Ирина Сороковикова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Игра как средство решения образовательных задач в условиях ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
Цель: дать представление о детской игре как способе решения образовательных задач.
Задачи:
1. Формировать умение педагогов моделировать совместную с детьми игровую деятельность для решения образовательных задач
2. Формировать банк методических приемов, форм организации игровой деятельности.
3. Оказать помощь участникам семинара в определении задач их профессионального самосовершенствования.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Игра как средство решения образовательных задач в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
4. Формировать навыки решения психолого-педагогических кейсов.
5. Рефлексия собственного профессионального мастерства.
Приёмы, методы: «Мозговой штурм», «Кейс-технология».
Ожидаемые результаты семинара:
1. Понимание участниками значения игровых методов в решении образовательных задач.
2. Умение решать образовательные задачи в инициируемой детьми совместной игре.
3. Активизация познавательной активности участников семинара-практикума.
4. Повышение уровня профессиональной компетенции по основным аспектам темы.
5. Умение решать педагогические ситуации, анализировать и обосновывать свою точку зрения.
6. Формирование собственного стиля творческой педагогической деятельности.
План проведения:
1. Определение проблемы в рамках указанной темы.
2. Мозговой штурм (командная работа) «Игра, игра, игра»
3. Дискуссия «Играя – обучаю, или обучаю – играя»
4. Решение кейсов (командная работа).
5. Рефлексивная деятельность.
Ход семинара:
1. Определение проблемы в рамках указанной темы.
Образовательные задачи развития и обучения детей в ДОУ решаются в процессе организованной образовательной деятельности. Т. к. игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, то и образовательные задачи должны решаться игровыми методами и приёмами.
Возможно ли решать образовательные задачи обучения и воспитания детей в процессе самой игры? Насколько это будет эффективно? Ведь игра обеспечивает ребенку ощущение свободы действий, отношений, проявления творчества и вместе с тем позволяет наиболее полно реализовать себя в коллективе сверстников и достичь состояния эмоционального комфорта. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, к самооценке своей деятельности, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания.
2. Мозговой штурм «Игра, игра, игра»
1. Событие, действительность, которая воспроизводится детьми в игре называется… (сюжет)
2. Образ, который ребенок сам добровольно принимает на себя или по договоренности с другими играющими называют … (ролью)
3. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра берёт начало с осуществления игровых … (действий)
4. Главная роль в народной игре? (водящий)
5. В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра находится на стадии сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе (личного опыта).
6. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)
7. Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, лента)
8. Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
3. Дискуссия «Играя – обучаю, или обучаю – играя»
Сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящим средством решения образовательных задач. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности, поэтому направляя игру с целью решения образовательных задач, всегда следует помнить, что она — своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. Поэтому образовательные задачи «вбрасываются» в игру детей незаметно для них, чтобы ненароком не превратить игру в дидактический игровой метод.
Дети лучше запоминают то, что эмоционально значимо для них. Поэтому образовательные задачи, должны быть частью игры, воспитатель должен обладать импровизационными умениями, чтобы добиваться решения детьми образовательных задач, не прерывая и не изменяя детскую игру. Например, в сюжетно-ролевой игре «Туристы» дети старшего дошкольного возраста проигрывают знакомые уже из личного опыта действия: собирают рюкзаки, едут на машине в лес, разводят костёр, ставят палатку. Вот здесь, не нарушая ход игры, воспитатель может «вбросить» в игру какую-либо идею, проблемную ситуацию, с целью решения детьми образовательной задачи («забыли спички, как развести костёр?», «вместо палатки взяли полотно ткани», «заблудились в лесу» и т. д.). Итак, в каждой игре для обогащения детского кругозора, развития мышления, воображения и коммуникативных навыков необходимо «вбрасывать» проблемные ситуации и образовательные задачи в соответствии с возрастом и возможностями детей.
Например:
Игра «Поездка в автобусе».
Идеи: «А давайте поедем в Африку», «А давайте как будто у нас начался пожар», «А давайте наш автобус превратится в самолёт».
Ситуации: «Ой, тебе дальше ехать нельзя, у тебя сломался мотор»; «забыла, на какой остановке выходить»; «у женщины ребенок плачет, хочет сесть, но все места заняты».
Образовательные задачи: «билет стоит пять рублей, пассажир даёт десять»; «старушка просит посадить её на четвёртое справа место от дверей», «в автобусе может ехать только 12 пассажиров, если на остановке выйдет три пассажира, сколько может зайти?»
