Надежда Кечко
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для педагогов ДОУ.
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста.
Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума.
Жан Жак Руссо
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения нетрадиционной техникой рисования.
Задачи: формирование (расширение) представления об нетрадиционной техники рисования;
Темочки:
- ИЗО, Рисование. ВСЕ материалы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Методические разработки
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
• способствовать поддержанию интереса к использованию в своей педагогической деятельности нетрадиционных техник рисования;
• способствовать формированию представления о возможностях применения нетрадиционных техник рисования как средства развития к изобразительному творчеству в соответствии с ФГОС ДО;
• создать условия для обучения приемам нетрадиционной техники рисования;
• развивать творческую активность.
Оборудование и материалы.
Гуашь, белая бумага, коктейльные трубочки, кисточки, салфетки, столы, средства ИКТ, готовые работы детей.
План проведения.
1. Теоретическая часть.
«Рисуем нетрадиционными техниками». Просмотр презентации.
2. Практическая часть.
Рисуем букет (поляну) васильков (используя нетрадиционную технику рисования - коктейльными трубочками);
3. Рефлексия.
Ход семинара-практикума.
1. Теоретическая часть.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Проблема развития дошкольного творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Целью является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
• сформировать у детей технические навыки рисования;
• познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
• ·научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования;
• привлекать детей к работе с различными материалами, упражняя в применении способов нетрадиционного рисования и развития специальных умений и навыков, подготавливающих руку к письму.
Изобразительное творчество имеет огромное значение в процессе всестороннего развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. В процессе каждой продуктивной деятельности целесообразно найти место для творчества. Особенности нестандартного рисования в их необычных методах и способах, имеют инновационный характер развития.
Нетрадиционное рисование - это искусство изображать, не основываясь на традиции.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает положительные результаты, дети получают истинное удовлетворение от художественной деятельности.
Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Дети раскрывают свои уникальные способности, испытывают радость, которая им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Нетрадиционных техник рисования насчитывается большое количество, использование которых педагог определяет возрастными особенностями дошкольника, а также выбором методических целей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. В художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования
Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Художественное творчество очень важно при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
Давайте вспомним нетрадиционные техники рисования. Я буду показывать фото, а вы говорить, как эта техника называется.
Чему учит нетрадиционное рисование?
Техника рисования ватными палочками развивает творческий потенциал ребенка, его фантазию, сосредоточенность, согласованность движений, внимание, координацию, усидчивость и, конечно же, мелкую моторику пальцев рук, что прямо связано с развитием ребенка. При помощи рисования ватными палочками можно изучать цвета, времена года, цифры, буквы и все что угодно.
Техника рисования восковыми мелками и акварельными красками. Основное свойство воска – отталкивать воду. Сочетание акварели и восковых мелков даёт совершенно неожиданный эффект: если поверх воска пройтись акварелью, то места на бумаге, не закрашенные мелками, окрасятся краской. Преимуществом является создание оригинальной картины при помощи необычной техники. Это придаёт детям уверенность и желание стремиться к дальнейшему развитию, не тревожась о неудачах и ошибках, положительно сказывается на мышлении и дикции, поскольку способствует развитию определённых участков мозга.
Монотипия пейзажная. Необходимость смешивать цвета и находить новые оттенки развивает цветовосприятие и эстетический вкус.
Дети знакомятся с формой и объёмом, что развивает пространственное мышление и воображение.
Применение необычных инструментов и материалов помогает научиться принимать нестандартные решения, находить ответы в любых ситуациях.
Ребёнок учится планированию, заранее определяя последовательность простых действий. Детям прививается эстетический вкус, развивается эмоциональная отзывчивость.
Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Мой небольшой опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.
2. Практическая часть.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Сегодня я бы хотела вас познакомить с еще одной нетрадиционной техникой - «рисование коктейльными трубочками».
Техника рисования «коктейльными трубочками» нравится всем без исключения детям и даже взрослым. Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибочного изображения легко придумать что-то новое. В результате ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с ним и желание рисовать.
Цель: научить детей нетрадиционной техники рисования «коктейльными трубочками»
Задачи: упражнять в рисовании нетрадиционными материалами.
• учить передавать образ цветов, строение и форму.
• развивать моторику рук.
• воспитывать желание доставлять радость близкому человеку – маме, бабушке;
• формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, чувства любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: листы бумаги (половина альбомного листа) на каждого ребенка, желтая, красная, зеленая краска - гуашь, специально подготовленные коктейльные трубочки, иллюстрации цветов, салфетки (влажные, бумажные).
Выполнение работы с показом и пояснением
3. Рефлексия.
Я предлагаю представить, что сегодня вы провели этот час в ресторане и теперь директор ресторана просит Вас ответить на несколько вопросов:
• Больше всего мне понравилось ….
• Я почти переварил …
• Я переел …
• Пожалуйста добавьте ….
Желаю удачи, успехов.
Литература
1. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»;
2. И. А. Лыкова «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»;
3. Т. Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»;
4. Р. Г. Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
5. Толковый словарь: Т. Ф. Ефремова.