Светлана Сурова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по развитию связной речи «Пути эффективного формирования связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Активизировать деятельность педагогов;
• Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Е. Щукина
Добрый день уважаемые коллеги!
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ по развитию связной речи „Пути эффективного формирования связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.
Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.
Связная речь подразумевает умение ребенка выстраивать развернутые предложения, рассуждать логично и четко формулировать свои мысли. Развитие связной речи начинается с трех лет, а наиболее активная фаза её формирования протекает в пять-шесть лет. В это время чаще надо предлагать малышу пересказывать сказки, озвучивать свои мысли по поводу прочитанного материала или объяснять значение пословиц своими словами. Это поможет ребенку научиться мыслить, формулировать собственные мысли и выстраивать причинно-следственные связи.
К окончанию дошкольного возраста развитие речи ребенка должно достигнуть того уровня, который необходим для успешной учебы в школе. Это звуковая культура речи, овладение грамматическим и лексическим строем родного языка, а также уверенное осознание речи и её произвольности, которое дает малышу возможность выбирать адекватные языковые средства в процессе общения с окружающими его людьми.
Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи : работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия.
Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в различных видах деятельности - игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой и бытовой деятельности и др.
Специальные речевые занятия нацелены на формирование готовности ребенка к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения: ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом воспитателя, получает новые знания о языковой системе родного языка, учится оценивать продукт собственной речевой деятельности.
В центре нашего внимания - развитие связной речи.
Это объясняется рядом обстоятельств:
• в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения);
• в связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;
• в связной речи отражены все другие задачи речевого развития : формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи.
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». (Ушакова О. С.)
Речь современного дошкольника имеет множество проблем, это и:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Связная речь – это определенная последовательность слов и предложений, которые связаны между собой определенными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами.
К поступлению ребенка в первый класс речь становится универсальным средством общения с окружающим миром, поэтому очень важно уметь выражать свои чувства, мысли, эмоции и желания. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития. Что имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Основная задача педагога в работе по развитию связной речи – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Поэтому мы с вами собрались сегодня еще раз поговорить о важности развития связной речи у детей, о том, как сделать работу над развитием связной речи ещё более эффективной, поделиться опытом работы.
Понятие связной речи и ее функция и значение для развития ребенка :
Речь считается связной, если для нее характерны:
• содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);
• точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
• логичность (последовательное изложение мыслей);
• ясность (понятность для окружающих);
• правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе, которым присущи свои особенности.
И так начнём нашу деловую игру «Раз словечко, два словечка!»
Участники делятся на две команды с помощью жребия.
Первая команда «Умники», вторая команда «Знайки»
И так начнём
1. Первый вопрос для команды «Умники»
• Назовите основную функцию связной речи? (коммуникативная)
Вопрос для команды «Знайки»
• Какие две формы речи включает в себя связная речь?
(Связная речь включает в себя две формы речи : монологическую и
диалогическую.)
2. Второй вопрос
Для команды «Умники» : продолжите предложение
• Диалогическая речь – это…. (беседа нескольких людей, не меньше двух, обмена репликами.)
Для команды «Знайки»
• Монологическая речь – это …. (последовательное связное изложение одним лицом определенной системы знаний или события.)
3. Задание.
1 команда - постройте последовательность работы над связной речью :
• воспитание понимания связной речи;
• воспитание диалогической связной речи;
• воспитание монологической связной речи,
2 команда - постройте последовательность обучению связной речи
• Пересказ
• Составления рассказа по игрушке
• Рассказывание по картине
• Рассказывание из опыта на основе
• Творческое рассказывание
4 задание «Вопрос –ответ»
• Умники : То, что служит основой рассказа по памяти, называется
(Опыт)
• Знайки : Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (Диалог)
• Умники : Изложение прослушанного произведения, называется
(Пересказ)
• Знайки : Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Сказка)
• Умники : Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (Монолог)
• Знайки: Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (Скороговорка)
• Умники : Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (Басня)
• Знайки: Диалог педагога и ребёнка, в котором взрослый путём постановки вопросов проверяет уже имеющиеся знания или подводит к пониманию и усвоению новых знаний (Беседа).
5 задание. Назовите этапы развития связной речи (Какому возрасту
соответствуют эти критерии)
• Использование в речи простых и сложных предложений
• Договаривание стихов
• Пересказ текста с помощью воспитателя
(3 –4 года младший возраст)
• Пересказ литературных произведений
• Сочинение рассказов по игрушкам, картинам
• Составление загадок
(4 -5 лет средний возраст)
• Проявление интереса к самостоятельному сочинению
• Создание разнообразных творческих рассказов
(5 – 6 лет старший возраст)
6 задание : Назовите современные технологии речевого развития
• здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, логоритмика, сказкотерапия, музыкотерапия; кинезиотерапия (игротренинг); литотерапия (камешки «Марблс»); арт-терапия (нетрадиционные формы изобразительной деятельности, пескотерапия,
• технологии проектной деятельности
• технология ТРИЗ
• технологии исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;
• игровые технологии
• мнемотехника
• синквейн технология.
Переходим ко второй части нашей игры – практической
Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе есть четыре группы игр, предложенные Бондаренко А. К. Приведу краткие характеристики каждой группы:
1. группа - игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да - нет», «Чьи вещи?»
2. группа - игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц?»
3. группа - игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом».
4. группа - игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает», «Белого и черного не называть».
Сейчас мы с вами проведём по одной игре из каждой группы
Игра «Радио» — веселое и полезное занятие, которое укрепляет память ребенка. Ее цель — восстановить по памяти особенности и признаки увиденных людей и предметов. Таким образом малыш запоминает детали, рассказывает о них другим детям, а те дают своеобразную обратную связь и отгадывают нужный предмет по этому описанию.
В «Радио» могут играть как мама с ребенком, так и большая компания детей. Она может стать веселым и полезным развлечением на детском празднике.
Кто больше заметит небылиц?»
Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
«Что изменилось?»
Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.
Игра «Назови одним словом»
В игре может участвовать как один ребенок и взрослый, так и группа детей. Взрослый назначается ведущим игры и следит за правильностью выполненных заданий.
Правила игры:
1. Ведущий придумывает одно обобщающее слово, которое может означать множество других наименований.
2. Задача ребенка — назвать три слова, которые относятся к одному обобщающему слову ведущего.
А теперь давайте окунемся в историю первобытного общества. Что использовал первобытный человек для общения? (жесты). Речь как форма общения появилась гораздо позже. Люди изъяснялись с помощью жестов, движений головы, ног, тела. Затем в речи появились отдельные звуки, возгласы, крики, т. е. первичная речь. Прошло много лет, пока человек овладел речью в том виде, в котором она существует сейчас. Поначалу движения пальцев, кистей были неуклюжими, но постепенно с появлением промыслов люди научились выполнять более тонкую, сложную работу. Речь становилась более четкой, образной. Потребность в общении вместе с развитием моторики стали факторами формирования речи.
У нас с вами есть такая игра «Расскажи стихи руками»
7 Задание «Поиграем — угадаем»
Цель: развивать пантомимические навыки.
«Жили у бабуси два весёлых гуся» сл. нар
«Маму я свою люблю»
Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию связной речи является театрализованная игра.
В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Задание 8. Инсценировка сказки «Репка»
Вот и подошла к концу наша игра, подведём итоги
Команда «Умники» набрала баллов
Команда «Знайки» набрала баллов
Поздравляем победителей!
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития связной речи дошкольников; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.