Приложение МААМ

Семинар-практикум для педагогов «Сделаем мир чуть добрее. Преодоление агрессивного поведения у дошкольников»

Наталья Панамарева
Семинар-практикум для педагогов «Сделаем мир чуть добрее. Преодоление агрессивного поведения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум:

«Сделаем мир чуть добрее. Преодоление агрессивного поведения у дошкольников».

Добрый день, уважаемые гости нашего детского сада! Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме «Сделаем мир чуть добрее».

Скажите, как Ваше настроение!

Обещаем Вам, что уйдёте от нас Вы с хорошим настроением и с практическими навыками.

Для начала, я думаю, что мы с Вами познакомимся друг с другом и настроимся на совместную работу. Согласны? Тогда пойдёмте в круг.

А начнём мы с игры «Три слова».

Темочки:

Необходимо каждому из Вас рассказать о себе в трех словах. Давайте, я начну… Наталья, психолог, позитивная.

Продолжим. Игра «Комплименты».

Каждый из Вас говорит своему соседу справа комплимент. Я начну…

Вот мы с Вами познакомились, немного друг друга узнали. Присаживайтесь.

Я хотела бы начать наш семинар с небольшого стихотворения Ирины Самариной – Лабиринт.

Агрессия. И как бороться с нею.

Агрессия… И как бороться с нею?

Когда её с годами всё труднее

Извлечь, изъять из сердца человека…

А человек со злом в душе – калека…

Когда мы о хорошем забываем,

Агрессию зовём и развиваем,

Весь мир чернеет, как с приходом ночи

И небо нам недоброе пророчит…

Эмоции играют злую шутку

И потеряв контроль хоть на минутку,

Мы совершаем жуткие поступки,

Перемолов добро, как в мясорубке…

Мы рушим отношения былые,

На правду и неправду очень злые…

Мы выключаем солнце над собою

И называем боль своей судьбою…

Агрессия… Давайте вместе с вами

Посмотрим вверх на солнце с облаками…

Дадим надежду тем, кто с нами рядом,

А сгоряча судьбу решать не надо…

Давайте не разрушим, а построим!

Давайте не разделим, а удвоим…

Вот стих к людской агрессии с протестом…

Добро на воле, злоба – под арестом…

Мы все с Вами живём в мире, где не всегда всё честно, правильно, не так как бы нам хотелось и это нас не может не огорчать. Поэтому, сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить об агрессии и научиться, с ней справляться.

Так что же такое агрессия, на Ваш взгляд? А агрессивное поведение детей – это что?

Агрессивное поведение детей - вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить.

А в чем, по Вашему мнению, проявляется агрессия у детей?

Проявляется агрессия:

* непослушанием,

* раздражительностью,

* оскорблениями,

* отказами от общения,

* актами насилия (укусами, ударами, толчками).

Агрессия диагностируется врачом-психиатром, психологом. Лечение и профилактика включает групповую, индивидуальную психотерапию - обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости.

Как Вы думаете, в чём причины детской агрессии?

Причины агрессии разнообразны - накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужое, показать силу сверстникам. Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы.

Выделяют следующие группы причин агрессивности:

• Семейные отношения. Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.

• Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.

• Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.

• Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».

• Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может плохое настроение, физический дискомфорт (голод, утомительная поездка).

Также агрессивное поведение может обуславливаться физиологической и психологической основами. Сейчас мы более подробно об этом поговорим.

Остановимся на агрессии, вызванной специфичностью диагноза детей. В нашем детском саду есть группа детей со статодинамическими нарушениями (дети с ДЦП) и дети глухие и слабослышащие. Глухие и слабослышащие дети посещают наш детский сад полный день. Дети с ДЦП посещают наш детский сад как полный день, так и группу кратковременного пребывания.

Для детей с ДЦП характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Проявление агрессивности у детей с ДЦП имеет физиологическую основу, которая обусловлена функциональной незрелостью отдельных структур головного мозга, отвечающих за контроль эмоций, поведения. Также их эмоции и поведение зависит от изменения погоды, страхов от невозможности быть понятым из-за ограничения социальных контактов, склонности к эмоциональному заражению, несвоевременного лечения.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательного развития (ЗПР, но и эмоционально-волевой сферы детей – у одних детей она проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом. У детей с сохранным интеллектом – реже, с нарушенным интеллектом – чаще.

Наиболее часто встречающейся формой проявления агрессивности у детей с ДЦП с ЗПР является физическая - в виде толчков, попыток укусить и ущипнуть. Чаще всего агрессивность детей направлена на членов семьи, на себя и на других людей.

