнит. Третьему ребенку следует показать, и онбудет действовать, подражая взрослому. А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действия, чтобы он понял. На другой стороне вашей визитки я попрошу вас написать свои желания каким бы вы хотели видеть своего ребенка в школе.

Педагог-психолог:

Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, к сожалению, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами приближаться к намеченной цели. Как же реализовать наши желания? Как подготовить ребенка к школьному обучению? Ведь все дети разные, и как найти способ подходящий именно моему ребенку. Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. Игра – это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением. И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.

Сейчас я попрошу вас выйти в центр зала и встать в круг.

Игра «Действуй по инструкции»

Педагог-психолог:

Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Инструкция: потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, наклонитесь, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорошо»!

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)

Педагог-психолог:

В этой игре у ребенка развивается внимание, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.

Учитель-логопед:

«Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Перечислим их:

•сформированность звуковой стороны речи — владение правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп;

•полная сформированность фонематических процессов — умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка;

готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи — умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа «ауи»;

•анализ обратного слога (гласный — согласный) типа «ап»;

•умение слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

•знать и верно произносить гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки;

•сформированность грамматических категорий и связной речи — правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением;

•умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных;

•умение пользоваться развернутой фразовой речью, работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам, владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание первоначального текста; самостоятельно составлять рассказ-описание.

Учитель-логопед

Игра «Угадай звук»

Инструкция учителя-логопеда

— называя картинки, родители определяют и называют встречающийся в словах одинаковый звук;

Учитель-логопед

Игра «Летит — едет — плывет».

«Сейчас я буду называть различные предметы. Если предмет летит — машем руками над головой, если едет — топаем ногами, если плывет -разводим руками в стороны, плывем.

Готовы? Будьте внимательны!»

Учитель-логопед

Упражнение «Аналогии».

Инструкция учителя-логопеда. Я вам назову пары слов, первая пара будет звучать полностью, а ко второй нужно будет подобрать второе слово.

Пример: птица — летает; а змея — мяч — игрушка; ромашка — хлеб — кушают; книги — медведь — медвежонок; заяц — пища — есть; вода — слон — большой; мышка — камень — твердый; вата — собака — кот; щенок.

Учитель-дефектолог:

Как правило, родители считают, что для подготовки дошкольника к школе достаточно научить его читать по слогам, считать, подготовить руку к письму. На самом же деле, чтобы ребенок успешно усваивал школьную программу, ему, в первую очередь, необходимо развивать интеллект в целом: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Лучше всего это делать в игре. Перечислить все ценные игры невозможно, есть много книг, рассказывающих о них. Сейчас мы с вами поиграем в некоторые из них.

Задание для тренировки внимания.

Время дается 1-2 минуты. Найдите все буквы А и обведите в кружочек.

Дома вы можете также играть в эти игры. Возьмите журнал или газету, пусть ребенок находит какую нибудь букву и зачеркивает её.

Учитель-дефектолог

"Графический диктант"

Еще одной из трудностей в школе у ребенка может стать выполнение словесных инструкций. Следующее упражнение поможет развить у ребенка умение слышать инструкцию, правильно выполнять её и ориентироваться на листе бумаги. Сейчас мы с вами попробуем это задание выполнить. Для начала повторим, где лево, а где право.

Перед Вами листы в клеточку и карандаши. Я сейчас буду вам давать инструкцию, вы выполняете её. Задание начинаем с точки, отмеченной на листе.

Итак приступаем. (Выбираем любой графический диктант)

Посмотрим, что у вас получилось?

Для упражнения нужен тетрадный листочек в крупную клетку и карандаш. Для ребенка желательно поставить точки, чтобы он знал, откуда начинать узор. Перед началом упражнения пусть ребенок покажет, где у него правая и где левая рука. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры, а он будет рисовать по маленьким клеточкам. Узоры могут быть любыми, а начинать желательно с простого. Далее можно давать задания посложнее.

Учитель-дефектолог

Задание для тренировки памяти. Упражнение «Внимание рисуем»

Еще одно эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что вы показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит на них в течение нескольких секунд, а потом пытается нарисовать их по памяти.

Я говорю слово ВНИМАНИЕ и в течение 2 секунд Вы смотрите на фигуру. Потом фигура убираю. После слов РИСУЕМ, Вы рисуете эти фигуры у себя на листочках. Это упражнение ещё и тренирует навыки контроля над своими действиями, действие по команде.

Проверим не ошиблись ли Вы?

Вы можете немного изменить задание. Например: Сейчас ты посмотришь на фигурки - недолго, примерно полминутки, - а потом нарисуешь их по памяти. Даёте несколько фигур.

Ещё одно упражнение, которое воспитывает у ребенка способности действовать по инструкции. Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько месяцев в году. Подчеркните 1-й, 3-й и 5-й кружочек. Зачеркните 9-й и 10-й. Закрасьте столько кружочков, сколько дней в неделе».

В данную игру можно играть, меняя фигуры и задания.

Педагог-психолог:

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал (а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

Педагог-психолог:

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего. Играйте с ребенком, не жалейте затраченного времени, оно многократно окупится, когда ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах. Учение будет для него радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Публикации по теме:

Информационный материал для родителей будущих первоклассников «Готовность к школьному обучению» Поступление в школу – новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

Чек-лист для родителей будущих первоклассников «К школе готов?» Чек-лист для родителей будущих первоклассников «К школе готов?» Возможно, вы бросили свои силы по подготовке ребенка к школе на «постановку.

Консультация для родителей будущих первоклассников «Скоро в школу» Раскрывая данную тему, целесообразно подчеркнуть: подготовка ребенка к школе начинается заблаговременно, с младшего дошкольного возраста;.

Консультация для родителей будущих первоклассников «Готов ли Ваш ребенок к школе?» Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу.

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Родители будущих первоклассников» Цель: информирование родителей в вопросах подготовки ребенка к школе. Задачи: • помочь родителям в правильной организации работы по подготовке.

Консультация для родителей «Родителям будущих первоклассников» Готовность к обучению (школьная зрелость) трактуется ныне как комплексное понятие, охватывающее умственную, социальную, эмоциональную зрелость.

Памятка для родителей будущих первоклассников «Что необходимо знать к 1-му классу» "ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ К 1-МУ КЛАССУ" (Памятка для родителей будущих первоклассников) ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ Я и общество: - знать.

Памятка по ПДД для родителей будущих первоклассников Выходите из дома заблаговременно – так, чтобы всегда оставался запас времени на случай непредвиденной задержки. Ребёнок должен привыкнуть.

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Готовимся к школе в игре» Задачи: • Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе. • Развивать у родителей навыки рефлексии.

Семинар-практикум для родителей на тему «Психолого-педагогическая готовность к школе. Кризис 7 лет» Цель: формирование у родителей знаний о психолого-педагогических особенностях детей семилетнего возраста. Задачи: - ознакомить родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Готовимся к школе»
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 17:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Готовимся к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бакирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД