Ксения холкина
Семинар-практикум для логопедов «Нейропсихологический подход к коррекции речи дошкольников и младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс»
СП Зюкайская школа»
Семинар-практикум для логопедов
«Нейропсихологический подход к коррекции речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кинестетический анализатор
Учитель-логопед :
Холкина Ксения Николаевна
Зюкайка, 2022 г.
Цель: Повышение уровня знаний специалистов по использованию нейропсихологических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Публикация «Семинар-практикум для логопедов „Нейропсихологический подход к коррекции речи дошкольников и младших школьников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Задачи:
1. Дать понятие педагогам о кинестетическом анализаторе.
2. Показать практические варианты использования нейропсихологических приемов в работе с детьми.
Оборудование: ноутбук, презентация, массажные мячи, мяч.
Орг. момент
Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу начать свое выступление с цитаты
«Как бы хорошо ты ни говорил, если ты говоришь слишком много, то в конце концов станешь говорить глупости». А. Дюма
Поэтому на протяжении своего выступления буду говорить коротко и ясно.
Теоретичекая часть
Кинестетические ощущения (от греч. kineo -- двигаюсь и aesthesis -- ощущение) -- ощущения движения, положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий. Данный вид ощущений возникает в результате раздражения проприорецепторов (от лат. proprius -- собственный и capio -- брать, принимать) -- специальных рецепторных образований, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках; именно они дают информацию о движении и положении тела в пространстве.
Роль кинестетических ощущений в психической деятельности была выделена еще И. М. Сеченовым, который считал, что «мышечное чувство» является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления.
Кинестетические ощущения тесно связаны с работой вкусовых, болевых, температурных, зрительных рецепторов, расположенных на поверхности тела и воспринимающих раздражения из внешней среды. Особенно отчетливо это выступает в осязании, являющемся комбинацией кинестетических и кожных ощущений, при которой важную роль играют зрительный, слуховой, вестибулярный анализаторы и др.
Мышечно-двигательная чувствительность является важным компонентом не только процесса осязания, но и процесса пространственного ориентирования (Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская). Двигательный анализатор дает возможность «измерить» предмет, используя в качестве мерок части своего тела. Он также служит механизмом связи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды при ориентировке в пространстве. Использование при этом зрительного контроля приводит к точности движений и их оценке, адекватности степени мышечных напряжений.
Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных при письме, речедвигательных при произношении, тактильно-двигательных в процессе взаимодействия с окружающим миром.
В дошкольный период происходит наиболее существенное совершенствование способностей к дифференцированию мышечных напряжений, благодаря чему ребенок успешно овладевает некоторыми координированными симметричными движениями (в частности, движениями верхних конечностей, но перекрестные движения у него еще продолжают вызывать значительные затруднения.
Совершенствование точности движения и овладение навыками контроля и самоконтроля осуществляются в процессе длительной тренировки и включения в нее высших познавательных процессов, развития навыков анализа своих внутренних ощущений. Для этого необходимо проведение специальных упражнений на развитие зрительно-моторной координации с предметами и без них, физических упражнений на развитие симметричной мышечной силы тела, на координацию движений верхних и нижних конечностей, других частей тела.
Практическая часть
Переходим к практической части. Я хочу предложить вам игры, направленные на развитие зрительно-моторной координации. Я буду показывать вам упражнения, а вы вместе со мной выполняйте.
1. «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Далее проговариваем разные слоги (са, со, су, сы) и соединяем каждый пальчик в колечко.
2. «Цепочка» Соединять колечки на обеих руках. То же самое.
3. «Кулак-палец-ладонь». Обвести свой кулак, кулак с вытянутым пальцем, ладонь на лист бумаги. Разделить лист пополам чертой и на другой стороне также: ладонь, с пальцем кулак и кулак. Выполняем сначала одной рукой, затем двумя руками. Далее произносим цепочу слогов или слов на каждое положение рук. Например: са-за-ца или санки-зайка-цапля
4. «Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движение вместе с взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками. Далее выполняем движение руками вместе с проговариванием звуков: с, з, ц.
5. «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и однонаправленно менять положение рук. Произносим слова на дифференциацию звуков: мишка-миска, усы-уши.
6.«Фонарик». Руки направлены вверх. Одна рука зажата в кулак, ладонь другой распрямить. По сигналу происходит смена положения рук. Кулак- произносим слог «за», ладонь – «жа».
7. «Ухо – нос». Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с «точностью до наоборот». Проговариваем звук «с», «ш» или «с»-«ц».
9. «Поменяй ладони». Руки лежат на столе, одна ладонь вниз, другая вверх, попеременно менять ладони. Проговариваем слова, меняя положение рук: жара-заря, пожар-базар.
10. «Заяц-колечко». Сначала на одной руке показываем 2 пальца вверх-заяц, 2 пальца соединены-колечко, затем на другой. А теперь на обеих руках меняем позиции. Произносим звуки «с»- «з», «ш»-«ж», «ч»-«щ»
Игры с мячом, с массажным мячом.
Играют двое участников. Игроки передают друг другу мяч, выполняя словесную инструкцию. Одной рукой игрок передаёт мяч, другой –принимает. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т. д. развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.
1. Перекладывание мяча себе из одной руки в другую (у одного мяч в правой руке, у другого тоже в правой).
Игра «Один-много». Проговариваем слова, меняя положение рук. Шапка-шапки.
2. Перекладывание мяча друг другу с правой руки.
3. Перекладывание мяча квадратом с правой руки.
4. По диагонали передаем мяч в руке напротив (у одной в правой, у другой в левой)
5. Треугольник: мячи напротив (у одного- в правой, у другого- в левой, передаю себе прямо, товарищу- по диагонали.
6. 2 мяча у меня, 2 мяча передаю по прямой.
7. 2 мяча перекрестно.
Грамматический строй речи : Игры «Один-много». Проговариваем слова, меняя положение рук.
Например, шапка-шапки., «Назови ласково», «Маленький-большой».
Лексика: «Скажи-наоборот», «Назови одним словом», «Скажи какой?
Таким образом, следует подытожить положительный эффект кинезиологических упражнений для детского физического и психического здоровья.
Использование упражнений кинезиологии позволяет:
• укреплять здоровье;
• повышать тонус;
• снижать усталость, утомляемость и раздражительность;
• улучшать психоэмоциональное состояние;
• понижать чрезмерную активность;
• повышать концентрацию и умственную работоспособность;
• улучшать память;
• стимулировать развитие слуха и речи;
• улучшать внимание, мышление;
• развивать восприятие, пространственные представления, воображение
Рефлексия.
Наш семинар-практикум подходит к концу. Сейчас я хочу, чтобы каждый специалист высказался о том, что было сложно или легко.
Спасибо вам за внимание и за работу. Творческих вам успехов!