Светлана Найдёнова
Семинар-практикум для педагогов «Особенный ребёнок. Способы взаимодействия»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ДС "Катюша" г. Волгодонска
Семинар-практикум для педагогов
"Особенный ребёнок. Способы взаимодействия"
Подготовила: педагог-психолог Найдёнова С. А.
Г. Волгодонск ноябрь 2015г.
Введение.
Со второй половины ХХ века возросло число детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии, патологиями. В последнее время весьма распространенной проблемой в дошкольном возрасте стала гиперактивность. По очень точному замечанию детского невропатолога, врача В. И. Гарбузова, никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов как эта. Тема нашего семинара-практикума "Особенный ребёнок. Способы взаимодействия". Особенный ребёнок - это ребёнок, у которого имеются изменения центральной нервной системы (ММД) в следствие перенесённой ПП ЦНС (перинатальной патологии центральной нервной системы)
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Особенный ребёнок, Способы взаимодействия“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В каждой группе были есть и будут дети, которые чем-либо отличаются от основной массы детей. Конечно у каждой из вас есть свой опыт работы с такими детьми. Но какой это опыт? Положительный или отрицательный? Возникали ли у вас вопросы: а как мне работать с этим ребёнком? Что с ним? и пр. Сегодняшний семинар, я надеюсь, ответит на некоторые ваши вопросы и поможет изменить отношение к особенным детям и облегчит взаимодействие с ними.
ЦЕЛЬ: Определение способов, методов взаимодействия с гиперактивными детьми.
Откуда что берётся?
В биографию каждого ребёнка вписан 91-й день перинатального периода, когда организм включает программу перехода на режим автономного существования, а потому чрезвычайно уязвим. "Командует парадом" адаптации ЦНС, которая еще сама только формируется и созревает, в первую очередь именно на себя вызывая "огонь" неблагоприятных воздействий. На первом месте среди них - кислородное голодание (гипоксия, затем в порядке убывания значимости - травматические и токсические факторы, инфекции и нарушения обмена веществ. Под их влиянием из-за сужения питающих мозг ребёнка сосудов нарушаются мозговое кровообращение и циркуляция спинномозговой жидкости. Так возникает перинатальная патология ЦНС (ПП ЦНС) - повреждение мозга различной степени тяжести. В наши дни встречается у 8 из 10 новорождённых.
Перинатальные поражения мозга чаще всего приводят к трем различным вариантам клинических проявлений, которые зависят от степени и расположения повреждений: от ДЦП и дефектов интеллекта до мелких повреждений.
С точки зрения патофизиологии под МДМ подразумеваются все мелкие повреждения мозга, возникшие по тем же причинам, что и ДЦП, служащие базой для развития основных заболеваний, проявляющихся в различной форме. Частота встречаемости составляет, по данным разных авторов, от 21 до 60 %.
ММД Принято рассматривать как последствие различных неблагоприятных воздействий на развивающийся мозг, которое выражается в возрастном несоответствии отдельных высших психических функций или их дисгармоничном развитии. Даже если интеллектуальный уровень детей с ММД находится в пределах нормы, они могут испытывать значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.
Наиболее опасными периодами для таких поражений считаются поздние стадии беременности и роды, что подтверждается ЭЭГ- исследованиями и результатами компьютерной томографии.
Причины:
- беременность: неблагополучная экология, токсикоз, аллергия, нарушения питания, стрессы, инфекции и болезни будущей мамы, угроза прерывания беременности, употребление алкоголя, курение, лекарственные средства
- роды: родовые травмы (стремительные, затянувшиеся роды, кесарево сечение, недоношенность, обвитие пуповиной).
Последствия ПП ЦНС, ММД.
