надежда олифер
Семинар-практикум для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Дошкольное детство – период интенсивного развития ребенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые определяют поведение ребенка, формируют фундамент развития личности. Именно эти особенности составляют норматив личностного развития дошкольников и лежат в основе стратегических задач, определяющих работу в дошкольном учреждении.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В современном дошкольном образовательном учреждении ребенок скорее является объектом воспитательных воздействий взрослых, не имея возможности полноценно реализовать свои интересы, потребности и инициативы. ФГОС ДО определяет необходимость поддержки индивидуальности и инициативности детей. Необходимо искать новые способы организации образовательной деятельности в ДОО.
Цель: оказание психолого – педагогической поддержки педагогов ДОУ в вопросах систематизации и актуализации знаний о способах поддержки детской инициативы, через тренинговые занятия, игры, решение проблемных ситуаций.
Задачи:
- сплочение коллектива педагогов и создание благоприятного эмоционального настроения, открытости;
- систематизация информации о формах и способах поддержки и развития детской инициативы;
- выявление затруднений и оказание помощи в практике применения методов поддержки и развития детской инициативы;
Участники: педагоги ДОУ.
Условия проведения: музыкальный зал.
Материалы и оборудование:
1. Стулья по количеству участников.
2. Ручки, карандаши для каждого участника.
3. Мольберт или магнитная доска с бумагой для записей (или ватман).
4. Музыкальное сопровождение (ноутбук, колонки, DVD диск – звуки природы);
5. Стикеры разных цветов;
6. Карточки с указанием возрастного периода: 1) 3 – 4 года, 2) 4 – 5 лет, 3) 5 – 6 лет, 4) 6 – 7 лет.
7. Бумага формата А4;
8. Разноцветный мяч или яркая игрушка.
Методические советы: мероприятие лучше проводить в просторном помещении, необходимо наличие магнитной или маркерной доски, по возможности может быть использована интерактивная доска. Для создания положительного эмоционального настроя можно в течение мероприятия использовать музыкальное сопровождение (например, звуки природы).
Структура семинара-практикума :
1. Ритуал приветствия.
Цель: создание положительного эмоционального настроя группы.
Участники разбиваются на пары, в течение 5 минут задают друг другу вопросы, придумывают, каким образом они представят друг друга. Затем представляют своего партнера, демонстрируют его положительные черты характера и качества.
2. Мозговой штурм «Что такое инициатива?»
Цель: актуализация имеющихся знаний.
Ведущий предлагает подумать и ответить на вопрос: «Что такое инициатива». Ответы педагогов записываются на маркерной доске или листе ватмана. Затем происходит обсуждение.
3. Мини – лекция «Инициативность – важный показатель интеллекта» : Инициативность является важной характеристикой воли. Инициатива (Советский энциклопедический словарь) – почин, первый шаг в каком – либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких – либо действиях. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.
Это важнейший показатель интеллекта, его развития. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
4. Упражнение «Черты инициативной личности»
Цель: осознание различий в представлениях об инициативной личности.
Педагогам предлагается на стикерах разных цветов, необходимо написать черты инициативной личности, а затем прикрепить их к ватману.
Затем происходит обсуждение, обмен мнениями, взаимоконтроль.
В итоге на слайде демонстрируется следующее:
ДЛЯ ИНИЦИАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ХАРАКТЕРНО :
• Произвольность поведения;
• Самостоятельность;
• Развитая эмоционально волевая сфера;
• Инициатива в различных видах деятельности;
• Стремление к самореализации;
• Общительность;
• Творческий подход к деятельности;
• Высокий уровень умственных способностей;
• Познавательная активность.
5. Упражнение «Педагогическая копилка»
Цель: углубление знаний о способах развития детской инициативы в разные возрастные периоды.
Комментарий ведущего: в разные возрастные периоды деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы будет разная. Необходимо разбиться на 4 группы, 3 – 4 года, 4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 7 лет.
Обсудите, что необходимо делать педагогу для развития детской инициативы в тот или иной возрастной период. На обсуждение дается 7 – 10 минут.
Каждая подгруппа представляет, что в результате группового обсуждения у них получилось.
После демонстрируется следующий материал - методические рекомендации О. А. Скоролуповой.
Способы развития детской инициативы
Младший возраст
3 – 4 года
Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы :
• Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
• Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
• Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
• Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу;
• Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
• Поддерживать стремление научиться делать что – то и радостное ощущение возрастающей умелости;
• В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе;
• Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности;
• Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход в застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
• Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
• Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.
Способы развития детской инициативы
Средний возраст
4 – 5 лет.
Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы :
• Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду;
• Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»);
• Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку;
• Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр;
• Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы;
• Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность;
• Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.
• Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
• Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
• Привлекать детей к планированию жизни группы на день.
Способы развития детской инициативы
Старший возраст
5 – 6 лет.
Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно – личностное общение.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы :
• Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям; выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
• Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
• Поощрять желание создавать что – либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому – то (маме, бабушке, папе, другу);
• Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
• При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
• Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т. п. ;
• Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
Способы развития детской инициативы
Подготовительная группа
6 – 7 лет.
Приоритетная сфера инициативы – на учение.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы :
• Водить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта;
• Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. д. Рассказать детям о трудностях, которые вы сами испытали при обучении новым видам деятельности;
• Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
• Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого;
• Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами;
• Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
• При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;
• Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения;
• Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
6. Упражнение «Закончи предложение».
Цель: осознание необходимых изменений в своей профессиональной деятельности.
Ведущий и педагоги сидят в кругу. Участники выполняют следующее задание – передают друг другу мяч, заканчивая фразы:
Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно …
Взрослые предоставляют возможность овладевать …
Взрослые предоставляют возможность для творческого …
Взрослые поощряют творческую …
Взрослые создают широкие возможности для творческого …
Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию …
Подсказка для ведущего:
• Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно использовать нормы и правила поведения;
• Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно овладевать социальными навыками;
• Взрослые предоставляют возможность
для творческого самовыражения;
• Взрослые поощряют творческую инициативу детей;
• Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения детей в разных видах деятельности;
• Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию из разнообразных источников.
7. Игра «ХИМС»
Цель: рефлексия, отреагирование чувств и эмоций, полученных знаний.
Ведущий передает мяч по кругу и говорит: «Наша встреча подошла к концу. Прошу вас поделиться своими мыслями и ощущениями по поводу прошедшего занятия, продолжая предложенные фразы:
- Хорошо, что…
- Интересно…
- Мешало…
- С собой возьму…»
Использованная литература:
1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014г.
2. Справочник педагога – психолога №7, 2014г. Кремлякова А. Ю. «Рефлексивные техники в работе педагога - психолога».
3. Толстикова О. В. Разработка основной образовательной программы – образовательной программы дошкольного образования: метод. рекомендации / О. В. Толстикова, О. В. Савельева - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014г.