Любовь Ащина
Семинар-практикум для педагогов на тему «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара - практикума.
Расширить знания педагогов о нетрадиционных техниках рисования, как средстве формирования творческих способностей детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Раскрыть значение нетрадиционных техник в рисовании в работе с дошкольниками для развития творческих способностей.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов на тему „Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
2. Показать актуальность нетрадиционных техник рисования в детском саду.
3. Познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования, в частности с техникой «Пластилинография».
Здравствуйте, уважаемый коллеги, я рада вас видеть на моем семинаре- практикуме по теме :» Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционное рисование».
Свой семинар-практикум я хочу начать словами художника-педагога Я. Башилова:
«Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям в музыке, так и бедный изоматериал не дает ребенку соответствующих импульсов в работе.»
Современная жизнь требует от человека не шаблонных и первичных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстроты ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Превращение ребенка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. На смену информационно-репродуктивному процессу обучения объективно приходит творческий. Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей - овладение методами познания преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.
Детство - очень важный период жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Через многообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близким и доступным видом работы с детьми является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.
Возраст от 3 до 7 лет является наиболее благоприятным для развитие творческих способностей, так как детям доступны почти все виды художественно- творческой деятельности, одним из которых является рисование.
Художественное творчество является важнейшим средством познания окружающей действительности и положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка, так как именно рисование связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью детей. Ребенок рисует, лепит конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его работа что- то сказала, чтобы изображение его узнали. Рисование карандашами, кистью требуют высокого уровня владения техникой рисования, сформированных знаний и навыков, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Это влечет за собой отрицательное отношение к процессу рисования и ведет к детской неуверенности.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Что же такое нетрадиционное рисование?
1) Это рисование направленное на умение отходить от стандарта. Главное условие: самостоятельное мышление получение неограниченных возможностей выразить в рисунке свои чувства и мысли, погрузиться в удивительный мир творчества.
2) Это эффективное средство изображения, включающие новые художественно- выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалась шаблона.
На занятиях по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник ребенок учиться обдумывать свою работу, подбирать необходимый материал, продумывает оформление и прием изготовлении. Дети начинают анализировать свою деятельность, сравнивать, выделять главное, обобщать.
Рисование с помощью нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, вызывать в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
Применение в работе нетрадиционных техник рисования оказывает большое влияние развитие ребенка :
-активно развивает ориентировочно-исследовательскую деятельность, способность к экспериментированию и изобретательству;
-развивает у детей уверенность в собственных силах;
-учит детей свободно выражать свой замысел (самостоятельность, инициатива);
-побуждает детей к творческим поискам и решениям поставленной цели;
-развивает навыки ориентации на листе бумаги;
-учит детей работать с разнообразными традиционными и нетрадиционными материалами и инструментами;
-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, фантазию, эстетический вкус;
-оказывает влияние на развитие психических функций ребенка- развивает память, внимание, логическое и образное мышление, воображение;
-развивает тактильную чувствительность дошкольников;
-не утомляет дошкольников, повышает работоспособность;
-способствует повышение уровня развития зрительно-моторной координации;
-развивает творческие способности детей.
На основе этого можно сделать вывод: моя тема актуальна.
В основу моей педагогической работы легли принципы, направленные на личностно- ориентированный подход к обучению и воспитанию:
-принцип поэтапности (от простого к сложному);
-принцип наглядности (у детей лучше развита наглядно- образная память чем словесно- логическая);
-принцип индивидуализации (учет темперамента, характера ребенка, вовлечение каждого ребенка в педагогический процесс);
-принцип сравнения (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов);
-принцип непосредственной связи с реальной жизнью (опора изображения на впечатление, полученное от окружающей действительности).
Для систематизации знаний детей и развитие их творческого потенциала я поставила задачи:
-формировать умение использовать в своей работе продуктивной деятельности разные материалы и сочетать их с нетрадиционными изобразительными техниками рисования;
-развивать творческие способности посредством нетрадиционных техник рисования;
-развивать зрительно- моторную координацию;
-развивать умение сочетать традиционные и нетрадиционные изобразительные техники рисования;
-развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с различным изобразительным материалом для получения более выразительного образа.
Также не малую роль в развитии ребенка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать на активную деятельность. При организации предметно-развивающей среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников.
Задача уголка творчества : развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.
В центре художественного творчества в сочетании с традиционными материалами подобран разнообразный нетрадиционный изобразительный материал:
-ватные диски и ватные палочки;
-жесткие кисти разного размера (для рисования тычком);
-штампы с геометрическими фигурами и разными изображениями;
-поролон;
-засушенные листья;
-соль, манка;
-нитки разной фактуры;
-трубочки для коктейля;
-пуговицы, бусины;
-расчески, зубные щетки, свечи.