Проявление агрессивного поведения у глухих и слабослышащих детей имеет психологическую основу, которая обусловлена тем, что ребёнок не слышит речи взрослого, которая помогает ему понять, что можно, а что нельзя. Глухой малыш чаще боится, испытывает страхи, а его истерики возникают нередко потому, что он не понимает, за что его наказывают, почему ему что-то запрещают. Многих конфликтных ситуаций можно было бы избежать, если уметь правильно общаться с ребенком, учитывая его особенности и помочь малышу практически избавляться от физической агрессии.

Глубокие нарушения слуха влекут за собой немоту и могут привести к социальной изоляции детей, поскольку их совместная деятельность с нормально слышащими детьми является довольно ограниченной – это и есть основная причина агрессии у детей с нарушением слуха. Социальная ограниченность приводит к возникновению у детей нарушений в эмоционально-волевой сфере, в виде агрессивности, негативизма, эгоизма, или наоборот - заторможенности, апатичности, безынициативности. (Дети с нормальным психофизическим развитием часто не воспринимают такого «друга» для себя, отказываются от совместной деятельности, игры с ним - из-за невозможности установления контактов, отсутствие адекватного понимания друг друга.) Такие дети, имея полноценный интеллект (практически всегда, осознают свою патологию, на этом фоне у них могут развиваться нарушения эмоционально-волевой сферы в форме неврозов, аффективных реакций, негативизма, апатичности.

Наиболее часто встречающейся формой проявления агрессивности у детей с нарушением слуха является физическая, направленная на окружающих людей (толкания, удары, укусы и т. д.) и предметы окружающей среды.

Поэтому, для профилактики агрессивного поведения и способам снижения стрессового настроения у детей с ОВЗ, для закрепления навыков общения со сверстниками и взрослыми мною, как педагогом-психологом проводятся коррекционно-развивающие занятия. Занятия для таких детей проходят в групповой форме, но не более 5 человек в подгруппе. В структуру занятий входит блок заданий на дыхательную гимнастику, блок заданий по профилактики агрессивного поведения и блок заданий по практическому умению избавляться от агрессии. Для детей с ДЦП в структуре занятия включены задания по развитию навыков коммуникации и развитию эмпатии у сверстников.

А теперь, уважаемые гости нашего семинара – практикума, я предлагаю Вам поиграть. Сегодня мы с Вами будем бороться с плохим настроением, и, как следствие с агрессией. Так как у Вас сегодня хорошее настроение, (что не может нас не радовать!, я попытаюсь его искусственно его испортить… Ну что визуализируем? Давайте представим…:

Вы легли спать, и можно сказать сразу расслабились и уснули, но вдруг проснулись от дикого грохота). Да, это опять соседи (раздражённо подумали Вы! На протяжении часа они снова выясняли отношения, крича, стуча, а Вы всё никак не могли сомкнуть глаз. Потом вроде всё утихло. Вы смотрите на часы – без четверти 02. Ладно, подумали Вы, злясь и на соседей, и на себя, крутились, вертелись, опять на часы… 02:50. Так, понятно… пол ночи как и не бывало! Вы даже не помните, как уснули. На утро Вы «разбиты», глаза не открываются, настроения нет… Вы еле встали, собрались на работу, вышли из дома, вроде даже в приподнятом настроении, вспомнили, что забыли выключить утюг, (которым 20 минут назад проглаживали рукав рубашки, который каким-то образом помялся в шкафу, вернулись – разулись – выключили его – обулись – вышли, забыли – закрыли ли Вы квартиру). С негодованием вернулись – проверили – оказалось закрыли, вышли. Идёте, понимаете, что жутко опаздываете. Тут по дороге этот лёд, скользко, выйдя из-за угла подул ветер, волосы сразу стали лезть в глаза! Ноги скользят, как не кстати, ведь Вы и так опаздываете! И тут…машина…нет, она не сильно окатила Вас с лужи, но на сапоги и брюки попало! Вы от злости уже обижены на судьбу! Да что ж это такое?

Ну вот Вы на работе. Вам нужно прийти в себя. Я Вам помогу.

Самое простое, с чего можно начать – это дыхательная гимнастика, почти такая же как и я провожу с детками.

Прошу Вас выйти на ковёр.

1. «Управление выдохом».

В любой стрессовой ситуации начинайте манипуляции с выдохом. Замедляйте выдох. Замедляется выдох - замедляется пульс - человек успокаивается. Длина вдоха и длина выдоха находятся в соотношении 1:2. Вдох длится в два раза короче, чем выдох.