ЗПР, ЗПРР, аутистические признаки, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
1. ЗПР
Диагноз ЗПР ставится врачом-неврологом;
Диагноз ЗРП означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее;
Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников;
Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения. Для того, чтобы попасть в специализированное ДОУ, надо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
При ЗПР, в отличие от умственной отсталости, имеет место обратимость интеллектуально дефекта. Кроме того, в отличие от олигофрении у детей с ЗПР отсутствует инертность психических процессов, так же для них характерна низкая познавательная способность. Особенностью психического развития детей с задержкой развития в дошкольном возрасте является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти. Одной из характерных особенностей детей с ЗПР является отставание в развитии у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела, недостаточна тонкая моторика, у них наблюдается выраженное нарушение функций активного внимания, ограничение его объема, фрагментарность внимания. Многие дети с ЗПР обладают своеобразной структурой памяти. Это проявляется иногда в большой продуктивности непроизвольного запоминания. Такие дети эмоционально неустойчивы. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость. Наблюдаются также формы ЗПР, при которых эмоционально-волевая и личностная незрелость сочетается с недостаточностью различных компонентов познавательной деятельности. С такими детьми трудно общаться, так как ребенок проявляет импульсивную двигательную и вербальную активность, он действует как бы бездумно, болтает, не подумав.
2. Синдром раннего детского аутизма (РДА)
Синдром раннего детского аутизма, синдром РДА — нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей. Диагноз ставит детский психиатр.
Классификация РДА по степени тяжести. Выделяют 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:
Внешние проявления РДА (признаки).
- не проявляет интерес к играм других детей
- не интересуется играми на взаимодействие ("ку-ку")
- избегает визуального контакта
- вращения, размахивания, рассматривание вращающихся предметов
- выстраивание в линейку
- самоукачивание
- включение-выключение
- ест несъедобное
- нет чувсва опасности
- чувствительность к шуму, свету и пр.
Причины и механизмы возникновения РДА.
В разное время в решении данной проблемы внимание уделялось различным причинам и механизмам возникновения данного нарушения. Но до сих пор нет единого представления о патогенетических механизмах РДА. Самыми распространенными причинами считают генетическую предрасположенность, следствия вакцинации детей, экологический фактор, различные стрессы и травмы в пре- и постнатальный период.
При правильно организованной коррекционной работе возможно продвижение ребенка по стадиям социального взаимодействия и его адаптация к окружающей среде.
Симптомы ММД в дошкольном детстве:
У детей с легкой мозговой дисфункцией часто имеет место задержка психического развития.
Как правило, нарастание симптомов ММД приурочено к началу посещения детского сада (в возрасте 3-х лет). Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на ЦНС в этом возрасте могут приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития.
В младшем возрасте у них нередко наблюдаются задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез, причем не только ночью, но и днем.
В дошкольном возрасте среди детей с ММД преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость, особенности поведения (незрелость, инфантилизм, импульсивность,
Повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость внимания, затруднения в запоминании нового материала, плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие, сонливость, укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты, метеозависимость. нарушена зрительно-моторная координация, нарушения сна, невозможность сосредоточиться, проблемы с едой, гиперактивность, возбудимость, неуправляемость, плаксивость, рассеянность, отставание в психоречевом и двигательном развитии, чувствительность, неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка агрессивность, упрямство, неспособность сосредоточиться на каком-нибудь предмете или явлении, снижена реакция на болевые стимулы подергивания и тики, лишены чувства страха, нарушения сна и аппетита Мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность, нарушение общей, мелкой моторики, координации движений
У детей с ММД все симптомы могут обостряться в моменты повышенной нагрузки: ДС, простуда, ОРВИ, весна, осень и пр., т. к. увеличиваются психические и физические нагрузки.
ММД лежит в основе синдрома гиперактивности (синдром гипервозбудимости, неврозоподобный синдром, церебрастенический синдром, астено-невротический синдром).
Если болезнь не лечить, то с каждым годом проблемы с поведением ребенка усугубляются.
Прогноз для детей с ММД.
Прогноз при правильной коррекции в целом благоприятен. Существуют несколько вариантов:
1) со временем симптомы исчезают, и дети становятся подростками, взрослыми без отклонения от нормы. Анализ результатов большинства исследований свидетельствует о том, что от 25% до 50% детей “перерастают” этот синдром;
2) Симптомы различной степени тяжести продолжают оставаться, но без признаков развития психопатологии. Таких детей большинство (от 50% и более). У них наблюдаются проблемы в повседневной жизни. По данным опроса, их постоянно сопровождает чувство “нетерпеливости и неугомонности”, импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки в течение всей жизни. Имеются сообщения о большой частоте несчастных случаев, разводов, перемены мест работы у этой группы людей;
3) Развиваются тяжелые осложнения у взрослых в виде личностных или антисоциальтных изменений, алкоголизма, наркомании и даже психических состояний.
