Марина Приходько
Семинар — практикум для педагогов ДОУ «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для педагогов ДОУ
«Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
Цели: повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания; вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
Оборудование: проектор, листы бумаги, цветные карандаши, макеты.
Повестка дня:
1. Вступительное слово (старший воспитатель Приходько М. В.)
2. «Роль регионального компонента в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста» (старший воспитатель Приходько М. В.)
Публикация «Семинар — практикум для педагогов ДОУ „Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
3. Презентация наглядных пособий- макет «Кубань мой край родной» (воспитатели ДОУ)
4. Слово председателя советов ветеранов Кухаренко Е. В.
5. Рефлексия.
(Слайд 1)
1. Добрый день дорогие коллеги! Сегодня наша встреча с вами посвящена «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ». На нашей встрече сегодня присутствует председатель советов ветеранов, бывший учитель музыки и кубановедения Кухаренко Елена Викторовна.
(Слайд №2)
Своё выступление я хочу начать словами известного педагога Василия Александровича Сухомлинского «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания».
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. ФГОС ДО рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь.
2. Какова же роль регионального компонента в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста?
На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа.
Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально-значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс.
Слайд (3)
Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая региональное и национальное своеобразие культуры, потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.
Содержание регионального компонента дошкольного образования
призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала
в условиях многонациональной среды.
Изучая региональнальный компонент в дошкольном образовании, мы помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Одна из важных задач является формирование представлений у детей о родном крае, о многообразии уникальных культур и традиций национальностей и народностей, проживающих на территории края, родной природы, культурного наследия - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, изучение язык, обрядов, фольклора, народных игр. У каждого народа есть свои национальные традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения, хранятся и приумножаются.
(Слайд 4)
Знакомить детей с региональным компонентом необходимо с раннего возраста и включать во все виды деятельности и режимные моменты.
Виды деятельности, через которые реализуется региональный компонент :
Познавательная деятельность: экскурсии, посещение музея, проектная деятельность;
Изобразительная деятельность – рисунок, лепка, аппликация с национальными мотивами и с беседами соответствующей тематики;
Игровая деятельность – тематические сюжетно-ролевые игры;
Театральная деятельность – разучивание кубанских танцев, песен;
Двигательная деятельность – кубанские подвижные игры ;
Совместная деятельность – беседы, чтение художественной литературы на тему истории, культуры, языка региона, пальчиковые народные игры, потешки, стихи;
Досуговые мероприятия: праздники, утренники, кубанские посиделки;
Прогулка – наблюдение за растительность на территории детского сада, наблюдение за птицами, обитающими на территории.
Основными целями регионального компонента являются :
-создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
-обеспечение единства образовательного пространства.
(Слайд 5)
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);
6. Обобщение опыта педагогической деятельности.
(Слайд 6)
Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов: -принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
-принцип учета этнокультурной ситуации развития детей;
- принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства;
- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития.
(Слайд7)
Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий :
1. Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
2. Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
3. Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность
4. Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
5. Создание культурно-развивающей среды в ДОУ.
И работая, над созданием культурно-развивающей среды мы решили уделить внимание технологии макетирования.
Макет – это модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную вели-чину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия.
• Макеты привлекают внимание детей и рассматриваются ими как игровая среда, где можно развернуть различные игровые действия, тем самым способствуют развитию познавательного интереса к изучаемым объектам.
• Макеты создают благоприятные условия для сенсорного развития детей. Работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами способствует развитию тактильного восприятия; работа с мелкими деталями способствует развитию мелкой моторики рук.
• Работа с макетами способствует развитию у детей коммуникативной инициативы. В процессе работы педагог целенаправленно отбирает нужный игровой материал, ставит и решает речевые задачи. Дети знакомятся, описывают, сравнивают, рассказывают о различных явлениях и объектах, рассуждают.
Таким образом, использование макетов в работе с детьми — одна из инновационных технологий, способствующих формированию игровых умений, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.
И сейчас мы предоставляем слово нашим педагогам.
И так первый макет представят воспитатели первой младшей группы Давиденко Н. Г. и Кудряшова Н. Ю. Второй макет воспитатель средней группы Плескачева М. А., третий макет воспитатели старшей группы Понибратец Д. П. и Лях С. П., четвертый макет воспитатели подготовительной группы Давиденко Е. Л., Слесаренко Н. Н.
3. Презентация наглядных пособий- макет «Кубань мой край родной» (воспитатели ДОУ)
Вывод: хочется отметить, что использование макетов займет достойное место в процессе познавательной деятельности в рамках регионального компонента у детей дошкольного возраста.
4. Слово председателя советов ветеранов Кухаренко Е. В.
Рефлексия
На листе бумаги предлагается участникам обвести свою ладошку.
Каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой – для меня это важно и интересно.
Указательный – я получила интересные знания.
Средний – мне не понравилось.
Безымянный – игра прошла с пользой для меня.
Мизинец – для меня было недостаточно
В заключении хочу сказать: ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл нашей работы.