Чтобы лучше сориентироваться в том, как именно нужно удлинять выдох, можно попробовать практиковать «счет про себя». Считайте до 2 на вдохе и до 4 на выдохе. Постепенно, освоившись, вы можете перейти на счет 3:6 или 4:8. Или, например, между вдохом и выдохом, включить еще и задержку дыхания. Это потребует от вас еще большей концентрации внимания, а значит, дополнительно к общему эффекту успокоения еще и поможет отвлечься. Дыхание при этом старайтесь сохранять в привычном для вас объеме — не стремитесь начать дышать глубже, чем вы это обычно делаете.

Как вариант, есть ещё один способ. Попробуем?

2. «Плачущее дыхание».

В отличие от предыдущей техники, которую вы можете использовать прямо на пике стресса и даже в присутствии источника негативных эмоций, технику «плачущего» дыхания можно использовать для снятия стрессового напряжения, которое успело накопиться за весь день.

«Поплачь — легче станет!», — слышали мы не раз. И плакали. И получали облегчение. Чтобы получить восстановительный эффект без побочных эффектов плачьте, только не по-настоящему. А используя специальное упражнение, имитирующее плач.

Внимание: и вдох, и выдох делаются через рот. После вдоха воздух остается в полости рта. Далее, не спускаясь в легкие, воздух перенаправляется на выдох со звуком «фууу» или «ффф». Выдох в 3 раза длиннее вдоха. Обратите внимание: технику «плачущего» дыхания можно использовать и для предупреждения стресса.

Следующее упражнение тоже вполне выполнимое в стенах работы.

3. «Попрыгаем от всей души».

«Прыгалки» позволяют выплеснуть весь негатив и снять напряжение, за счёт «невесомости», вместе с ощущением полета в мозг передаются положительные импульсы. Просто попрыгайте на двух ногах, расслабив руки и отвлёкшись от своих мыслей.

Также эффективным методом борьбы со стрессом является самомассаж. Его можно использовать в любой обстановке и в любое время. Он поможет Вам избавиться от мышечного напряжения, снять тревожность и расслабить организм.

4. Массаж головы и шеи.

Стоя прямо, руки, соединенные в замок, заведите за голову так, чтобы ладони лежали на затылке. Расслабьте мышцы плечевого пояса, шею и руки. Пусть голова опустится вниз под собственным весом и тяжестью рук. На вдохе чуть расправьте руки и плечи, расширив грудную клетку. На выдохе расслабьтесь еще больше и позвольте голове опуститься чуть ниже. Ощутите натяжение мышц задней поверхности шеи, связок позвоночника. Выполните несколько раз.

Средние пальцы обеих ладоней поместите в область центральной ямки (между первым шейным позвонком и затылком). Мягко надавливая и разминая пальцами, чуть отводите шею назад (на вдохе) и расслабляйте и опускайте вниз (на выдохе). Выполните 5 раз.

С детками мы делаем самомассаж с помощью массажным мячиков. Ими можно помассировать пальцы рук, ладони, плечи и даже ступни. Предлагаю и Вам помассировать ладони и плечи. (Зелёные массажные мячи выношу).

Ещё одна техника – это точечный самомассаж.

5. Точечный массаж внутреннего края бровей.

Чуть выше переносицы, на внутренних концах бровей, есть две точки, которые также могут помочь облегчить головные боли и снять напряжение. В этом случае не рекомендуется оказывать сильное давление, это может вызвать чувство дискомфорта. В идеале, следует делать массаж при помощи указательных пальцев в течение 30 секунд. (Детям я говори, что мы прикручиваем бровки, чтобы были на месте).

Массаж для полного расслабления тела.

Если ты хотите полностью расслабиться, снять стресс и головную боль, сожми левую руку в кулак, так, чтобы большой палец находился поверх указательного. Активная точка находится прямо на том месте, где соприкасаются большой и указательный палец, чуть выше и левее. Нажимай на эту точку в течение 30 секунд и повтори тот же процесс с другой стороны.

С детьми мы сжимаем руки в кулак и бьём кулаком подушки, при этом сильно-сильно на неё злясь. Таким способом физически выходит гнев через удары.

Ну как Ваше самочувствие? Физическое и эмоциональное?

Обратите внимание на небольшую фотовыставку детских эмоций. Попробуйте угадать, какая же эмоция изображена на лицах детей.

(Затем я приклею цветные стикеры с названием эмоций и мы сравним, угадали ли педагоги).

Теперь, я предлагаю Вам пройти вместе со мной в сенсорную комнату и более подробно познакомиться с методами коррекции агрессии. По пути нашего следования Вы увидите уголок уединения для глухих и слабослышащих детей. Обратите внимание на специфичность его наполнения.

