Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии речевого развития»

Вероника Лебеденко
Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД» №16

Семинар – практикум

для педагогов

«Современные технологии речевого развития»

Подготовили воспитатели:

Зинина Анна Евгеньевна;

Картоева Елена Евгеньевна;

Лебеденко Вероника Дмитриевна;

Нарожняя Наталья Александровна.

Майкоп 2020г.

Цель: повышать педагогическую компетентность педагогов через знакомство с современными речевыми технологиями.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Современные технологии речевого развития“» размещена в разделах

- расширять знания педагогов по использованию современных речевых технологий;

- способствовать внедрению технологий по речевому развитию в образовательный процесс ДОУ;

- включение педагогов ДОУ в инновационный процесс дошкольного учреждения в различных видах образовательной деятельности.

Ход семинара.

1. Теоретическая часть.

Консультация для педагогов «Современные технологии речевого развития»

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Естественно, что выбор технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Мы рассмотрим основные современные технологии речевого развития :

Игровые технологии.

Конструкторы ЛЕГО.

Здоровьесберегающие технологии.

Моделирование.

Современные игровые технологии.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.

Рассмотрим некоторые из них:

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

- игры – драматизации;

- режиссерские игры.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.

Сказкатерапия. (Сочинение детьми сказок)

ЛЕГО -технология

Использование ЛЕГО - технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, развитие речи дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика.

Виды гимнастики, используемые в работе с детьми:

Артикуляционная гимнастика;

Дыхательная;

Пальчиковая гимнастика;

гимнастика после сна.

Игровой массаж,

Все эти занятия тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют :

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств, своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

В настоящее время социально-коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, и вам это известно, что лучший друг для современного — ребенка-это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает её яркими красками.

Поэтому в первую очередь у дошкольников нужно развивать коммуникативные навыки.

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как

совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими;

умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию,

умение решать конфликтные ситуации;

умение пользоваться речью;

знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

2. Практическая часть

Уважаемые коллеги! Мы приглашаем Вас принять участие в деловой игре, где мы сможем применить свои знания, вспомним педагогические технологии, узнать и подчеркнуть для себя что-то новое.

Предлагаем вам разделиться на 2 команды, вытянув из мешочка карточку с гласной или согласной буквой.

Задание №1

Составить cинквейны на слова снег и елка.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Задание №2.

Сочинение сказки на тему «Волшебство в Новый год»

Задание №3.

Составить мнемотаблицу или мнемосхему по предложенному стихотворению.

1. Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки

Ромашки, ромашки, будто луговые

Ромашки, ромашки, словно как живые.

2. В огороде много гряд. Тут и репа и салат

Тут и свёкла и горох, а картофель разве плох?

Наш зеленый огород нас покормит круглый год

Задание № 4 «Говорун»

Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них. Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд. На подготовку дается 3 минуты. Максимум за это задание можно получить 3 балла (слаженность, быстрота, четкость).

• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

• Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.

• Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.

• Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.

• Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.

• Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто при товарищах товарищу товарищ,

А тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто без товарищей товарищу товарищ.

Задание №5 “Родственные (однокоренные) слова”.

На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег.

Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки. (оценивается по одному баллу за слово)

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье.

Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.

Задание № 6 «Пословицы и поговорки».

Исправьте ошибки в пословицах.

После драки много хромых (Храбрых).

Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).

Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).

Пришел, увидел, купил (Победил).

У каждого своя голова на шее (Плечах).

Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).

Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).

На всякий урок (час) ума не напасешься.

Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).

Испокон века телевизор (Книга) растит человека.

Задание № 7 «Пальчиковая гимнастика» .

Предлагается показать по два упражнения из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением). Невербальные средства общения.

Задание № 8 «Крокодил»

правила: показать мимикой и жестами, то, что написано на карточке другой команде. (7 минут)

1 команда

-проспал на работу;

-на ковре у заведующей;

-укладывает детей спать, а дети не слушаются;

-неожиданно во время прогулки пошел сильный дождь;

-во время прогулки, вы заметили на участке злую собаку;

2 команда

-вы уговариваете ребенка покушать;

-вы переходите дорогу с воспитанниками;

-в детском саду сработала пожарная тревога;

-конец рабочего дня, за ребенком никто не приходит;

- вы узнали, что вам существенно повысили зарплату.

Задание № 9 «Доскажи словечко».

Не менее интересная игра, которая поможет детям развить внимание к звучащей речи с опорой на ритмику слова. Ребёнку можно предлагать такие стихотворные строки, в которых он способен произнести предполагаемое слово. Но, если ребёнок будет испытывать затруднение, то необходимо будет показать предметную картинку.

Продолжим строчки из стихотворений.

Пчёлка, пчёлка!

Золотая холка!

Полети на лужок!

Принеси мне (медок)

Лето, лето к нам пришло

Стало сухо и (тепло)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобится (мыло)

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе (живот)

Подготовлен самолёт,

Он отправится (в полёт)

Мама, папа, брат и я

Вот и вся моя (семья)

Ты надел совсем не то:

Нужна не шуба, а (пальто).

Зимой и летом зелена,

Стоит красавица (сосна).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из (лейки).

Задание № 10 «Слово сломалось».

Это упражнение, безусловно, заинтересует ребенка. Мы вам предлагаем «починить» слово: все слоги перепутались и, чтобы починить его, надо вернуть их на свои места.

Например:

ЛА – ПИ пила,

ЖА - ЛУ лужа,

ГИ – НО ноги,

КА — MAC маска,

ТА — ПАС паста,

ТЫ — КУС кусты,

КА — МУ мука,

КА — СУМ сумка,

БА – ТРУ труба,

ДУК – СУН сундук,

НИК — ЛЫЖ лыжник,

ТУК – ФАР фартук,

ДЫШ – ЛАН ландыш,

ПОТ — КОМ компот.

3. Заключительная часть.

В завершение ко всему хотим сказать, что одним из показателей умственного развития ребёнка является речь, её богатство и правильность. Поэтому, очень важно взрослым поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Работа по развитию речи у детей, должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае результат от своей работы вы увидите.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Семинар-практикум по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»Семинар-практикум по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» Хочу вам рассказать о семинаре-практикуме, который я посетила в г. Тамбове 18марта. Программа семинара- практикума «Развивающие игры Воскобовича.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии речевого развития»
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 20:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии речевого развития»» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Лебеденко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД