Получи документы

Семинар-практикум для педагогов «Гиперактивность. Как помочь ребенку»

Ирина Истомина
Семинар-практикум для педагогов «Гиперактивность. Как помочь ребенку»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность:

Поскольку среди родителей и педагогов все еще существует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто “распущенность” ребенка, или результат неумелого воспитания. То крайне важно организовать такую форму общения, при которой педагоги могут получить как теоретические знания, так и практические навыки общения с гиперактивными детьми и их родителями.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Гиперактивность, Как помочь ребенку“» размещена в разделах

Ход семинара-практикума.

Они почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны, с ними трудно и родителям, и воспитателям, и педагогам. «Нарушители порядка и спокойствия», «неуправляемые» – самые мягкие эпитеты, которыми награждают этих детей взрослые.

Уважаемые коллеги речь пойдет о гипреактивных детях, я приглашаю вас принять участие в обсуждении данной темы.

1. Упражнение «Приветствие»

Коллеги, давайте поприветствуем друг друга. Для этого нам необходимо встать в круг. Каждый из вас, по кругу передает приветственное слово и прибавляет к нему какой либо жест, но не забывайте для начала приветствие повторить жест предыдущего участника, а затем поздороваться самому и прибавить свой жест.

(участники приветствуют друг друга)

2. Мини лекция «Что такое гиперактивность

«Гипер (от греч. hyper— «над», «сверху») — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный».

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности : это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т. д.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД, наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться.» (1997, с. 4). Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Но не забывайте о том, что диагноз-гиперактивность, ставит только невропатолог.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Для того чтобы понять кто же такой гиперактивный ребенок мы с вами попробуем составить портрет гиперактивного ребенка.

2. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»

Предлагаю каждому из вас записать на листе по одному качественному прилагательному присущему поведению гиперактивного ребенка.

Совместно составляется характеристика гиперактивного ребенка.

(каждый из участников записывает на листе одно свойство поведения которое присуще именно гипреактивному ребенку, по сигналу ведущего участники по часовой стрелке передают листок рядом сидящему, а в листке который они получили записывают вновь то изречение которое записывали изначально. Таким образом, пройдя полный круг, на листе будут записаны слова, характеризующие гиперактивного ребенка.

Портрет гиперактивного ребенка

• импульсивен

• двигательно расторможен

• отвлекаем

• невнимателен

• испытывает повышенную утомляемость

• присутствует двигательная неловкость

• нарушение пространственной координации

• беспричинное раздражение.

3. Упражнение «Ценные качества гиперактивного ребенка»

Уважаемые коллеги, мы с вами составили портрет гиперактивного ребенка, мы знаем, чем он отличается от других детей. Теперь я предлагаю вам назвать, какими ценными качествами обладает ребенок с СДВг?

(участники по-очереди передавая друг другу мяч называют по одному ценному качеству присущему гиперактивному ребенку.

Качества присущие гиперактивному ребенку, действительно уникальны, и с таким ребенком точно не будет скучно, и будет очень здорово, если вы найдете к такому удивительному человечку подход и общий язык.

4. Мини-лекция «Как выявить гиперактивного ребенка».

Для того чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада или в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Основные симптомы СДВГ

• расстройство внимания,

гиперактивнось,

• импульсивность.

Что должно насторожить в поведении ребёнка?

1. Беспокойные движения рук и ног.

2. Сидя на стуле, крутится, часто меняет позу, особенно во время целенаправленной деятельности или занятий.

3. Легко отвлекается на любые посторонние раздражители.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, спортивные занятия, экскурсии и т. д.)

5. На вопросы отвечает не задумываясь, не выслушивая их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает трудности, связанные с непониманием инструкции, проблемами планирования и организации деятельности.

7. Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.

8. Не может играть тихо, спокойно.

9. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

10. Много разговаривает сам, но не слушает речь, обращённую к нему.

11. Часто теряет вещи (например, игрушки, карандаши, книги и т. д.).

12. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегая на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Если не менее 8 перечисленных признаков проявляются в поведении ребёнка ежедневно по крайней мере в течение полугода, то можно говорить о синдроме дефицита внимания.

Анкета для педагога.

В какой степени выражены нижеперечисленные признаки у ребёнка?

Поставьте соответствующие цифры:

0 – отсутствие признака,

1 – присутствие в незначительной степени,

2 – присутствие в умеренной степени,

3 – присутствие в выраженной степени.

№ Признаки Баллы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Беспокоен, извивается как уж.

Беспокоен, не может оставаться на одном месте.

Требования ребёнка должны выполняться немедленно.

Задевает, беспокоит других детей.

Возбудимый, импульсивный.

Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени.

Не заканчивает работу, которую начинает.

Поведение ребёнка требует повышенного внимания учителя.

Не старателен в учёбе.

Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив).

Общее число баллов

Если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более для мальчиков, вам необходимо показать ребёнка специалисту.

5. Упражнение «Трудно быть гиперактивным»

Цель упражнения: дать возможность участникам побывать в роли гиперактивного ребенка.

Ход игры. Уважаемые коллеги, мне нужен один участник. (он будет ведущим, психолог дает участнику карточку с абстрактным рисунком). Ваша задача составить четкую и понятную инструкции, для группы, которой предстоит по этой инструкции нарисовать картину. Перед началом инструкции Вам необходимо произнести следующую фразу –«Послушайте, а затем нарисуйте, пожалуйста, следующее.» (уходит на 1 минуту из зала).

Остальные участники делятся на тройки.

Инструкция психолога. Задача – моделирование поведения одного гиперактивного ребенка. Один представитель вашей тройки моделирует поведение ребенка с дефицитом внимания. Итак, ваша задача, во время чтения инструкции ведущим, сосчитать все предметы, имеющие острые углы, или предметы названия которых начинаются на «С».

Второй участник играет роль импульсивного ребенка. Ваша задача – выкрикивать такие фразы как: «Здорово!», «Замечательно», «Ничего не понятно», «А можно я выйду?», «Ничего не понятно» и т. д. третий участник должен ходить по аудитории и моча здороваться – пожимать руки присутствующим и дотрагиваться до столов и стульев – моделируя поведения ребенка с двигательным беспокойством.

Все понятно. Тогда начинаем играть.

Содержание. Ведущий входит в аудиторию и громко дает инструкцию всем участникам. :«Послушайте, а затем нарисуйте, пожалуйста, следующее.»

Инструкция произносится один раз, без повторения.

Остальные участники слушают инструкцию и при этом моделируют заданное им поведение. По окончании инструкции каждая тройка начинает рисовать абстрактную картинку, которую ведущий сравнивает с оригиналом.

Рефлексия.

Я предлагаю вам занять свои места, и поделится впечатлениями. Участники по кругу делятся впечатлениями, рассказывают о трудностях, с которыми столкнулись, играя такую необычную роль.

А теперь я прошу высказаться ведущему. Расскажите о своих ощущениях, о том какая категория «детей» мешала больше всего, как все же удалось выполнить свое задание и у кого из детей оказались самые правильные рисунки и почему.

Всем нам понятно, какие же сложности испытывает гиперактивный ребенок, и сейчас поговорим о том, как же с ним взаимодействовать.

6. Мини-лекция «Как взаимодействовать с ребенком».

Тактика общения с непоседой.

Важно понять: стиль и тактика нашего общения закладывается в раннем детстве. Ребёнок испытывает средства нашего воздействия (положительного и отрицательного, нашу реакцию, нашу выдержку. И если мы пытаемся изменить ситуацию криком, угрозами, наказаниями, то тем самым создаём основу для будущих проблем.

Взрослые хотят руководить ребёнком (или считают необходимым это делать). Но руководить не значит «заставлять», «командовать», требовать беспрекословного подчинения. У ребёнка должно возникнуть желание, чтобы им руководили. Он должен доверять нам, а упрёки и угрозы совсем не способствуют этому.

Эффективность общения зависит не только от нашего желания добиться определённых результатов, но и от того, как мы это делаем. И здесь имеет значение всё – тон, интонация, взгляд, жесты.

Как разговаривать с беспокойным ребёнком?

1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «терпеть не могу». «ты извёл меня», «у меня нет сил», «ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых, бессмысленны. Ребёнок просто перестаёт их слышать.

2. Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним позже.

3. Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть ребёнок почувствует ваше внимание и заинтересованность.

4. Во время разговора помните, что важны тон, мимика. Жесты, на них ребёнок реагирует сильнее. Чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.

5. Разговаривая с ребёнком, задавайте вопросы, требующие пространного ответа.

6. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.

7. Не оставляйте без внимания просьбы ребёнка. Если просьбу нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», объясните, почему вы не можете её выполнить.

В продолжении нашего разговора рекомендации:

7. Мини-лекция «Как играть с гиперактивным ребенком»

Подбирая игры для гиперактивных детей необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях, быструю утомляемость.

Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие игры и упражнения, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, что бы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др., можно переходить к более сложным формам работы по одновременной отработке всех трех функций.

Упражнение «Маленький зверек»

Цель: дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приемов можно осуществлять мышечный контроль.

Содержание:

Психолог просит участников закрыть глаза, после чего тихим спокойным голосом произносит следующий текст: «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок, птичка… Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легкими движениями больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами. Убедитесь, что зверек в полной безопасности, улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза».

Обсуждение:

Психолог задает вопрос о том, что чувствовал каждый из участников, выполняя данное упражнение? Трудно ли было сидеть неподвижно в течение его выполнения? Психолог знакомит родителей с детским вариантом игры.

8. Мини-лекция «Работа с родителями гиперактивного ребенка»

Родители гиперактивного ребенка испытывают чувство вины за его поведение, особенно находясь в общественных местах. Иногда они не знают, что делать в той или иной ситуации. Необходимо разъяснить, что ребенок не виноват, поэтому оклики и замечания, частые запреты (особенно на двигательную активность) не приведут к улучшению поведения, а со временем осложнят взаимоотношения. Гиперактивный ребенок эмоционален, раним. Снизить эмоциональное напряжение помогают тактильные ощущения (поглаживания, массаж, психогимнастические игры “Шалтай – болтай”, Насос и мяч”, “Винт”). Контакт родителя и педагога поможет установить доверительные отношения. Одна из возможностей для этого – карточка – письмо. В ней педагог фиксирует достижения ребенка за день и передает родителю. Родитель, в свою очередь, может поощрить ребенка (погулять дольше на 10 минут, почитать книгу, поиграть с ребенком). Утром родители приносят аналогичную карточку с информацией и передают педагогу. Таким образом, устанавливается контакт между взрослыми, а у ребенка формируется чувство уверенности в себе, повышается самооценка.

9. Упражнение “Письмо – карточка”

Содержание: Участники группы делятся на подгруппы по три человека. Распределяют роли: родитель, педагог, наблюдатель. В течение 7 – 10 минут педагог, и родитель обмениваются карточками. Письменный диалог протекает без обсуждений. Наблюдатель делится своим впечатлением, дает рекомендации участникам подгруппы.

После проведения упражнения группой целесообразно обсудить, какие высказывания были некорректными, а какие помогли получить нужную информацию.

Обратная связь.

10. Игра “Клубочек”

Цель: подведение итогов встречи; выявление запросов; рефлексия.

Каждый из участников группы передавая клубок, высказывает свое мнение о работе группы.

Благодарю за внимание.

Литература:

1. М. М. Безруких «Ребёнок – непоседа», М., Издательский центр «Вента-Граф», 2001.

2. И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова «Непоседливый ребёнок», М., изд-во Института Психотерапии, 2001.

3. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина «Тренинг эффекттивного взаимодействия с детьми», комплексная программа. ,Санкт-Петербург, изд-во «Речь», 2000.

Е. К. Лютова, Г. Б. Монина «Тренинг общения с ребёнком» (период раннего детства)., Санкт-Петербург, изд-во Речь», Творческий Центр «Сфера», М., 2001.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2 Цель: Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. Психологическое сопровождение молодого специалиста.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку учиться»Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку учиться» Цель: Объединить усилия родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Задачи: • Оценка значимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Гиперактивность. Как помочь ребенку»
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 23:54
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Гиперактивность. Как помочь ребенку»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Истомина (УИ 82605) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД