Кристина Гаглоева
Семинар-практикум для педагогов «Инновационные подходы в развитии речи дошкольников». Деловая игра «Полет на самолете»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Инновационные подходы в развитии речи дошкольников»
Форма проведения: деловая игра «Полёт на самолёте»
Цель: ознакомление педагогов с инновационными технологиями для развития речи детей.
Темочки:
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самолеты, вертолеты. Воздушный транспорт
- Семинар, практикум
- Темочки
Задачи: познакомить педагогов с такими технологиями, как пальчиковые игры в воде и синквейн; расширить знания воспитателей и специалистов о логоритмике и моделировании для развития речи детей. Повысить уровень профессиональных знаний о развитие речи дошкольника.
Ход семинара
Музыкальный зал оформлен в виде салона самолёта.
Педагоги входят в методический кабинет и при входе от «стюардесс» получают билеты на самолёт, на которых написано имя любого из присутствующих педагогов. Рассаживаются на стулья, которые расставлены в виде кресел в салоне самолёта.
Кристина: Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас на борту нашего самолёта.
Александра: На борту самолё та вас приветствуют два пилота:Гаглоева Крмстина Элвериевна - первый пилот и Газданова Александра Аслановна– 2 пилот, под руководством которых, и будет проходить наш полёт.
Звучит фонограмма о начале полёта.
Кристина: А начать наш полёт мы хотим с подарков, которые вы сейчас подарите друг другу.
Упражнение для педагогов "Подарок"
- Сейчас вы будете дарить подарки друг другу. Начиная с любого, по очереди средствами пантомимы педагог дарит какой-то предмет тому, чьё имя написано на билете (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.) Отгадывает и получает подарок только тот, кому он адресован, другие не помогают.
Александра: И с таким хорошим настроением мы желаем вам провести наш полёт.
Кристина: А как вы думаете? Куда мы летим? (Ответы)
Мы с вами летим в страну компетенции. А что такое компетенция? (ответы)
«Компетенция есть нечто большее, чем просто знания и умения. Она включает способность отвечать на сложные запросы, путем привлечения и мобилизации психологических ресурсов (включая умения и установки) в конкретном контексте»
Александра: А расширить наши с вами познания мы хотим в области развития речи, и осветить такой вопрос как инновационные технологии в обучении развитию речи.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Поэтому, темой нашего семинара-практикума будет : «Инновационные технологии в развитии речи дошкольников». Сегодня мы познакомимся с интересными, для кого-то знакомыми, а для кого-то и нет, инновационными технологиями.
Кристина: Технологии развития речи бывают традиционные и нетрадиционные. Давайте вспомним, какие есть традиционные технологии (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание).
В отличие от традиционных технологий инновационные - формируют творческие способности, развивают нестандартное видения мира, новое мышление.
Звучит объявление стюардессы о входе самолёта в зону тумана.
Александра: Уважаемые пассажиры, просьба пристегнуть ремни. Наш самолёт входит в зону тумана.
Игровое упражнение для педагогов «Туман»
Чтобы наш самолёт благополучно покинул зону тумана вам нужно немного поработать. Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.
Мы будем называть пословицы разных стран, а вы должны назвать аналогичную, но русскую пословицу.
Сын леопарда - тоже леопард (Африка) - (Яблоко от яблони недалеко падает)
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) - (Шила в мешке не утаишь)
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) - (В тихом омуте черти водятся)
Молчаливый рот - золотой рот (Германия) - (Слова - серебро, а молчание – золото)
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) - (Язык до Киева доведет)
Звучит объявление стюардессы о выходе самолёта из зоны тумана.
Кристина: уважаемые пассажиры, мы преодолели зону турбулентности. Летим дальше.
Руки - какой совершенный инструмент дала нам природа! Если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Происходит то, что писал А. М. Горький: «рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Вы наверно догадались, что дальше речь пойдёт о пальчиковой гимнастике, но не о традиционной, которую вы все проводите, а о пальчиковой гимнастике в воде. Аква-гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде. Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Не случайно игры с водой являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира. Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Если соединить это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями, то получится отличная пальчиковая гимнастика в воде.
«Пальчиковые игры в воде» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы, сила, хорошая подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Мы вам предлагаем самим показать, как бы вы провели пальчиковую игру в воде. Вам предлагается коротенькое стихотворение, на его примере вы должны продемонстрировать показ пальчиковой игры в воде, как бы вы показывали её детям.
Показ педагогами пальчиковой игры в воде:
Игра «Медуза»
Исходное положение – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в исходное положение.
Прозрачная медуза так красива,
Но только обжигает больнее, чем крапива.
Игра «Рыбка»
Исходное положение – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьем кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Александра: замечательно наш полёт продолжается.
Существует ещё одна интересная комплексная методика, включающей в себя речь, музыку и движение, называется эта методика…
-Может кто-то подскажет? Правильно логоритмика.
Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла.
(Показывает Дигоева О. Е.)
Кристина: К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Как вы думаете, о какой технологии пойдёт речь дальше?
-Эта технология называется моделированием или мнемотехникой. Об этой технологии знают все, но применяют её единицы.
(Рассказывает Надия Раисовна)
Александра: С заданием все справились. Наш полёт продолжается. Ещё одна технология, которую применяют для развития речи называется «Синквейн»(ГаглоеваК. Э.)
Может кто-то знает эту технологию?
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!
«Итог семинара»– Составление синквейна
Составьте свой синквейн о нашем семинаре
Речь
Чистая, правильная.
Учим, повторяем, закрепляем.
Мы многое узнали о развитии речи.
Понравилось!
Кристина:
А закончить наш полёт на бы хотелось Притчей.
Жила-была в лесу Сова. Она была очень мудрая, поэтому звери леса часто ходили к ней советоваться. А еще Сова очень гордилась своим умом и дорожила своим временем, поэтому говорила она редко, мало и только по делу, а если её просили что-нибудь посоветовать, то советы её всегда были краткие. Как-то раз к Сове пришло столько зверей за советами, что к ней выстроилась целая очередь. Последним в очереди стоял Ёжик. Он, послушав ответы Совы, решил, что Сова и вправду очень мудрая, а потому стал думать, о чем бы ее таком интересном спросить.
— Здравствуй, Сова, — сказал Ёжик.
Но Сова ничего не ответила ему и даже не посмотрела в его сторону. Ведь Сова была очень гордой и очень дорожила своим временем.
А Ёжик продолжил говорить.
— Вот ты, Сова, даешь всем советы, а какой самый главный совет ты бы дала сама себе?
Сова задумалась. Она думала минуту, другую, третью.
Она думала так долго, что у Ёжика даже голова устала смотреть вверх, на Сову, и он опустил ее.
Спустя какое-то время Сова взглянула на Ёжика и улыбнулась ему, чего раньше она никогда не делала.
— Я бы посоветовала сама себе каждый день делать как можно больше хорошего и доброго, — сказала она Ёжику.
Говорят, что с тех пор Сова стала мягче и добрее, а еще она стала дружелюбнее относиться к тем, кто спрашивал у нее советы.
Я желаю вам, чтобы вы были такими же мудрыми как сова, каждый день делали как можно больше хорошего и доброго, и к вам за советом всегда шли люди.
Звучит фонограмма об окончании полёта.
Александра:
Наш полёт подошёл к концу, надеемся ваша компетенция сегодня пополнилась новыми знаниями, которые вы будете применять в своей работе с детьми по развитию речи.
Кристина:
На прощание мы хотим раздать вам Правила для смелых и упорных педагогов
Правила для смелых и упорных педагогов
* Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
* Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
* Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
* После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
* Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.