Особенно долго не нормализуются отклонения в работе головного мозга. Легкие отклонения трудно диагностировать, они малозаметны в дошкольном возрасте, и потому ни родители, ни специалисты не уделяют детям, имеющим такие нарушения, должного внимания.
Легкие отклонения в созревании и функционировании мозга представляют проблему, требующую компклесной медико-психолого-педагогической реабилитации, в которой огромная нагрузка ложится на плечи родителей.
Основные принципы лечения синдрома минимальной мозговой дисфункции - медикаментозная терапия неврологических, психических и соматических нарушений, использование нейропсихологических методик коррекции, психотерапевтическое лечение окружения ребенка, организация специального обучения ребенка.
Как помочь гпперактивному ребенку
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов, формируется неадекватная самооценка. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка «отрицательных» черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Такой ребенок чувствует себя неуютно в коллективе, ведь попав в разряд "неуспевающих", он ощущает негативное отношение со стороны педагогов и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным активным поведением. Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются и "не берут в игру" дети. Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка – характерные эмоции при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью – получают дополнительный стимул.
Цель работы педагога заключается не в том, чтобы добиться от гиперактивного ребёнка супер послушания и покладистости (еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним.
Подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести». Вот тут-то воспитатель может оказать ребенку действенную помощь.
1) Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз,
2) Строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально в первоначально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя, во время занятий, находиться рядом; предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения На этом этапе работы можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать - понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания.
3) Укрепление самооценки. Помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его! У детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова "нет", "нельзя", "не трогай", "запрещаю" для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. Вполне можно создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны; игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные; строить процесс воспитания на положительных эмоциях; избегать завышенных или заниженных требований; давать задания в соответствии с воз-можностями ребенка;
4) Следование за ребёнком. Важно увидеть тот момент, когда “непоседу“ что-то заинтересовало и постараться удержать его внимание на этом предмете, объекте как можно дольше, дать положительное подкрепление.
5) Также очень важен физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить – со временем это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, ещё больше возбуждают нервную систему. Научите малыша расслабляться.
6) Поведение ребёнка иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).
7) Ребенку предлагается альтернативная форма поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, можно рисовать на листе». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик». Прежде чем делать запреты, стоит подумать, насколько они обоснованы. И еще: если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.
8) Направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т. д., привлекать гиперактивного ребёнка к себе в помощники.
9) Одним из наиболее эффективных средств в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью является игра. Игра имеет широкие возможности при оказании помощи гиперактивным детям, существенно сглаживая их двигательное беспокойство и суетливость позволяя контролировать их действия и поступки с помощью определенного игрового сюжета и связанных с ним правил и ролей.
10) Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей, это для него мощный возбуждающий фактор. Поэтому нельзя требовать от него моментального включения в групповые виды деятельности. А постепенно вовлекать его и профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения; использовать на занятиях элементы игры и соревнования, давая возможность выиграть Учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как: неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкцию (заострение внимания на деталях). Следующий этап – вовлечение ребенка в групповые виды деятельности (во взаимодействие со сверстниками) тоже должен происходить постепенно. Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2 – 4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общегрупповых играх и занятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбуждаться, что приведет, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению, дефициту активного внимания.
11) Согласованность понимания, отношения к особенному ребёнку, подхода к его воспитанию, обучению и развитию, действий между воспитателями, узкими специалистами и родителями. Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в ДОУ и семье сможет помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.
3 Практическое задание
Чтобы почувствовать состояние гиперактивного ребенка, находящегося в обыденной для нашего понимания социальной среде, проведем небольшой эксперимент.
Я прошу выйти в центр зала 3-х человек. Пожалуйста, послушайте внимательно инструкцию и выполните предложенные действия.
Инструкция: Поздоровайтесь с каждым вторым присутствующим в зале человеком и одновременно сосчитайте, сколько предметов квадратной формы в данном помещении и сколько мячей.
Расскажите, легко ли было выполнить моё поручение?
