Людмила Кучеренко
Семинар-практикум для педагогов «Ребенок и безопасность дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: содействовать повышению уровня образования педагогов по
вопросам охраны безопасности жизнедеятельности участников
дорожного движения
Задачи:
• систематизировать знания педагогов о правилах дорожного
движения;
• развивать практические умения педагогов;
• создавать условия для взаимодействия с социумом по
предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди
воспитанников ДОУ.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Ребенок и безопасность дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жиз-ни и здоровья людей. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения. Особую роль в решении этой проблемы отводится детскому саду, школе, семье. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. К этому приводит незнание элементарных основ Правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Избежать опасностей на улицах и дорогах можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста, подготовки его к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода.
Работа с детьми по правилам дорожного движения будет эффективна лишь в том случае, если теория тесно связана с практической. Самым действительным мето-дом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют, увлекаясь игрой, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики. У детей очень хорошо развито воображение, и только яркие моменты оставляют в их памяти нужные знания. Любой ребенок быстрее поймет и усвоит ПДД, преподнесенные не только в обычной беседе, но и в сказке, викторине, игре.
При обучении правилам дорожного движения в разных возрастных группах используются самые разнообразные формы, методы и приемы. Обучение ПДД проводится не только на специально организованных занятиях, но и на занятиях по разным видам деятельности:
ИЗО деятельность – сюжетное рисование по впечатлениям проведенных
занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепления пройденного материа-ла;
Художественная литература – использование на занятиях стихов,
рассказов, сказок, загадок (С. Я. Маршак «Дядя Степа»);
Днем и ночью я горю,
Всем сигналы подаю
Есть три сигнала у меня.
Как зовут меня друзья? (Светофор)
Затихают все моторы
И внимательны шоферы
Если знаки говорят:
«Близко школа, детский сад». (Дети)
У него суровый норов
Длинный, толстый, словно боров,
Он залег у перехода,
Защищая пешехода. (Лежачий полицейский)
Физическое воспитание – использование подвижных игр, физкультминуток;
Физкультминутка «Светофор»
В светофор мы поиграем,
(Дети хлопают в ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять.
Предлагаю всем Вам встать.
(Дети встают, ходьба на месте маршируя)
Красный свет нам «Стой!» кричит,
(Дети стоят на месте)
Ждать зеленого велит.
Вот и желтый загорелся,
(Рывки руками под грудью)
Приготовится пора
Руки, ноги, разогрели
Начинаем детвора!
(Приседания)
Вот зеленый загорелся,
(Руки поднять вверх)
Можно нам идти вперед,
(Ходьба на месте маршируя)
Будь смелее пешеход.
Ознакомление с окружающим – ориентировка на местности, история
транспорта.
Для каждой возрастной группы есть необходимый минимум знаний по правилам дорожного движения. Предлагаю определить, с какого возраста детям доступны те или иные знания.
Первая младшая группа
Классифицирует дорожные знаки по группам.
Имитирует дейст-вия водителя.
Знает и называет виды транспорт-ных средств – ав-тобус, грузовик, машина, велоси-пед и т. д.
Вторая младшая группа
Знает элементы дороги – проез-жую часть, троту-ар, обочину, перекресток, пешеходный пере-ход и т. д.
Знает и называет виды транспорт-ных средств – ав-тобус, грузовик, машина, велоси-пед и т. д.
Знает, где оста-навливается авто-бус.
Средняя группа Знает, как нужно себя вести в авто-бусе.
Имеет элементар-ные представле-ния о дорожных знаках.
Знает о труде во-дителя.
Знает правила по-садки в общест-венный транспорт и высадки из него. Старшая группа
Знает сигналы ре-гулировщика.
Может называть и показывать доро-гу, тротуар.
Знает правила для пешеходов.
Знает правила по-ведения для пас-сажиров.
Классифицирует транспорт.
Имеет представ-ление о работе со-трудника ГИБДД.
Работа с педагогами
Упражнение направлено на создание положительной атмосферы в группе, на поднятие самооценки участников семинара. Оно акцентирует внимание на ценность каждого члена группы.
Каждый участник записывает свое имя на листе бумаги. А затем придумывает по-ложительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени.
Например:
А – активная
Н – новая
Н – необычная
А – артистичная.
Далее все участники группы зачитывают свои имена и придуманные прилагатель-ные.
Практическая часть
Деловая игра для педагогов
Чтобы систематизировать знания педагогов по теме, предложить игру. Игра проводится в виде соревнования двух команд.
