Елена Баранова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Секреты эффективного общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
• Познакомить с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций;
• Сформировать навыки конструктивного решения конфликта;
• Познакомить с приемами бесконфликтного общения.
Количество участников: 15- 20 человек.
Продолжительность: 1,5 часа.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Секреты эффективного общения“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Ход семинара- практикума :
1. Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!»
Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Их регулярное выполнение способствует выработке умения контролировать свои эмоции без ущерба для здоровья. Кроме того, при возникновении конфликта благодаря этим упражнениям педагог сохранит спокойствие, обретет способность быстро справляться с негативными эмоциями.
Инструкция. Проговаривая аффермации, педагоги выполняют следующие действия:
1) «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь» - стоя, свести лопатки, улыбнуться.
2) «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача» - положить обе ладони на лоб, затем на грудь.
3) «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче» - потирая ладонь о ладонь.
4) «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего» - встав на цыпочки руки поднять над головой и сомкнуть в кольцо.
5) «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо» - руки в стороны, словно раздвигают преграды.
6) «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу» - руками совершить движение сверху вниз, как умывание.
7) «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен и я – прекрасна» - руки широко развести в стороны.
8) «Я бодра и энергична, и дела идут отлично» - покачаться с носка на пятку.
9) «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается» - сложив руки в замок, сделать глубокий вдох.
2. Притча «Страшный сон»
Инструкция. Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть- ты переживешь всех своих родных».
Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «мы оба одинаково истолковали сон. Нов се зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Вопросы для обсуждения:
• Какое отношение, на ваш взгляд, имеет притча к теме нашего семинара- практикума?
• В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?
• Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка- как первый или как второй толкователь?
• Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?
3. Раздача информации о значении жестов (см. Приложение 1).
Задание: несколько человек из каждой группы выбирают группу жестов из Приложения и изображают их. Другие группы должны угадать, пользуясь розданной информацией, какую группу жестов показывают.
Закрепление: психолог еще раз обращает внимание на то, как легче запомнить значение жестов по группам.
4. Упражнение «Искусство общения»
Инструкция. Перед каждым участником лежит карточка с тезисом. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий. Другие участники могут дополнять ответ выступающего собственными комментариями.
Тезисы:
1) Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
2) Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
3) Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
4) Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
5) Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
6) В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
7) Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
5. Разминка. (По кругу пускаем коробочку с карточками).
Задание: Вытащить бумажку со словом или предложением и прочитать, правильно расставив ударение.
Варианты предложений:
• Посмотрите на доску!
• Мне понятны Ваши намерения.
• Куда ты положила тряпку для доски.
• Урок уже начался!
• Ты стала еще красивее.
• Мы должны углубить свои знания.
• Я очень занятой человек!
• Необходимо улучшить материально-техническое обеспечение.
• Представляю вам мнение эксперта.
• Характерный человек.
• Вы стали еще красивее.
• Я – истинный христианин.
• Мне сказали перезвонить.
• Что-то должно начаться.
• Ты меня понял?
• Он живет на квартале.
• Ох, уж этот переходный возраст!
• Повторим пройденный материал.
• Необходимо упрочить наши знания.
• Надо облегчать друг другу жизнь.
• У нас скоро переводной экзамен.
• Хочу вас подбодрить.
• Развитый ребенок.
• Кто принес торты?
• Мы все занятые люди.
• Я просмотрела весь каталог.
• У кого аптечка с медикаментами?
• Перепиши набело.
• Все ушли в диспансер.
• Важная аристократия.
6. Упражнение «Желаю Вам…»
Инструкция. Упражнение проводится в круге. Задача- сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга, как одному из родителей своей группы.
Примечание. В завершение педагог- психолог может отметить, что любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности.
7. Просмотр мультипликационного фильма «Моя жизнь»
Мультфильм снят российским режиссером Наталией Березовской в 2000 году. Главный герой- маленький забавный поросенок, который пока еще не знает о сложности и жестокости мира.
К сведению. В 2001 г. на фестивале анимационного кино в г. Анси (Франция)мультфильм получил награду в номинации «Самый смешной мультфильм в мире».
Комментарий. В ходе обсуждения участники подводятся к следующему выводу: мультфильм перекликается с притчей «Страшный сон»; представленный в нем детский оптимистический взгляд на жизнь помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения обрести душевное равновесие, избежать конфликтов в общении.
8. Обратная связь
Инструкция. Участники должны оценить семинар- практикум по категориям: деятельность ведущего, содержание занятия, оценка собственной работы на семинаре, психологический климат в группе,- поставив оценку по 10- балльной шкале.