Игра «Магазин».
Идеи: «А давайте как будто в магазин пришёл вор», «А давайте будем ещё продавать корм для животных», «А давайте сделаем банкомат и поставим в магазин».
Ситуации: «не хватило денег, чтобы рассчитаться за покупки», «покупатель хочет купить без очереди», «один покупатель забирает у другого товар, аргументируя это тем, что тоже хочет его купить».
Образовательные задачи: «Подайте мне пожалуйста только жёлтые фрукты», «Мне нужно купить по три разных овоща», «Одно яблоко стоит два рубля, у меня шесть рублей. Сколько я смогу купить у вас яблок?»
Важно, если при «вбрасывании» в игру какой-либо ситуации, ребенок растерялся и не знает, что делать, помогите ему, но не извне, а изнутри игры, приняв на себя какую-нибудь роль. Разрушая в игре скучные эталоны, играть становится интересней, сюжет развивается.
Проще всего достичь нужного эффекта, если у героев игры что-то не получается, если происходит какая-нибудь нелепица. Все нелепицы, ситуации и идеи должны быть тесно связаны с игрой и с информацией, которую ребенок потом будет использовать в игре, но вот «откроет» он её для себя сам.
Часто дети увлекаются придумыванием сказок, или переделыванием старых сказок на новый лад. Данный вид игры способствует формированию воображения в дошкольном возрасте. Вбрасываемые образовательные задачи в такой игре могут носить социальный, нравственный или познавательный характер.
Например, в сказке «Теремок» мышка отказалась пускать в теремок Зайчика-Побегайчика. Что делать? Или, почему три поросёнка строят себе дом в лесу, если они домашние животные? Или, что можно придумать, чтобы лиса не преследовала петушка в сказке «Кот, лиса и петух»?
В ходе придумывания или переделывания сказок у детей актуализируются раннее полученные знания, они получают опыт находить собственные решения из проблемных ситуаций, учатся видеть причинно-следственные связи, делать умозаключения, слышать точку зрения сверстников. Кроме того, в ходе сочинительства и импровизированной театрализованной игры решаются образовательные задачи развития речи, логического мышления, воображения, развитие коммуникативных навыков.
Важно, чтобы педагог был участником-партнером в детской игре, и действовал по их правилам, а не дети были участниками взрослой игры. Такая игровая образовательная деятельность постепенно переходит в культурную практику детей и далее уже в самостоятельной игровой деятельности (без взрослого, они придумывают проблемные ситуации, которые могут возникнуть с персонажами сказок, обыгрывают эти ситуации, манипулируя игрушками. Развитие воображения тесно связано с детской игрой. С одной стороны, оно есть необходимое условие возникновения игры, с другой стороны — развивается в игре.
Способность придумывать сюжеты, совместно сочинять сказки, дает возможность не только осмысливать, но и переосмысливать окружающие события. К сожалению, некоторые детские игры носят шаблонный характер, больше похожи на алгоритмы (заученные действия, чем на красочные описания тех или иных событий. Почему это происходит? Это происходит в первую очередь потому, что дети не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни и деятельностью людей.
Поэтому, при внедрении в игру образовательной задачи, необходимо включить такие сведения, которые ребенок сможет потом сам использовать в игре. Важно показать тех людей, которые действуют в той или иной сфере деятельности, и, главное, те отношения между ними, которые существуют в жизни. Необходимо с меняющимися реалиями жизни и возрастом детей игру обогащать новыми понятиями, действиями, усложнять сюжетную линию.
Например, играя в кафе обязательно должны фигурировать такие понятия, как: официанты, обслуживание, посетители, касса, десерт, кондитер, повар, счёт, меню, доставка и другое. Необходимо в игре демонстрировать те или иные действия героев, характер, речь, образ и одновременно «вбрасывать» в игру неожиданные ситуации социального характера, (пролили чай, забыли дома деньги, перепутали столик, балуется ребенок и т. д., задачи познавательного характера («Извините, подскажите пожалуйста, из каких продуктов сделан этот салат?» или «Принесите пожалуйста нам три чая и два компота»). Чтобы игра жила и развивалась, она должна быть понятной детям, эмоционально окрашенной и свободной.