Команды выберут себе название и эмблему в виде нового дорожного знака.
Каждый конкурс оценивается фишками:
красный (допускались ошибки)
зеленый (правильный ответ)
«Сказочный транспорт»
Нужно назвать виды транспорта, на которых путешествовали сказочные герои.
На чем ехал Емеля к царю во дворец? (Печка)
Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
Чем смазывал моторчик Карлсон? (Вареньем)
Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?
(Велосипед)
Во что превратила добрая Фея тыкву для Золушки? (Карету)
На чем летал Алладин? (Ковер-самолет)
На чем катался Кай из сказки «Снежная королева»? (Санки)
Личный транспорт Бабы Яги. (Ступа)
«Дорожные знаки»
Каждой команде дается по 9 знаков. Их нужно назвать. Победитель тот, кто это сделает правильно, без ошибок.
Блиц-опрос «Скоростное шоссе»
Членам каждой команды быстро задаются вопросы по правилам дорожного движения. На них нужно быстро давать ответы.
Вопросы для I команды
• Зачерпнуло ветра
Белое крыло,
Нас с тобой кататься
В море унесло. (Парусник)
• Сердце машины (мотор)
• Главная автомагистраль (шоссе)
• Знак, обозначающий «Проезд запрещен» (кирпич)
• Край дороги (обочина)
• Изменение направления движе-ния (поворот)
• Наказание за нарушение ПДД (штраф)
• Заторы транспорта на доро-ге (пробка)
• Животное, обозначающее пере-ход дороги (зебра)
• Пересечение двух до-рог (перекресток)
• Транспорт, выращивающий до-рогу (каток)
• Мужчина, держащий в руках полосатую палку (инспектор)
• Двухколесный транспорт с очень низкой скоро-стью (велосипед)
• Человек, управляющий транс-портом (водитель)
Вопросы для II команды
• Где люди ждут транс-порт (остановка)
• Транспортное происшест-вие (авария)
• Многолюден, шумен, молод,
• Под землей грохочет город.
• А дома с народом тут,
• Вдоль по улицам бегут (метро)
• Какой переход самый безопас-ный? (подземный)
• Конец дороги (тупик)
• Что означает знак в треугольни-ке с красным крестом (больница, скорая помощь)
• Машина с «зеленым гла-зом» (такси)
• Человек несоблюдающий прави-ла (нарушитель)
• Устройство, останавливающее движение людей и ма-шин (светофор)
• Транспорт с коляс-кой (мотоцикл)
• Усатый транспорт (тролейбус)
• Человек, идущий вдоль доро-ги (пешеход)
История транспорта
Найди правильный ответ.
На доске написаны ответы на предлагаемые командам вопросы: «Арба», «Колесница», «Омнибус», «Карета», «Автомобиль», «Колымага».
Вопросы командам
Когда человек в Египте приручил лошадей и заменил ими медлительных быков, то родился первый пассажирский экипаж.
Как он назывался? (Колесница)
Французский физик Паскаль предложил новый вид больших многоместных экипажей.
Как они назывались? (Омнибус)
В 15 веке повозке прикрепили ремни. Кузов, как люльку, подвешивали к изогну-той раме повозки, что заметно смягчало движение.
Что это за транспорт? (Карета)
В 1891 году по одной из улиц Одессы, пыхтя и громыхая, двигался странный экипаж, который вызвал всеобщее изумление и смятение. Пешеходы в испуге жались к стенам домов. По внешнему виду экипаж почти совсем не отличался от обыкновенной коляски.
Что это было? (Автомобиль)
Физкультминутка «Едем, едем на машине.»
«Собери знак»
Командам предлагается на скорость собрать дорожный знак из частей.
«Словарь определений»
Командам даются слова, а им надо подобрать к этим словам свои определения.
Командам даются слова, а им надо подобрать к этим словам свои определения.
Автомобиль – транспортное средство на колесном ходу с собственным двигате-лем для перевозки грузов по безрельсовым путям.
Велосипед – двух или трехколесная машина для езды, приводимая в движение педалями.
Дорога – путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения.
Движение – езда, ходьба в разных направлениях.
Пешеход – человек идущий пешком.
Автобус – многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.
Гонка – быстрое движение, езда.
Транспорт – движущиеся перевозочные средства специального назначения.
Подведение итога соревнования команд.
Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами
Философы говорят, что:
«Жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них».
Уважаемые коллеги! Помните! Обучая ребенка Правилам дорожной безопасно-сти, мы сохраняем ему жизнь!
Спасибо за внимание! Берегите себя и своих близких.