Как вы чувствовали себя при выполнении задания (комфортно, ощущали напряжение, дискомфорт и т. д. ?
Что чувствовали после того как поручение было выполнено (утомление, облегчение, усталость и т. д. ?
Все эти неприятные ощущения, усталость были вызваны тем, что вас ограничили рамками, заставили выполнять необычные для вас действия. Также чувствует себя и гиперактивный ребенок, попадая в обычную для нашего понимания социальную ситуацию.
Об отношении родителей к лечению ребенка
Предложение проконсультировать ребенка у психоневролога часто оскорбляет родителей. Срабатывают распространенные у нас стереотипы:
а) можно лечить все что угодно, но не голову. Голову лечить позорно; стыдно перед знакомыми;
Надежды родителей на то, что все негативные проявления ММД пройдут сами собой, напрасны. Может быть, ребенок к 5-6-му классам и не будет проявлять двигательной гиперактивности, но, если родители ничего не предпримут, останутся инфантильность, отсутствие мотивации, пробелы в знаниях, возникшие из-за особенностей ребенка и мешающие его успешности в школе, а затем и в жизни.
Уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребенка, а принимают его, поможет и им самим лучше понять и принять сына или дочь. Если воспитатель встретит родителей не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряженному состоянию придет чувство гордости, радости.
Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, что требуют от него взрослые. Как только исчезает рассогласованность в действиях взрослых, ребенок становится спокойнее и увереннее в своих силах.
Если же контакт с родителями затруднен, и мама или папа ребенка не хотят или не готовы принять информацию о нем, можно взаимодействовать косвенно : разместить в уголке или папке для родителей информацию о гиперактивных детях.
Например, если педагога беспокоит поведение гиперактивных детей в группе или классе, он может разместить на стенде отдельные пункты из «Шпаргалки для взрослых» (см. с. 34, которые могут быть интересны и полезны для родителей.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!
Тренировка внимания. При развитии дефицитарных функций необходимо руководствоваться следующими правилами, т. к. гиперактивному ребенку трудно одновремен-но быть и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным.
Поскольку для гиперактивных детей характерны также нарушения внимания и самоконтроля, важно с ними проводить простые игры на развитие данных функций.
В этом хорошо помогают игры с правилами. Причём, игры и правила к ним придумываем сами, когда педагог, но чаще – ребёнок. Например: отбить о землю мяч, поймать его, топнуть ногой, снова отбить, поймать, и т. д. Побеждает тот, кто не собьётся с ритма.
Вот пример ещё одной игры: добежать до противоположного конца площадки, 3-5 раз присесть и возвратиться. Как видим, и задания и правила просты, но и они часто вызывают затруднения. Но любая игра должна заканчиваться на положительной ноте. Ребёнку обязательно надо дать почувствовать, что прилагая определённые усилия, он может со всем справиться.
Хорошо также тренируют внимание такие игры, например «Назови всё деревянное», «Назови всё зелёное», «Ласковые лапки» «Кричалки - шепталки -молчалки» «Найди признаки осени (зимы, весны, лета, «Море волнуется», «День и ночь», «Что изменилось», «Лабиринты», «Чем похожи, чем отличаются», «Найди лишнее», «Зоркий глаз», «Внимание, фотографируем» ( произносятся слова: «Внимание, фотографируем» и ребёнку показывается сюжетная картинка. Ребёнок её 3-5 секунд рассматривает. Картинка убирается. Ребёнок должен запомнить как можно больше предметов, изображённых на картинке.
Дети оделись на прогулку. Педагог : «Посмотрите внимательно на себя в зеркало, всё ли в порядке. Посмотрите друг на друга, помогите друг другу». Это с одной стороны воспитывает опрятность, с другой – тренирует внимание. взаимовыручку.
Заключение.
В течение нескольких десятилетий и в нашей стране, и за рубежом проводились биохимические исследования работы мозга таких детей. Было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга, то есть в тех областях, которые ответственны за контроль поведения. Таким образом, не следует обвинять ребёнка в отсутствии желания или волевых усилий: «Может, но не хочет.». Гиперактивные дети всегда страдают дефицитом внимания. Гиперактивный ребёнок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям, сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват.
Конечно невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет.
Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.