В работе используем гуашь, акварель, восковые мелки, цветную и мятую бумагу, салфетки, рисуем пеной для бритья, мыльными пузырями. Использование разных материалов в работе с дошкольниками позволяет нестандартно, в полной мере проявлять свои потребности, развивать уверенность в себе и своих силах.
Предлагаю вашему вниманию распределение техник по возрастам :
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля;
- рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- с помощью ватных дисков;
- кляксография с трубочкой.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- рисование витражными красками
- кляксография обычная;
- пластилинография.
Каждая из этих техник — маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Свою теоретическую часть хочу закончить словами М. Шкляровой: «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать на много труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.»
А теперь предлагаю перейти к практической части семинара.
Мы будем сегодня заниматься пластилинографеей или по -другому пластилиновой живописью.
Мы рисуем пластилином,
Пластинографикой это называется.
Очень яркий рисунок получается.
«Пластилиновая живопись из шприца» - этот вид живописи используется крайне редко в работе в детских садах, так как это очень кропотливый труд, требующий индивидуальную работу с ребенком или работу в малочисленных подгруппах. Но это самое лучшее занятие для детей, так как это весело и занимательно. Дети с большим удовольствием делают картины из пластилина.
Техника пластилиновой живописи достаточно проста, но очень кропотливая. Вся аппликация выполнена из пластилиновых жгутиков, которые скручиваются в круг, овал, треугольник. Из нити или жгута можно делать простые работы, лепить буквы, изучать геометрические фигуры. Самые простые работы доступны даже малышам.
Рисование пластилиновыми жгутами:
1. Учит работать как по образцу, так и по собственному замыслу, развивая фантазию
2. Повышает интерес детей к художественному творчеству
3. Учится анализировать формы и размеры объекта труда, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве, находить нужное количество деталей и места их соединения.
4. Воспитывает и развивает любознательную активную, самостоятельную и творческую личность.
Рисование пластилиновыми жгутами способствует развитию у ребенка :
мелкой моторики рук и тактильного восприятия, что в свою очередь положительно влияет на развитие речи;
пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия;
творческого мышления;
внимания и усидчивости;
изобразительных навыков и умений;
эстетического вкуса, фантазии;
трудовых навыков;
навыков контроля и самоконтроля
Готовую работу можно подарить, отправить на выставку, украсить интерьер.
Техника рисования пластилином из шприца.
Инструменты и материалы:
- пластилин марок «Гамма», «Centrum», «Faber», «Jovi» – они яркие, пластичные и качественные,
- альбомный лист или картон, либо готовый образец рисунка (раскраска,
- медицинский шприц (без иглы) (на 5-20мл,
- емкость с горячей водой,
- стека,
- доска для лепки,
- салфетки.
Перед каждой работой с пластилином необходимо детям напомнить о правилах безопасного обращения с материалом.
Правила безопасности:
Пластилин – это не еда,
Брать в рот его нельзя.
Перед работой на стол клеёнку постели,
На одежду и пол его не лепи.
И ещё совет простой,
После работы,
Вытри руки и помой.
Этапы выполнения работы:
Разбираем шприц - вытаскиваем поршень из цилиндра. Предварительно носик у шприца отрезать ножом, так выдавливать будет легче. Но можно и не обрезать. Для каждого цвета нужно использовать свой шприц, чтобы не было наслоения цвета, так как в пипочке всегда остается небольшое количество пластилина.
Из кусочка пластилина делаем «колбаску» и помещаем ее в цилиндр шприца, вставляем поршень на место и немного придавливаем пластилин. Лишний пластилин необходимо отрезать стеком. То же самое проделываем с пластилином другого цвета.
Теперь шприцы с пластилином кладем (горизонтально) в емкость с горячей водой на 2-3 минуты (чтобы пластилин стал мягким). Держать слишком долго не стоит, так как у пластилина есть свойство таять.
Затем берем шприцы из воды, надавливаем на поршень, теплый материал необходимо выдавить на рабочую поверхность «длинными нитями». При необходимости получения «толстеньких линий» можно воспользоваться шприцом для кондитерских изделий.
А теперь работают воспитатели. У вас на столах лежат картинки с уже готовыми контурами рисунка, альбомные листы, можно по ним сделать работу, жгутиками выкладываем картинку, а можно раздать чистые листы, и уже здесь наступает время пофантазировать.
Готовую работу можно подарить, отправить на выставку, украсить интерьер.
Такой метод пластилиновой живописи из шприца не сможет оставить равнодушным даже самого требовательного ребенка. Это отличный способ провести время
Ожидаемый результат:
Создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности, применение участниками мастер-класса техники «пластилинография» в работе с детьми.
На этом наш семинар – практикум подошёл к концу, спасибо за внимание. До новых встреч.