Я приветствую Вас в нашей сенсорной комнате! Расскажу немного о её зонах и направлениях…

К распространенным методам коррекции относятся:

• Игровые упражнения. Представлены экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается выплеснуть гнев, раздражение, злость без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, песком (у нас есть разнообразие видов песка – кинетический, светопесочный стол) и с помощью мультисенсорной среды в сенсорной комнате нашего детского сада. Это сухой вибромузыкальный бассейн с подсветкой, стол-мозаика.

• Релаксационные упражнения, которые направлены на уменьшение тревожности, эмоциональной напряженности – факторов, увеличивающих риск вспышек агрессивности. Дети обучаются восстанавливать глубокое дыхание с помощью дыхательных гимнастик, достигать мышечного расслабления с помощью мультисенсорной среды (релаксационная воздушно-пузырьковая колонна, релаксационные кресла, а также переключать внимание с помощью дидактических игр и мультисенсорного оборудования.

Сейчас я бы хотела показать Вам несколько игр для подгрупповых занятий с детьми. Попробуем поиграть? Разувайтесь, проходите на ковёр.

1. «Минута шалости» (психологическая разгрузка).

По сигналу (звук колокольчика) предлагаю Вам пошалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал через 1–3 минуты объявляет конец шалостям. Вы успокаиваетесь.

Здесь хорошо просматривается контроль за своими эмоциями, то есть у детей есть время пошалить и время для остановки игры, и соответственно, своих эмоций.

2. «Добрые – злые кошки» (снятие общей агрессии).

Предлагаю Вам образовать большой круг, в центре которого я положила обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Кто-то один заходит внутрь обруча и по сигналу колокольчика превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Все стоящие вокруг добрые-добрые кошки. По повторному моему сигналу «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой и игра повторяется.

Здесь также можно просмотреть контроль детей за своими эмоциями.

3. «Уходи, злость, уходи!».

Предлагаю лечь (сесть) на ковер по кругу. Между Вами лежат подушки. Закрыв глаза, начнайтет со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем предлагаю лечь в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно полежать, слушая спокойную музыку 3 минуты.

Теперь, предлагаю Вам пройтись по комнате вместе со мной и тактильно прочувствовать оборудование, которое используется в рамках мультисенсорной среды. Стол – мозаика, бассейн, песочный стол.

Помимо активной работы на моих занятиях, также мною для просвещения родителей и педагогов есть папки с консультациями и рекомендациями психолога в группах. В них есть как теоретические аспекты, так и практические советы в виде игр и упражнений для агрессивных детей. В каждой из представленных выше групп есть уголки уединения, которые наполнены специфичным оборудованием по работе над этой проблемой (подушки, мягкие игрушки, стаканчики и мешочки для гнева, коврики «злости» и т. д.)

Можете познакомиться с теоретическими и практическими материалами в папках.

А сейчас предлагаю в завершении нашего семинара вернуться на ковёр и сесть удобнее, так что бы Вы были полностью расслаблены и видели пузырьковую трубу.

Представьте, что мы с Вами очутились на море… Мы в отпуске… Сидим на тёплом песочке, на небе уже появились звёзды…мы смотрим на море и слышим шум прибоя… Нам очень хорошо и спокойно…

А в окончании нашего семинара прошу Вас послушать небольшую притчу.

«Пять простых правил, чтобы быть счастливым».

Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: “Как же его оттуда вытащить?”

Тогда хозяин ослика рассудил так: “Осел мой – старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно- почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения”.

Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг, ко всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.

Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, ко всеобщему изумлению, ослик показался наверху – и выпрыгнул из колодца!

…В жизни вам будет встречаться много всякой грязи, и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхни его и поднимайся наверх и только так ты сможешь выбраться из колодца.

Каждая из возникающих проблем – это как камень для перехода на ручье. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца.

Встряхнись и поднимайся наверх. Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил:

1. Освободи свое сердце от ненависти – прости.

2. Освободи свое сердце от волнений – большинство из них не сбываются.

3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.

4. Отдавай больше.

5. Ожидай меньше.

Уважаемые коллеги, мне бы хотелось узнать от Вас, была ли наша с Вами встреча полезна, интересна? Давайте, коротко каждый скажет, о своих впечатлениях и ощущениях.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организацийСеминар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций Цель. Информирование педагогов с эффективными методами запоминания у детей старшего дошкольного возраста на основе цветового гнозиса. Задачи. •.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Сделаем мир чуть добрее. Преодоление агрессивного поведения у дошкольников»
Опубликовано: 21 ноября 2024 в 08:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Сделаем мир чуть добрее. Преодоление агрессивного поведения у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Панамарева (УИ 406448) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД