Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по развитию связной речи «Пути эффективного формирования связной речи дошкольников»

Светлана Сурова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по развитию связной речи «Пути эффективного формирования связной речи дошкольников»

Цели:

• Активизировать деятельность педагогов;

• Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Е. Щукина

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ по развитию связной речи „Пути эффективного формирования связной речи дошкольников“» размещена в разделах

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.

Связная речь подразумевает умение ребенка выстраивать развернутые предложения, рассуждать логично и четко формулировать свои мысли. Развитие связной речи начинается с трех лет, а наиболее активная фаза её формирования протекает в пять-шесть лет. В это время чаще надо предлагать малышу пересказывать сказки, озвучивать свои мысли по поводу прочитанного материала или объяснять значение пословиц своими словами. Это поможет ребенку научиться мыслить, формулировать собственные мысли и выстраивать причинно-следственные связи.

К окончанию дошкольного возраста развитие речи ребенка должно достигнуть того уровня, который необходим для успешной учебы в школе. Это звуковая культура речи, овладение грамматическим и лексическим строем родного языка, а также уверенное осознание речи и её произвольности, которое дает малышу возможность выбирать адекватные языковые средства в процессе общения с окружающими его людьми.

Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи : работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в различных видах деятельности - игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой и бытовой деятельности и др.

Специальные речевые занятия нацелены на формирование готовности ребенка к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения: ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом воспитателя, получает новые знания о языковой системе родного языка, учится оценивать продукт собственной речевой деятельности.

В центре нашего внимания - развитие связной речи.

Это объясняется рядом обстоятельств:

• в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения);

• в связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;

• в связной речи отражены все другие задачи речевого развития : формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи.

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». (Ушакова О. С.)

Речь современного дошкольника имеет множество проблем, это и:

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Связная речь – это определенная последовательность слов и предложений, которые связаны между собой определенными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами.

К поступлению ребенка в первый класс речь становится универсальным средством общения с окружающим миром, поэтому очень важно уметь выражать свои чувства, мысли, эмоции и желания. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития. Что имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Основная задача педагога в работе по развитию связной речи – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Поэтому мы с вами собрались сегодня еще раз поговорить о важности развития связной речи у детей, о том, как сделать работу над развитием связной речи ещё более эффективной, поделиться опытом работы.

Понятие связной речи и ее функция и значение для развития ребенка :

Речь считается связной, если для нее характерны:

• содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

• точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

• логичность (последовательное изложение мыслей);

• ясность (понятность для окружающих);

• правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе, которым присущи свои особенности.

И так начнём нашу деловую игру «Раз словечко, два словечка!»

Участники делятся на две команды с помощью жребия.

Первая команда «Умники», вторая команда «Знайки»

И так начнём

1. Первый вопрос для команды «Умники»

• Назовите основную функцию связной речи? (коммуникативная)

Вопрос для команды «Знайки»

• Какие две формы речи включает в себя связная речь?

(Связная речь включает в себя две формы речи : монологическую и

диалогическую.)

2. Второй вопрос

Для команды «Умники» : продолжите предложение

• Диалогическая речь – это…. (беседа нескольких людей, не меньше двух, обмена репликами.)

Для команды «Знайки»

• Монологическая речь – это …. (последовательное связное изложение одним лицом определенной системы знаний или события.)

3. Задание.

1 команда - постройте последовательность работы над связной речью :

• воспитание понимания связной речи;

• воспитание диалогической связной речи;

• воспитание монологической связной речи,

2 команда - постройте последовательность обучению связной речи

• Пересказ

• Составления рассказа по игрушке

• Рассказывание по картине

• Рассказывание из опыта на основе

• Творческое рассказывание

4 задание «Вопрос –ответ»

Умники : То, что служит основой рассказа по памяти, называется

(Опыт)

Знайки : Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (Диалог)

Умники : Изложение прослушанного произведения, называется

(Пересказ)

Знайки : Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Сказка)

Умники : Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (Монолог)

Знайки: Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (Скороговорка)

Умники : Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (Басня)

Знайки: Диалог педагога и ребёнка, в котором взрослый путём постановки вопросов проверяет уже имеющиеся знания или подводит к пониманию и усвоению новых знаний (Беседа).

5 задание. Назовите этапы развития связной речи (Какому возрасту

соответствуют эти критерии)

• Использование в речи простых и сложных предложений

• Договаривание стихов

• Пересказ текста с помощью воспитателя

(3 –4 года младший возраст)

• Пересказ литературных произведений

• Сочинение рассказов по игрушкам, картинам

• Составление загадок

(4 -5 лет средний возраст)

• Проявление интереса к самостоятельному сочинению

• Создание разнообразных творческих рассказов

(5 – 6 лет старший возраст)

6 задание : Назовите современные технологии речевого развития

здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, логоритмика, сказкотерапия, музыкотерапия; кинезиотерапия (игротренинг); литотерапия (камешки «Марблс»); арт-терапия (нетрадиционные формы изобразительной деятельности, пескотерапия,

• технологии проектной деятельности

• технология ТРИЗ

• технологии исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии;

• игровые технологии

• мнемотехника

• синквейн технология.

Переходим ко второй части нашей игры – практической

Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе есть четыре группы игр, предложенные Бондаренко А. К. Приведу краткие характеристики каждой группы:

1. группа - игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да - нет», «Чьи вещи?»

2. группа - игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц?»

3. группа - игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом».

4. группа - игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает», «Белого и черного не называть».

Сейчас мы с вами проведём по одной игре из каждой группы

Игра «Радио» — веселое и полезное занятие, которое укрепляет память ребенка. Ее цель — восстановить по памяти особенности и признаки увиденных людей и предметов. Таким образом малыш запоминает детали, рассказывает о них другим детям, а те дают своеобразную обратную связь и отгадывают нужный предмет по этому описанию.

В «Радио» могут играть как мама с ребенком, так и большая компания детей. Она может стать веселым и полезным развлечением на детском празднике.

Кто больше заметит небылиц?»

Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

«Что изменилось?»

Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Игра «Назови одним словом»

В игре может участвовать как один ребенок и взрослый, так и группа детей. Взрослый назначается ведущим игры и следит за правильностью выполненных заданий.

Правила игры:

1. Ведущий придумывает одно обобщающее слово, которое может означать множество других наименований.

2. Задача ребенка — назвать три слова, которые относятся к одному обобщающему слову ведущего.

А теперь давайте окунемся в историю первобытного общества. Что использовал первобытный человек для общения? (жесты). Речь как форма общения появилась гораздо позже. Люди изъяснялись с помощью жестов, движений головы, ног, тела. Затем в речи появились отдельные звуки, возгласы, крики, т. е. первичная речь. Прошло много лет, пока человек овладел речью в том виде, в котором она существует сейчас. Поначалу движения пальцев, кистей были неуклюжими, но постепенно с появлением промыслов люди научились выполнять более тонкую, сложную работу. Речь становилась более четкой, образной. Потребность в общении вместе с развитием моторики стали факторами формирования речи.

У нас с вами есть такая игра «Расскажи стихи руками»

7 Задание «Поиграем — угадаем»

Цель: развивать пантомимические навыки.

«Жили у бабуси два весёлых гуся» сл. нар

«Маму я свою люблю»

Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию связной речи является театрализованная игра.

В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Задание 8. Инсценировка сказки «Репка»

Вот и подошла к концу наша игра, подведём итоги

Команда «Умники» набрала баллов

Команда «Знайки» набрала баллов

Поздравляем победителей!

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития связной речи дошкольников; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНРКонспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР (2 год обучения, 3 период)Конспект подгрупповой НОД логопеда по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы компенсирующей.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 5–7 лет «Петушок с семьёй» Тема: Обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества Цели: 1. Учить составлять продолжение рассказа по предложенному.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по развитию связной речи «Пути эффективного формирования связной речи дошкольников»
Опубликовано: 18 ноября 2021 в 15:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД