Светлана Заноздрина
Семинар-практикум для родителей на тему «Психолого-педагогическая готовность к школе. Кризис 7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у родителей знаний о психолого-педагогических особенностях детей семилетнего возраста.
Задачи:
- ознакомить родителей с возрастными особенностями детей 7-ми летнего возракста в кризисный период
- привлечь внимание родителей к возможности конструктивного разрешения конфликтов в процессе общения с детьми первоклассниками;
- определить некоторые подходы взаимодействия с ребенком в процесссе общения с учетом индивидуальных особенностей первоклассников.
Публикация «Семинар-практикум для родителей на тему „Психолого-педагогическая готовность к школе, Кризис 7 лет“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Ход занятия.
- Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами будем говорить о важнейших особенностях развития семилетнего ребенка. Полученные знания помогут Вам лучше понять и почувствовать своего ребенка.
Предлагаю вам провести упражнение, которое называется «Школа – это…»
Упражнение «Школа – это…»
- Задание: передавая мяч по кругу скажите, что вы ассоциируете со словом школа.
Качества моего ребенка
Примеры положительных качеств: доброта, эмпатия, открытость, энергичность, активность, общительность, хорошая успеваемость, артистичный, вдумчивый, вежливый, весёлый, доблестный, заботливый, креативный,культурный.
Примеры отрицательных качеств: упрямство, непослушание, хитрость, конфликтность, негативизм, повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот излишняя застенчивость, повышенная тревожность, ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, чрезмерно вежлив, старается угодить воспитателям и родителям, низкая самооценка.
А сейчас посмотрите внимательно на ваш список качеств это, «классический» портрет детей в период кризиса семи лет и это закономерное развитие ребенка.
Кризис семи лет
Кризис это перелом, противоречие, столкновение через которые человек проходит в течение всей своей жизни.
О кризисах необходимо знать, для того чтобы лучше понять и помочь ребенку в преодолении трудностей при переходе от дошкольного детства к школьному.
Кризисы – это движущая сила психического развития. Существуют кризисы новорожденности, трех лет, семи лет и 13 лет (подростковый).
Протекание каждого кризиса у детей происходит по-разному: у кого-то он начинается рано, у кого-то чуть позже, ведь все дети по-разному развиваются.
Кризисы у каждого ребенка протекают по разному, в соответствии с его возратсными, индивидуальными, физиологическими, психологическими особенностями.
Кроме того кризис появляется когда :
- меняется у детей рост, происходит смена зубов;
- меняется у детей образ жизни. Например, год назад они в основном играли, рисовали, был свободный режим. А сейчас у них определенный режим дня, появилась учебная деятельность, родители и воспитатели стали строгими.
Некоторые отрицательные черты (упрямство, конфликтность, непослушание и т. д.) могут закрепиться при неблагоприятном исходе.
Возможные неблагоприятные последствия во время протекания кризиса 7 лет :
- нежелание учиться;
- нежелание посещать школу;
- низкая успеваемость;
- проблемы в общении со сверстниками;
- закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой;
- невроз.
Как же действовать в такой кризисный период родителям и взрослым, которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка?
Работа в микрогруппах.
Сейчас я предлагаю Вам разделиться на микрогруппы. Каждый из вас получил карточку с на которой написано название микрогруппы, найдите стол с данным названием и займите места. Для каждой микрогруппы приготовлена своя задача. Постарайтесь сформулировать возможные пути налаживания отношений в кризисный период.
1 задача. Ребенок отказывается выполнять домашнюю работу, говоря что ему это не нравиться. (Действия родителей в этой ситуации.)
2 задача. Ребенок отказывается утром идти в школу. (Действия родителей в этой ситуации.)
3 задача. Ребенок говорит, что его обижают в школе одноклассники. (Действия родителей в этой ситуации.)
Теперь посмотрите пожалуйста на экран, вот эти пути предлагаю я вам с учетом индивидуально личностных проявлений в данной возрастной категории. (На экране пути решения данных проблем).
1 задача. Постараться переключить внимание на другой вид деятельности, спустя некоторое время вернуться к домашнему заданию. Договориться с ребенком о том, что сейчас он может заняться свободной деятельностью, а через некоторое время вернуться к выполнению домашнего задания (четко обговорить время).
2 задача. Уточнить причину отказа. Скорректировать режим дня. Спланировать вместе с ребенком предстоящие выходные.
3 задача. Уточнить причины данной ситуации. Подключить учителя к решению данной проблемы. Устроить мероприятие на сплочение коллектива, прибегнуть к помощи школьного психолога.
В психологии есть термин «школьная зрелость», то есть дети должны «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ними.
Игра «Экзамен для родителей»
- Задача: у кого окажется мяч, тот из присутствующих будет отвечать на вопрос:
1. Какие занятия проводятся в детском саду?
2. Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе?
3. Длительность занятия в подготовительной к школе группе в детском саду? (20-25 минут)
4. Длительность урока в школе? (40-45 минут).
5. Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? (2 воспитателя, муз. руководитель, физ. инструктор, педагог-психолог. Минимум 5).
6. Сколько учителей будет обучать ребёнка в 1-м классе?
- И так, у Вас хорошо развита осведомленность о школьной жизни и Вас мотивационная готовность к школьному обучению сформирована.
- А сейчас подумайте готов ли ваш ребенок к школе?
Каковы предпосылки успешной адаптации к школе?
Умственная интеллектуальная готовность.
- К 6 годам дети должны иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе (памятка для родителей «Беседы на общую осведомленность»)
Развивайте наблюдательность. Наблюдения обогащают ребенка верными, яркими образами окружающей действительности, служат основой мышления школьников. В процессе наблюдения и отчета о наблюдениях развивается речь детей.
- Они должны уметь обобщать, классифицировать, выделять главное.
- У них должны быть развиты слуховая и зрительная память.
- Должна быть развита речь. А именно: звукопроизношение, фонематический слух, грамматический стой речи, словарный запас, связная речь.
- Должна быть развита мелкая моторика.
Упражнение с зеркалом
С помощью данного упражнения вы сможете понять, как же тяжело нашим детям научиться писать правильно.
Но для этого мне нужны два добровольца на роль детей.
- Задание: Задача состоит в том, чтобы написать слово «портфель», смотря только на зеркальное отражение.
- Конец: Скажите, в чем заключалась трудность написания слова? (ответы родителей).
- Спасибо, также трудно и детям ориентироваться на листе бумаги, они не знают как, например, нарисовать тот или иной узор.
Эмоционально-социальная (личностная) готовность.
- Чтобы успешно заниматься в школе, дети должны быть готовыми к роли учеников, которые имеют свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания.
- Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение.
- Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец, но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.
Уровень школьной зрелости проверяем мы педагоги-психологи в детских садах и в школах (с сентября-октября). С помощью диагностики выявляются у детей слабые стороны психических процессов над которыми мы с педагогами будем работать в течении года, и надеюсь, что Вы нам поможете.
При предварительной диагностике детей (сентябрь-октябрь) нами были получены результаты, которые свидетельствуют о том, что большинство детей имеют высокий уровень готовности к школе, которая включает в себя интеллектуальную готовность и мотивационную готовность к школьному обучению.
При промежуточной диагностической работе (январь,диагностика проводилась с детьми, которые имели заниженные результаты по некоторым показателям, либо у детей, которые не проходили предварительную диагностику.
В конце года пройдет заключительный этап диагностики, и будут даны также результаты и рекомендации.
Рефлексия
Обратите внимание на доску, на ней нарисовано дерево настроений, перед вами лежат листочки с дерева разного цвета, (красный – отлично, зеленый – так себе, желтый – плохо) предлагаю Вам оценить свое настроение и полученную информацию, прикрепив свой листочек настроения к дереву. Большое спасибо.