Что мы должны развивать — воображение, чтобы развивалась игра, или игру, чтобы через нее развивалось воображение? Л. С. Выготский писал, что воображение это игра без действия и, наоборот, воображение в действии и есть игра.
4. Решение кейсов
Часто в педагогической практике во время игровой деятельности детей встречаются и разные конфликтные ситуации. Иногда они ставят нас в тупик, и мы порой не знаем, как быть в этой ситуации. Давайте потренируемся находить выход из возникших конфликтных ситуаций во время игры детей.
Каждая команда получает кейс с описанием конфликтной детской ситуации. Необходимо:
1. Проанализировать её в течение 10 минут и предложить своё решение.
2. Предлагается другой вариант благополучного решения той же ситуации для анализа.
3. Сравниваются между собой два варианта решения одной и той же ситуации (их плюсы и минусы).
Кейс 1.
Две девочки (5 лет) никак не могут договориться, кто будет мамой куклы Наташи.
- Я хочу!
- И я хочу! — спорят они.
- Двух мам не бывает,— говорит одна из них.
- Хочешь, ты будешь соседкой? — предлагает первая.
- Нет, я буду только мамой! — настаивает вторая. Одна из девочек наклоняется над коляской, быстро берет на руки куклу и начинает ее укачивать.
- Ну, а я тогда не буду играть! — обиделась другая.
Вариант решения ситуации:
Взрослый, наблюдавший за конфликтом между девочками, берет другую куклу и от ее имени спрашивает:
- Можно, я буду твоей дочкой? Ты будешь со мной гулять, водить меня в детский сад. Мы будем жить по соседству с куклой Наташей, я буду дружить с ней, ходить к ней в гости.
Конфликт разрешен. Обе девочки с интересом играют рядом.
Кейс 2.
Вова (5 лет) ведет машину, и его путь проходит через «класс», где Вероника (5 лет) «учит» своих учениц — кукол. «Учительница» возмущена вторжением автобуса. Оба сердятся:
- Ты зачем нам мешаешь! А ну, уходи!
- Это ты мешаешь! Пусти сейчас же! Не видишь, здесь дорога проходит!
Вариант решения ситуации:
Вмешивается взрослый в нарастающий конфликт.
- Товарищ шофер,— обращается мама к зачинщику ссоры,— я диспетчер и потому должен сказать вам, что маршрут вашего автобуса изменился, так как здесь дорога закрыта на ремонт. Теперь машины идут в объезд.
Проанализируйте прием взрослого, благодаря которому удалось сохранить игровой замысел детей. Чем можно объяснить успех в разрешении описанных конфликтных ситуаций?
5. Рефлексивная деятельность
Ребенок легко подчиняется правилу, вытекающему по ходу игры. Вот почему, когда взрослый, тактично включаясь в игру, подсказывает детям новый ход игрового действия, позволяющий обойти конфликт, то они принимают его — и игра сохраняется. Прямое же вмешательство в большинстве случаев нарушает игру.
Какие образовательные задачи можно было добавить в эти игровые ситуации?
Всегда ли детская игра носит развивающий характер?
Советы воспитателю по руководству играми детей
1. Не будь равнодушным зрителем игры, умей понимать детей и понимать их игровые замыслы.
2. Бережно относись к творческой выдумке ребёнка, завоюй доверие и установи контакт
3. Поддержи интересную идею, направив усилия на её осуществление
4. Давай не только знания, но и эмоции
5. Советуй, но не дави инициативу детей
6. Помоги каждому ребёнку найти своё место в игре.
7. Сумей быть одновременно организатором и рядовым участником игры
8. Отвлеки детей от «дурной» игры, создай интерес к другой теме.
9. Сохраняй радость игры, буди фантазию, поддерживай интерес.
Источник: https://doshvozrast.ru/igra/igrarolevaya05.htm
Список используемой литературы1. В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова, «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет», изд-во: «Центр педагогического образования», 2017;
2. В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова, «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет», изд-во: «Центр педагогического образования», 2017;
3. Н. Ф. Губанова, «Развитие игровой деятельности», изд-во: «Мозаика-синтез», 2020;
4. Н. Михайленко, Н. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя», изд-во: «Линка-пресс», 2009;
5. Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, «Психология игры», изд-во: Левъ, 2017;
6. Е. Е. Кравцова, «Разбуди в ребенке волшебника: книга для воспитателей детского сада и родителей», изд-во: М: «Просвещение», 1996.